«Если уж браться управлять людьми, то не надо терять из виду, что они просто испорченные обезьяны».
(Анатоль Франс.)
Итак, начинается песня о ветре,
О ветре, обутом в солдатские гетры,
О гетрах, идущих дорогой войны,
О войнах, которым стихи не нужны.
Идет эта песня, ногам помогая,
Качая штыки, по следам Улагая,
То чешской, то польской, то русской речью -
За Волгу, за Дон, за Урал, в Семиречье.
По-чешски чешет, по-польски плачет,
Казачьим свистом по степи скачет
И строем бьет из московских дверей
От самой тайги до британских морей….
( В.А.Луговской «Песня о ветре».)
«Я командир разгромленного полка.
Носитель последних скомканных хромосом.
Эту лавочку жизни не запустить колесом.
Я лично видел, как мир смолкал».
(Марьяна Высоцкая. «Конец фильма».)
Предисловие от Дени Дидро.
Нашёл я тут в сети интересную и занятную статью про израильские ВМФ. Историю их создания, успехов и неудач на море. Но в основном успехов. Наши публицисты и исследователи, как правило, очень сочувствуют израилитянам и очень слабо оценивают арабские силы и возможности. Видимо на это повлияли многочисленные нелепые потери и поражения арабским ВМС в многочисленных войнах с Израилем и в стычках между войнами.
В добавок, к этому, тут свою роль сыграла хорошая идеологическая пропаганда и обработка населения нейтральныз государств мира, через дружественные СМИ и правильную подачу хода боевых действий и их конечных итогов.
В частности, не ушла от этого и данная статья, в том же эпизоде про потопление эсминца ВМС Египта «Эмир Фарук» тоннажом 2,5 т.т. в октябре 1948 года. Кстати, в статье он описывается как крейсер, что является явно завышенной оценкой израильских источников и явно маловатым тоннажем для крейсера.
эсминец ВМС Египта «Эмир Фарук» (похож этот корабль на крейсер?)
Далее, там идёт описание потопления ещё и тральщика, хотя на самом деле тральщик уцелел, хотя и был повреждён, и дошёл самостоятельно до Египта.
Этот эсминец, порядочно насолил израилитянам ранее, в частности именно он, 5-ю месяцами ранее единственный израильский самолёт, причём пилот погиб.
К этому времени действовало соглашение о прекращении огня, и среди военного командования развернулась ожесточенная дискуссия об уместности атаки. И решение об атаке принял лично главный ястреб в еврейском руководстве Бен-Гурион.
Для выполнения этого задания был привлечён морской спецназ, прообраз Шайет 13 под командованием Йохай Бин-Нуна в количестве 5 - ти человек.
Операция прошла успешно, эсминец был потоплен, но из-за паталогической везучести израилитян. По плану первый катер должен был врезаться в эсминец, а второй в тральщик, но в темноте ошибся и помчался вслед за первым, тем самым «Эмир Фаруку» не повезло, и если первый взрыв он пережил, то второй стал для него фатальным.
Прошёл год после операции Йохай Бин-Нун был представлен командованием к высшей военной награде страны медали «За героизм» (аналогично герою Израиля) и впоследствии возглавлял израильские ВМС. А египетский флот больше никогда не заходил в территориальные воды Израиля.
Далее в данной статье ничего не говорится вот о таком загадочном эпизоде новейшей истории.
2 мая 2013 года в 02.30 местного времени сторожевой корабль "AL Hirasa" ВМС Сирии обнаружил гидроакустикой у своего побережья в надводном положении у берега израильскую подводную лодку и выпустил в упор одну противолодочную торпеду "СЭТ - 65Э". После чего визуально наблюдал гибель подводной лодки и её затопление на грунте на глубине 150 метров. После периодическое дежурство на месте гибели подводной лодки осущевствляли вертолёты ВМС Сирии. и до сих пор данный подводный объект неподвижно лежит на прибрежном дне на глубине 150 метров от поверхности. Причём никаких шумов от лодки после её погружения зафиксированно не было.
После этого 5-го мая последовал воздушный удар ВВС Израиля по Сирии, как ответ на потопление израильской подводной лодки сирийскими ВМС.
