О жизни и творчестве Марии Приймаченко. Её картины и подписи к ним - что песня.

May 31, 2013 23:48



из вики:
Мария Авксентьевна Приймаченко родилась в творческой семье 30 декабря (12 января) 1909 года в селе Болотня (ныне Иванковского района Киевской области Украины), где и провела всю жизнь.
Отец, Авксентий Григорьевич, был плотником-виртуозом, мастерил дворовые ограждения.
Мать, Прасковья Васильевна, была признанным мастером вышивания (сама Мария Авксентьевна одевалась в собственноручно вышитые сорочки).
Детство Марии Авксентьевны было омрачено страшным недугом - полиомиелитом. Это сделало её не по-детски серьёзной и наблюдательной, обострило слух и зрение. Мария Авксентьевна достойно и мужественно перенесла все жизненные невзгоды, познала счастье любви (её муж погиб на фронте) и счастье материнства (её сын Фёдор -тоже народный художник - был её учеником и другом).
До сих пор спорят о том, как правильно пишется фамилия художницы. В своей статье режиссер Лесь Танюк писал: «Однажды я спросил её:
- Так вы, Мария Авксентиевна, Приймаченко или Примаченко?
- Приймаченко, - без сомнений ответила она. - Приймаченки мы, из «приймаков». Отца моего Авксентия Григорьевича дед с бабой в «приймаки» взяли, усыновили. А записали потом на русском. Все испортили.

Талант вышивать Марии Примаченко передался от матери, а вот талант к рисованию у нее обнаружился неожиданно. Как рассказывала сама художница, когда ей было 17 лет, она пасла на лугу гусей и, набрав в речке синей глины, расписала ею свою хату. Соседям так понравилась эта роспись, что девушка тут же получила заказ на оформление соседнего дома. Она расписала цветами и диковинными животными печку, вызвав такой восторг, что с ней расплатились поросенком. Годы были голодные, свои поросята сдохли, Мария откормила свинью, та дала приплод - восемь поросят, и семья несколько лет кормилась ее потомством. Мария впервые почувствовала себя полноценной кормилицей, что при ее болезни (в 9 лет вследствие полиомиелита у Марии развился неизлечимый паралич ноги) стало очень важно. С тех пор девушка начала рисовать.

Мария Примаченко рисовала обеими руками - правой и левой, при этом разницы в получившихся картинах не было заметно. Не имея никакого специального образования, художница интуитивно создавала мифологические образы и наполняла их некой философией, недоступной многим. Даже подписи Марии Примаченко к картинам могут быть самодостаточными произведениями. В них рифма, тонкий юмор, ирония и острота: «Мільярд літ прогуло, а таких мавп не було» или «Цей звір позіхає і дружби ні з ким не має», «Кобра як устане, то і небо достане, а до сонця достать - треба кобрів п’ять».
Помимо подписей, картина могла сопровождаться историей, которую художница рассказывала всем интересующимся. Вот одна из них: «А я гусей пасу. Слышу: «чигирк» - это крокодил «чигиркает» под сороку. Смотрю - ива склонилась, на иве - крокодил. А возле крокодила - мартышка, жена его. Он - в норку, а она - на иве. Так вот, когда за зверя замуж выйдешь - у него свое, а у тебя свое».

Мария Примаченко изображала не только животных, которых когда-либо видела, но и таких, о которых только слышала. Именно это делало ее зверей неповторимыми. Говорят, когда художницу пригласили в Киевские центральные экспериментальные мастерские в 1936 году, одна из ее наставниц упрямо не пускала женщину в зоопарк - чтобы та во вред своему искусству не насмотрелась на настоящих львов и мартышек.
Искусствоведы, занимающиеся изучением феномена Марии Примаченко, считают, что в ее декоративных росписях сконцентрировался художественный дар многих поколений народных мастеров, доносивших до нас из глубины веков свои представления о прекрасном и безобразном, о добре и зле.
В картинах Примаченко нашли воплощение идущие из недр народной мифологии образы фантастических зверей и птиц. При изображении последних мастерица прибегала к своему излюбленному приему - "очеловечению": она рисовала зверей с большими глазами с ресницами.
По сложности композиции и одновременно гармоничности особое место в творчестве Марии Примаченко занимают сюжетные картины. В них сказка и быль, фантазия и реальность сплавлены в единый организм, в котором воплощена мысль о великом единстве природы. Люди в этих картинах эпически спокойны и полны достоинства.

Замечено, что общечеловеческая тема борьбы добра и зла проходит через все творчество Марии Примаченко. При этом добро у нее, как и положено, всегда побеждает зло.
Помимо воплощения на бумаге богатых фантазий, мастерица черпала вдохновение из окружающей жизни. Например, в 1986 году в ее работах нашла отражение авария на Чернобыльской АЭС. Известно, что катастрофу Мария Примаченко переживала в собственной хате, расположенной недалеко от атомной станции. Женщина наотрез отказалась уехать из 30-километровой зоны. Художница умерла 17 августа 1997 года на 89-м году жизни.

Приближенные к художнице люди говорили, что Мария Аксентьевна отказывалась от предложений переезда, ибо свято верила, что "Бог даст счастье выздоровления земли, вод и небес", а процесс создания картин с пожизненным девизом "На радость людям" спасет ее семью, даст всем здоровье, силу, крепость веры в неистребимость народного духа.



«Лежень ліг під яблунею, щоб яблуко саме упало в рот, а воно його в лоб»
(Лежебока лег под яблоней, чтобы яблоко само упало в рот, а оно его в лоб)



«Мільярд літ прогуло, а таких мавп не було».
(Миллиарл лет прошло, а таких обезьян не было)



"Леву треба було річку перейти і ноги не замочить"



"Це - баран з двома головами. Одна пасеться, а друга - на небо дивиться". 1990



“Три діда”, 1984



"Будь проклята війна! Замість квіток ростуть бобми"
(Будь проклята война, вместо цветов растут бомбы)



"Удав спіймав колобка" (Удав поймал колобка)



Звериный цирк, 1977


"
Тигр смеется", 1982

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...




живопись, Мария Приймаченко

Previous post Next post
Up