Как могла бы начаться война на Луне.

May 03, 2017 10:54

Мозг : устройство, благодаря которому мы думаем, что мы думаем.

Храбрость - это когда только вы знаете, как вам страшно в данный момент.
(Франклин Джонс.)

Каждый боится смерти, но никто не боится быть мертвым.
(Рональд Арбатнотт Нокс.)

Когда на смерть идут - поют,
А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
Час ожидания атаки.
(С.П.Гудзенко - "Перед Атакой".)

Умирают все одинаково,
если пуля попала в цель.
По случайности, а не знаково
все становятся под прицел…
                (Анастасия Дмитрук).



Проект «лунного клеймора» - осколочной мины направленного взрыва

Атаку русских на лунную базу США собирались отбивать простой шрапнелью и атомными снарядами

Многотомный дизайн-документ 1959 года озаглавлен довольно скучно: «Проект Горизонт: исследования армии США по строительству долговременного лунного аванпоста». Но заглянув внутрь, чувствуешь ледяное дыхание холодной войны. Мы живём, не зная страхов, породивших документы такого рода. А в конце 1950-х американские военные считали столкновение великих держав почти неизбежным.



Говорят, что генералы всегда готовятся к прошедшей войне. «Проект Горизонт» опровергает это мнение. Он вырос из страха профессионалов перед будущим и желания опередить время. Американские военные готовились к битве на Луне, которая вполне могла состояться, пойди история по иному пути.

В XX веке именно армии пришлось крайне болезненно осознать неприятные стороны прогресса. Жуков, Паттон или Гудериан не просто регулярно видели своими глазами, как очередная «могучая боевая машина» превращается в устаревший керогаз раньше, чем их лейтенанты становятся капитанами. Они сами были буквально старше и танка, и боевой авиации как таковых. Ракетная эра вызвала у военных те же ощущения. Первый спутник оказался для США полным шоком. Мало того что СССР успел выйти на орбиту раньше; из-за железного занавеса ещё и не получалось толком узнать, ни почему, ни как. Понятно было одно: колоссальное преимущество Америки в стратегической авиации и двадцатикратный (!) перевес в количестве ядерных боеголовок обесцениваются на глазах. Сегодня по небу летает мирный русский спутник, а завтра - атомная бомба, которая свалится тебе на голову, едва ты дёрнешься.

Ракетная лихорадка в США началась у всех, кто представлял, как на этом заработать. Политический капитал или реальный, неважно. Лишь бы не опоздать. У страха глаза велики, земная орбита казалась уже слишком уязвимой, поэтому замахивались сразу на Луну и обустройство там долговременной базы не позже 1966 года. Проигрыш в лунной гонке виделся концом и американского государства, и западной цивилизации как таковой. Вскоре появился большой комплекс тематических документов, совершенно секретный и убийственно серьёзный, детально описывающий вопросы «…долгосрочной защиты интересов США на Луне, как то: лунного наблюдения за Землёй и околоземным пространством, ретрансляции сигналов, базы долгосрочных лунных исследований, поддержки мирных научных программ дальнейшего исследования космоса и лунных боевых действий, если таковые потребуются».

Первые два тома материалов «Проекта Горизонт», о ракетах и базе, теперь доступны по ссылкам даже на «Википедии». А вот что касается «лунных боевых действий», то энтузиасты истории космонавтики поднимают эти дополнительные части из архивов только сейчас. Одно из таких дополнений - оружейная программа «Проекта Горизонт». У неподготовленного читателя она может вызвать лёгкую оторопь.

ЭФФЕКТИВНАЯ ДАЛЬНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ

Третий том «Проекта Горизонт» посвящён обороне Луны от вторжения русских. 10 - 20 человек гарнизона и сотрудников лунной базы должны были выстоять против численно превосходящего красного десанта. То, что русские нападут, считалось делом решённым. Советская угроза тогда воспринималась буквально на уровне пограничного расстройства психики, а железный занавес лишь добавлял поводов для паранойи. По логике американских военных, Советы не могли расценить присутствие США на Луне иначе как подготовку плацдарма для атомной бомбардировки Земли с безопасного расстояния.