Данная подводная лодка имела название - "Dolphin". И она осущевствляла в это время выгрузку диверсантов и оружия на побережье Сирии. И оказалась захвачена врасплох и не успела включить свою РТР, увидев уже визуально приближающийся сторожевик, лодка попыталась уйти на погружение, но от торпеды в упор не уйдёшь, и она была потоплена. Существуют версии, что помимо этого сторожевик обстреливал лодку из артиллерийских орудий, но подтверждений этому нет.
И в данный момент подлодка ВМС Израиля всё так же лежит на дне тёплой бухты Средиземного моря, на небольшой глубине в 150 метров.
Кстати, Израиль так и не признал эту свою потерю, и просто отмалчался. У Израиля не бывает нелепых потерь и поражений, вот, можно сказать девиз современного Израиля.
Данные об этом инцинденте есть только в арабской прессе, и перепечатках из неё. Кто знает большие подробности прошу к обсуждению, было бы интересно услышать какие -либо подробности об этом?
А теперь сама статья.
На следующий день после окончания Крымской войны, 31 марта 1856 года, вышел царский указ, запрещающий евреям служить в российском флоте. Прошло 160 лет, молодое еврейское государство обзавелось собственным флотом, который за годы военных действий накопил уникальный боевой опыт, проверенный во многих сражениях. Военный обозреватель АЛЕКСАНДР ШУЛЬМАН рассказывает об истории создания и ключевых событиях военно-морских сил в составе Армии обороны Израиля.
Морской щит Израиля
Военно-морской флот Израиля, в отличии от ВВС и бронетанковых войск, по праву считающихся одними из крупнейших в мире, относительно невелик - на его эскадрах и флотилиях служат порядка 12 тысяч офицеров и матросов. Однако в мировой табели о рангах военно-морских флотов ВМФ Израиля занимает одно из ведущих мест - это воюющий флот, чьи корабли не стоят у причальной стенки, а непрерывно участвуют в сложнейших морских операциях.
В эскадрах и флотилиях ВМФ Израилю проходят обкатку и проверку боем самые современные технологии ведения морской войны, на их вооружении стоит самое передовое морское оружие, созданное израильской военной промышленностью. Потому ВМФ Израиля находится в фокусе внимания всего военно-морского мира.
Создание флота
Хотя днем рождения ВМФ Израиля считается 17 марта 1948 года, когда приказом командующего Хаганы были созданы морские части будущего ЦАХАЛа, история израильского флота началась гораздо раньше. Сионистским боевым организации для нелегальной перевозки репатриантов в Эрец Исраэль морским путем требовался свой флот. Потому еще в 30-ые годы была налажена подготовка еврейских моряков.
В 1934 году в порту Чивитта-Векьа в Италии была открыта военно-морская школа Бейтара, начальником которой был назначен старший офицер Бейтара Я.Хальперн. Для обучения кадетов был приобретен 4-х мачтовый парусный фрегат, получивший название «Сара Алеф». В то время это был самый большой парусник на Средиземном море. На борту парусника более 100 еврейских кадетов совершали морские походы по всему Средиземноморью, а также ходили через Атлантический и Тихий океаны. Военно-морская школа Бейтара позднее приобрела еще два парусных корабля, получивших названия «Леа» и «Некха».
Еврейские матросы британского флота.Хайфа, 1941 год
На фото: добровольцы сионистской боевой организации ПАЛЬМАХ - бойцы британского морского коммандо после выполнения задания в немецком тылу, на греческих островах
В 1935 году Бейтар открыл еще одну военно-морскую школу в Латвии, в Риге. Для обучения еврейских кадетов был зафрахтован парусный бриг, получивший название «Теодор Герцль». На этом паруснике еврейские кадеты совершали морские походы по всей Балтике и северным морям.
На легальной основе в Эрец Исраэль в городе Акко в 1938 году была открыта Школа морских офицеров, в которой по сей день идет подготовка судоводителей, судовых механиков, штурманов, специалистов по корабельному оборудованию. В дальнейшем они проходят службу в военно-морском и торговом флоте Израиля.
Начавшаяся 1 сентября 1939 года Мировая война привела в ряды Военно-морского флота Британии сотни еврейских моряков-добровольцев из Эрец Исраэль.