Самое интересное, что именно это и планировалось. Луну хотели превратить в стартовую площадку для ракет «гарантированного ответного удара» на случай большой войны с СССР. В завершающей фазе «Проект Горизонт» представлял собой целую сеть заглубленных в лунный грунт поселений и пусковых шахт. Естественно, русские должны были попытаться задавить всё это великолепие, пока оно ещё маленькое. И самым эффективным ходом выглядела отнюдь не ракетная атака с Земли, а скрытная высадка десанта и внезапный ближний бой.

До первых космонавтов оставались ещё годы. Поэтому нечего удивляться, что авторы документа - отдел разработки армейского агентства баллистических ракет США (ABMA) - переоценили и фактическую защищённость, и автономность участников столкновения на Луне. На страницах «Проекта Горизонт» дано описание прочного, до пары миллиметров титана, полужёсткого скафандра. Дополнительную живучесть ему обеспечивает система аварийной герметизации. Автономность - от восьми часов до пары суток. Парк лунной техники выглядел столь же внушительно: от колёсных лунных грузовиков и местных «баллистических такси» до межпланетной транспортной ракеты, способной сесть буквально на головы обороняющимся. И, разумеется, авторы полагали, что у русских будет всё то же самое… и немножко больше.

Но как отстреливаться от советских звёздных рейнджеров? А если они приедут на танках? Даже лёгкую «консервную банку», единственное достоинство которой - большой обитаемый отсек, требовалось если не уничтожить, то хотя бы обездвижить. Непростая задача. Уже на третьей странице теоретического раздела документа с тяжёлым сердцем признано, что «лучей смерти» у армии США нет и в обозримый период, к сожалению, не будет. Воевать придётся вполне привычным земным оружием, пусть и в непривычных условиях. Парни в скафандрах будут стрелять друг в друга и взрывать друг друга.

На Луне нет проблем с влажностью и атмосферой. Но их с лихвой заменяют вакуум, перепады температур от +120 до -130 градусов, малая сила тяжести и человеческий фактор. Вне атмосферы Солнце куда безжалостнее, чем в любых тропиках. Лунная ночь страшнее любой полярной. Взрывчатка, испорченная вакуумом и скачками температуры, давала в лабораторных тестах разницу дульной энергии до 50%, если вообще срабатывала. На стандартные детонаторы и капсюли больше нельзя было надеяться. Хотя выстрел полностью самодостаточен по химическому составу, в вакууме он быстро и неуклонно портится. На Луне требовались более стойкие взрывчатые вещества, и каждый отдельный боеприпас следовало герметично упаковать.

Да, без атмосферы эффективная дальность стрельбы резко возрастала. Любая пуля сохраняла всю энергию до конца полёта; элементарный пистолет становился не хуже штурмовой винтовки. При выстреле «от плеча» параллельно земле пуля упала бы на грунт только через 2,5 километра. Если задрать ствол под 45 градусов в небо, она же падала в безумных 500 километрах от стрелка.

Но любой взрыв стремительно терял мощность. Два кило тротила, подорванные в вакууме, не представляли угрозы уже на расстоянии метра. Зато готовые поражающие элементы летели бы совершенно без потери убойной силы. Это гарантировало высокую опасность любого осколочного оружия. Но и применять его требовалось из укрытия либо делать направленным.

Сложности космической электротехники привели к тому, что гарантированно подорвать заряд можно было только механически. Никаких радарных детонаторов - только старый добрый таймер-запал. То есть стрелку из «лунного гранатомёта» каждый раз приходилось бы оценивать дистанцию в вакууме на глазок (для чего нужна отдельная привычка), руками устанавливать нужную задержку подрыва гранаты и лишь потом стрелять. Всё это - быстрее, чем враг меняет позицию. Минимально защищённые лунные такси больше не кажутся такими смешными противниками, верно?



Фото: NSARCHIVE.GWU.EDU. PROJECT HORIZON, VOL. III

ЯДЕРНЫЙ АРГУМЕНТ

Атомное оружие, как это ни странно звучит, оказалось наиболее уязвимым к лунным условиям. Специалисты предсказывали стремительную деградацию электротехнической части изделия в целом и запалов в частности. Традиционная взрывчатка в инициирующей части страдала ещё быстрее. От лунного дня ТНТ (тротил) расплавился бы и потёк. Лунной ночью эта уже крайне условно взрывчатая каша замёрзла бы и потрескалась.