Еврейские моряки из сионистских боевых организаций сражались против нацистов в битве за Британию, на кораблях надводного и подводного флота, в рядах подразделений морских коммандо, в Атлантике и на Тихом океане.
Были они и в экипажах британских судов, доставлявших в составе полярных морских конвоев PQ-13 - PQ-18 оружие и снаряжение для Красной Армии.
В апреле 1945 года в ПАЛЬМАХ было создано 10-е подразделение (10-я рота 4-го батальона), получившее сокращенное название ПАЛ-ЯМ (от «Плугот Ха-Йам», в переводе с иврита - «морская рота»). Главной его задачей стала охрана прибывающих на судах евреев-переселенцев и их доставка, минуя английскую блокаду, на побережье Эрец Исраэль(с августа 1945 по май 1948 года они провели через кордоны около 70 тысяч человек). Также оно использовалась для минновзрывных работ и диверсий на море - в октябре 1945 года ПАЛ-ЯМ присоединился к вооруженной борьбе против англичан.
Накануне Войны за Независимость у израильтян имелось только пять крупных кораблей, которые можно было считать боевыми: корвет А-16 «Эйлат» (бывший американский ледокол «Нортланд»), К-20 «Хагана» (бывший канадский корвет «Норсид»), К-24 «Веджвуд» (бывший канадский корвет «Бьюхамоис»), К-24 «Маоз» (изначально немецкий круизный лайнер «Ситра») и К-26 «Нога» (бывший американский патрульный корабль «Юкатан»).
Первые боевые операции израильского военно-морского флота были проведены уже во время Войны за независимость 1948 года.
4 июня 1948 года корвет Эйлат, совершавший патрулирование морского побережья, вышел на египетское морское соединение в составе 3 кораблей, шедших на артиллерийскую бомбардировку Тель-Авива и высадку морского десанта. В результате артиллерийского боя с превосходящими силами противника корвет Эйлат вынудил египтян уйти из территориальных вод Израиля.
Первой боевой победой стало потопление флагмана египетского флота - крейсера «Эмир Фарук» и минного тральщика в результате дерзкой операции израильских морских коммандос. 22 октября 1948 года эсминец «Маоз» доставил заминированные лодки в район Газы, где находилась египетская эскадра.
Бойцы морских коммандо Варди и Абрамов сумели скрытно подойти к борту египетского крейсера и взорвать его с помощью заминированных лодок. Позднее такую же операцию против египетского тральщика осуществил Иохай Бен-Нун, в будущем ставший главкомом ВМФ Израиля. Этой операцией была полностью снята угроза морской блокады Израиля.
После войны продолжилось строительство военно-морского флота. Были сформированы эскадры и флотилии, флот пополнился новыми кораблями и вооружениями: в Великобритании были приобретены эсминцы «Яффо» и «Эйлат», созданы флотилии десантных и сторожевых кораблей, 13-ая флотилия морского спецназа.
Во время Синайской кампании 1956 года ВМФ Израиля значительно расширил свою боевую деятельность: десантные корабли успешно осуществили высадку танкового и пехотного десантов к западу от Эль-Ариша, была осуществлена высадка подразделений 9-ой дивизии на побережье Синая в районе Шарм-эль-Шейха.
Небывалая операция была проведена 30 октября 1956 года. В этот день египетский эсминец «Ибрагим аль-Ауал» приблизился к израильскому побережью с целью обстрела Хайфы. В ходе морского боя египетский эсминец был поврежден артиллерийским огнем орудий эсминца «Эйлат» а затем взят на абордаж десантной группой израильских моряков. Захваченный египетский эсминец был уведен в Хайфу, где прошел ремонт, а затем был принят в состав ВМФ Израиля под именем эсминца «Хайфа».
Эсминец «Хайфа». (До взятия на абордаж числился нв египетском флоте под названием «Ибрагим аль-Ауал»).
Уже в 50-ые годы командование ВМФ Израиля предприняло первые шаги к оснащению флота ракетным оружием и к созданию кораблей-ракетоносцев.