Замену тротилу нашли, но это требовало создания отдельной технологической цепочки. Без таких сложных и дорогостоящих мер какая-либо синхронизация подрыва инициаторов выглядела физически невозможной. Что касается шансов земного твердотопливного ускорителя пережить хранение на Луне в открытых условиях, то в третьем томе «Проекта Горизонт» они прямым текстом названы нулевыми. Но это всё касалось «оружия возмездия», хранимого в шахтах. А вот если держать атомную бомбу, образно говоря, под кроватью, то ничего страшного с ней не случится - и русским десантникам мало не покажется.

Система «Дэви Крокетт» представляла собой компактное безоткатное орудие и спецбоеприпас мощностью 10 - 20 тонн тротилового эквивалента. Весила такая плюха, размером с хорошую дыню, всего-то полцентнера. Земные 2 тысячи ярдов (около 2 километров) дальности орудия «Дэви Крокетта» на Луне превращались в

17 тысяч ярдов. Радиус смертельной радиационной дозы на открытой местности - около 500 метров. Никакие другие варианты «лунной артиллерии» просто не укладывались в драконовские требования к массе снаряжения. А так на лунной базе получалось хранить складную пусковую установку и два готовых к работе изделия.

Для защиты от аналогичного обстрела противником, в том числе ракетами с Земли, базу предлагалось заглубить на 3 - 5 метров в толщу лунного грунта под песчаной насыпью. Но допустим, что до ядерного обмена ещё не дошло, а драка уже начинается.



Фото: NSARCHIVE.GWU.EDU. PROJECT HORIZON, VOL. III

ОРУЖЕЙНАЯ МЫСЛЬ 1959 ГОДА

Планировалось, что персонал базы пойдёт в бой, одетый в бронированные скафандры, перчатки которых виделись в лучшем случае аналогами варежек полярника. Ни о какой точной работе с оружием говорить не приходилось. Под вопросом был вообще эффективный огонь в направлении противника. Целиться через забрало лунного скафандра и светофильтр, мягко говоря, затруднительно. Поэтому особо целиться никто и не собирался. Пистолеты для лунной пехоты проектировались мало того что переростками, заточенными под «медвежью лапу» скафандра, так ещё и с боеприпасами типа «пали и молись»: дробовой заряд или малокалиберные осколочные гранаты фиксированной дальности подрыва.

При дульной скорости порядка 800 - 1200 м/с даже заведомо непригодные для земных условий полуграммовые дробинки замечательно рвали любой скафандр и пробивали корявые дырки в тонких листах металла. Кучу прорех не смог бы вовремя заклеить пластырем ни выживший после такого попадания боец, ни его товарищи.

Идея засыпать врага дробью с большой дистанции была реализована в виде «лунного клеймора» - осколочной мины направленного взрыва, приспособленной для стрельбы с рук. Выглядела эта смерть коммуниста как помесь швабры с зонтиком. Семьсот поражающих элементов с углом расхождения 60 градусов по горизонту обещали противнику серьёзные проблемы. Отдача компенсировалась упругими элементами в ручке «швабры», а от вспышки и газов стрелка защищал экран из баллистической ткани на проволочном каркасе. Инициатор подрыва - электрический, с питанием от скафандра.

Не забыли и вариант попроще: расставить на грунте управляемое минное поле и выдать лунному сапёру подрывную машинку. Стандартные «клейморы» для этого требовалось изрядно переделать, зато зона высокой опасности таких мин, по самым скромным оценкам, растягивалась с земных десятков метров на полкилометра и больше. Лунное минное поле в теории работало страшнее любой космической винтовки. В том, что личное стрелковое оружие на Луне вторично, сомнений уже не осталось. Теоретическое соотношение раненых и убитых пулями к жертвам бомб и снарядов просело с трети до четверти общего количества боевых потерь. Гранатомёты и огонь с обустроенных позиций казались всё привлекательнее. Но проблем с ориентацией боеприпаса в пространстве, защитой стрелка и правильным моментом подрыва оказалость столько, что работы по «контролируемой фрагментации» стремительно распухли в отдельный тематический документ.

Современная оружейная мысль способна обеспечить попадание «лунной гранаты» в цель сенсорами и газовой системой ориентации. Оружейная мысль 1959 года могла себе представить такое изделие разве что в размерах небольшого чемоданчика по цене автомобиля за штучку.

К счастью, отправить «чемодан» в полёт могла всё та же атомная пусковая установка. Кроме двух «Дэви Крокеттов» боекомплект планировали дополнить парой «конвенционных» ракетных снарядов, которые прилетали бы в нужную точку строго под нужным углом и с максимальным отклонением порядка 12 метров. Их тяжёлые фрагменты гарантировали поражение даже сравнительно защищённой техники с приличным закорпусным воздействием. Но…

Фрагмент рассекреченного документа из оружейной программы «Проекта Горизонт» (Project Horizon, vol. III, Military operational aspects, 8 June 1959)



Фото: NSARCHIVE.GWU.EDU. PROJECT HORIZON, VOL. III

ЦЕНА ВОПРОСА

Может показаться, что выше описана груда оружия и боеприпасов, под которой легко похоронить мамонта. Однако в американских планах «Проекта Горизонт» 12 пистолетов с боекомплектом, полсотни ручных и полсотни стационарных «клейморов», шесть гранатомётов с 150 осколочными и 60 дробовыми выстрелами, ракетная пусковая установка и четыре боеприпаса к ней составляли менее полутонны по весу и занимали в сложенном виде меньше кубометра.

Влетала эта миниатюризация в копеечку. Умением пилить бюджеты американская военщина после войны затмила даже коррупционные схемы Третьего рейха. «Проект Горизонт» исключением не стал. Все цены ниже приведены в деньгах того времени. Для грубого перевода на курс 2017 года умножайте на девять.

На разработку пистолетов требовали 2 миллиона долларов и три года времени. Ручную мину обещали изобрести за полмиллиона, ещё четверть миллиона хотели за «лунный клеймор». Как в суммарные 2,75 миллиона тогдашних долларов хотели уместить полную замену электротехники этой мины и химического состава взрывчатки - загадка.

«Лунный гранатомёт» только в грубой прикидке вылетал за три года работ и 2,5 миллиона денег. Те же установки три года занимала разработка пусковой установки и неуправляемых лунных ракет. Ценник начинался с 4,5 миллиона долларов. На управляемую ракетную систему крайне оптимистично просили четыре года и 15 миллионов.

В послезнании можно уверенно заявить, что военная машина США на протяжении XX века не создала буквальным счётом ничего в пределах изначальных сметы и срока, и «Проект Горизонт» не стал бы исключением.

Для работ за пределами «ближнего прицела» 1964 - 1965 годов крайне настоятельно советовали изобрести «лучи смерти» любого типа. Иначе защищаться от космических аппаратов противника пришлось бы исключительно управляемыми ракетами, заведомо одноразовыми, тяжёлыми и габаритными.

Показательно, что весь комплекс теоретических работ «Проекта Горизонт» осуществили, пока о пилотируемых космических программах не шло и речи. Не случилось ещё и запрета ядерных испытаний. По обе стороны границы рвались десятки мегатонн ежегодно.

1960-е, с первыми людьми в космосе, внесли свои коррективы, но оружейная мысль космической эпохи отнюдь не остановилась. В 1965-м вышел с учётом атомного вето следующий тематический документ: «Размышления оружейника применительно к лунному вакууму». Он был посвящён в основном альтернативному стрелковому оружию. Это оказалась лебединая песня армейских мечтателей. «Проект Горизонт» был свёрнут - и по причине немыслимой дорговизны, и потому, что космос отдали в руки гражданского агентства НАСА. Но главную роль, скорее всего, сыграли Карибский кризис 1962 года и последовавшая за ним разрядка. Перестрелка на Луне не состоялась. Да и на Земле более или менее обошлось.
Автор - Михаил ЛАПИКОВ.
Взято из:http://www.sovsekretno.ru/articles/id/5687/

Автор - Михаил ЛАПИКОВ.

Машинерия., Правда и мифы, Мифы и мифотворчество., СССР, ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ, Война всё спишет, Новейшая история., Наука., САСШ как мародёры, Познавательно., великие люди

Previous post Next post
Up