Сегодня Израиль является мировым лидером в разработке и боевом применении нового класса морского оружия - противокорабельных ракет и систем радиоэлектронной борьбы. Разработка ракет началась на израильских военных заводах с 1955 года, когда была создана первая противокорабельная ракета «Луз». Решение о создании катеров-ракетоносцев было принято в 1960 году на совещании Главного штаба ВМФ, где обсуждалась израильская военно-морская доктрина. Следующее поколение противокорабельных ракет, «Габриэль», пришло на флот перед войной 1967 года. Ими были вооружены израильские корабли, нанесшие сокрушительное поражение противнику в ходе морских сражений войны Судного дня.
Вместе с тем, на совещании Главного штаба отсутствие у ВМФ Израиля кораблей-ракетоносцев было определено, как угроза израильской безопасности. В то время как противник непрерывно получал от СССР ракетные катера типов «Комар» и «Оса», у Израиля были серьезные проблемы с приобретением кораблей этого класса из-за арабского давления на страны, способные производить корабли этого класса. В самые короткие строки был разработан проект ракетного катера «Решеф», оснащенного израильскими ракетами «Габриэль», который предполагалось строить в Германии.
Строительство ракетных катеров шло непросто - сначала Германия под арабским давлением отказалась от строительства ракетных катеров. Проект был перенесен на верфи города Шербур во Франции. Первые 7 из 12 заказанных ракетных катеров поступили в ВМФ Израиля до Шестидневной войны. Затем Франция наложила эмбарго на продажу вооружений Израилю.
Оставшиеся во Франции 5 ракетных катеров «зависли в воздухе». В ходе головокружительной операции в новогоднюю ночь 1969 года израильские моряки тайно угнали 5 ракетных катеров из порта Шербур и с триумфом были встречены на своей базе в Хайфе. Теперь был восстановлен стратегический баланс на море.
Флот в Шестидневной войне 1967 года
В ходе Шестидневной войны 1967 года ВМФ Израиля захватил полное господство на море. В ночь с 5 на 6 июня подводная лодка «Танин» с морскими диверсантами на борту проникла в тщательно охраняемую акваторию морской базы в Александрии. Морские диверсанты потопили ракетные катера противника типа «Оса» прямо у причальных стенок. Во время акции израильская субмарина была обнаружена противником, который непрерывно наносил удары глубинными бомбами. Однако израильским морякам, несмотря на повреждения подлодки, удалось вырваться из ловушки.
Подводная лодка «Танин».
В ту же ночь отряд израильских кораблей в составе эсминца «Яффо» и трех торпедных катеров нанес удар по военно-морской базе в Порт-Саиде. На следующее утро 6 июня, арабы, в страхе перед израильскими ударами, поспешно увели свой флот из зоны военных действий. Атака израильских военных кораблей, дополнившая непрерывные воздушные удары, достигла еще одной важной цели: был предотвращен обстрел Тель-Авива с моря ракетами с радиусом действия 35 миль, снабженными 1000-фунтовыми боеголовками. Этими ракетами были оснащены 18 русских ракетных катеров, переданных СССР Египту.
СССР постоянно угрожал Израилю. В предверии Шестидневной войны русские сконцентрировали в Средиземном море свыше 30 надводных судов и 10 подводных лодок, включая атомные. На каждом из судов были сформированы десантные группы, которые по планам русского командования должны были высадиться на побережье Израиля. Правда, в ходе войны русские так и не решились вступить в прямой конфликт с Израилем.
Израильское военное командование было готово всей мощью ЦАХАЛа отразить возможную русскую агрессию. С этим связан известный инцидент с разведывательным судном «Либерти» ВМФ США.
8 июня 1967 года израильская разведка обнаружила военный корабль без опознавательных знаков, вошедший в зону военных действий. Наиболее вероятным было то, что это русский корабль, пришедший на помощь своим арабским союзникам. Во второй половине дня 8 июня этот корабль был атакован израильскими истребителями и торпедными катерами в водах Средиземного моря приблизительно в 13 морских милях (24 км) к северу от побережья Синайского полуострова. В результате атаки корабль получил серьёзные повреждения, было убито 34 и ранено 173 члена экипажа атакованного судна. Впоследствии выяснилось, что корабль, атакованный израильскими силами, был разведывательным судном ВМФ США «Либерти».
Гибель эсминца Эйлат и подводной лодки Дакар
Рубеж 1967/1968 гг связан с самыми тяжелыми потерями в истории ВМФ Израиля.
20 октября 1967 года, эсминец «Эйлат» отправился в очередной патрульный рейд. 21 октября в 17:30, когда судно находилось примерно в 14 милях от Порт-Саида, русские ракетные катера типа «Комар» выпустили две ракеты П-15 русского производства. После попадания первой ракеты эсминец потерял ход и стал крениться, вторая ракета вывела из строя все системы судна, на нем возник пожар. Эсминец стал тонуть.
Эсминец «Эйлат».
Капитан корабля капитан 2-го ранга Ицхак Шошан приказал экипажу покинуть судно. Моряки успели уничтожить секретную документацию и спуститься на воду в спасательных средствах. Однако русские и арабы продолжали вести огонь, препятствуя спасательной операции. Из 202 членов экипажа «Эйлата» 47 было убито и 91 ранено. Это был первый случай боевого применения противокорабельных ракет в военно-морской истории .
9 января 1968 года подводная лодка «Дакар» без вооружения, с 69 человеками экипажа на борту, вышла из британского порта Портсмута в Хайфу. Это была одна из трех подводных лодок, приобретенных Израилем у Великобритании. Израильский эжкипаж освивал новую технику и теперь на новой субмарине возвращался на свою базу. 15 января была дозаправка в Гибралтаре.
Подводная лодка «Дакар».
В 10:00 утра 24 января «Дакар» проследовал мимо острова Крит, о чём командир лодки капитан 3-го ранга Иааков Ранаан сообщил на базу в Хайфу, указав точные координаты нахождения лодки на тот момент. 25 января в 00:02 подводная лодка «Дакр» в последний раз вышла на связь с базой. Через 6 часов должен был быть сеанс связи с «Дакаром», однако он на него не вышел.
Подводная лодка Дакар со всем экипажем на борту бесследно исчезла .Более тридцати лет ничего не было известно о судьбе невернувшейся на базу субмарины. И только в июне 1999 года лодка была найдена на глубине 3000 метров между Критом и Кипром. В ее расколотом надвое корпусе - огромная пробоина.
Существуют различные версии гибели подводной лодки Дакар. По одной из них безоружная израильская субмарина была вероломно атакована кораблями русской 5-ой оперативной эскадры (командир - вице-адмирал Б.Петров, нач. штаба - контр-адмирал В.Платонов), находившимися в этом районе.
Врагу предстояло заплатить высокую цену за погибших израильских моряков...
Война на Истощение 1969-1970
ВМФ Израиля принял самое активное участие в Войне на истощение, продолжавшейся до 1970 года. Было проведено множество десантных операций против обьектов противника на Красном и Средиземном море, в районе Суэцкого канала.
В ночь на 21 июня 1969 года израильские морские коммандос на десантных катерах атаковали русскую радиолокационную станцию Ra’as Adbia в северной части залива Суэц. Бой продолжался двенадцать минут - были уничтожены несколько десятков солдат противника, взорвана радиолокационная станция, после чего израильский десант без потерь вернулся на свою базу.
В ночь с 19 на 20 июля 1969 года израильские десантники высадились на Зеленом острове, в северной части Суэцкого канала, где находилась военно-морская база противника, включавшая батареи береговой артиллерии, катерную пристань и радиолокационную станцию. В ходе скоротечного боя были уничтожены все обьекты и гарнизон военно-морской базы. Потери израильских десантников составили 6 человек.
Корабли ВМФ Израиля. Сторожевой катер «Двора».
В ночь на 8 сентября подразделение морских коммандос атаковало военно-морскую базу противника в Рас Саадат. В ходе боя были потоплены два русских ракетных катера типа Комар С-183. На следующую ночь на египетском берегу Суэцкого канала с десантных судов были скрытно высажены танковые подразделения. Израильские танкисты прошли огненном валом по территории врага - на своем пути они уничтожали командные пункты, позиции ракетных войск и артиллерии, центры связи и радиолокационные станции. Враг понес катастрофические потери в живой силе и технике.
21 января 1970 года израильские морские десантники высадились на острове Шедуан, что расположен к югу от Шарм-аш-Шейха. В течении 2-х суток израильские бойцы удерживали остров, уничтожив его гарнизон все находившиеся на нем военные обьекты.
Продолжение следует...