Итак, друзья, сегодня мне надлежит завершить серию про «блицкриг» на Украине. Сделав выводы, что
война сия уникальна для современности, если исходить из соотношения сил сторон,
начата в «брусиловском» стиле сковывания войск Украины на всех фронтах, и, что
время на завершение «блиц»-операции у нас еще есть, я хотел бы ответить на вопрос, который продолжает висеть в воздухе: а планировал ли Путин «молниеносную» спецоперацию? Было ли сие в намерениях?
Прежде всего, определимся - кому нужна эта «молниеносность»? Ответ на это не столь очевиден. Нужен ли был блицкриг и завершение операции в 1-2 недели России? Э-э… вообще-то нет. Я пишу эту часть именно сейчас потому, что после вчерашних заявлений глав ВГА Херсонской губернии всем очевидно, что Россия по итогам 2 этапа СВО не только подтвердит статус Крыма в составе России, независимость ДНР и ЛНР и их право решать свою судьбу, но и возьмет в свой состав Херсон и Мелитополь - то есть, Северную Таврию, а может и + всю Херсонскую губернию в границах на 1917 год.
Естественно, заверши Путин СВО в феврале - начале марта, то ни о каком таком развитии событий речи бы не шло. Между тем, те же потери пленными (частью тут же зверски замученными украми) были понесены именно тогда - из-за чрезмерно высокого темпа операций и общей неготовности части подразделений (в частности Росгвардии). Соответствующий моральный ущерб прилагался. Такое развитие событий было нужно кому угодно только не русским людям.
Тогда кому?
Ответ очевиден - украинцам. Для тех украинцев, кто хотел бы выйти из неизбежного конфликта с наименьшими, де-факто уже состоявшимися, потерями (Крым и Донбасс) и продолжать далее паразитировать на России проводя «богатовекторную» политику, озвученные первичные цели СВО были бы идеальны. Лишенная военных расходов и правой части политического спектра Украина вполне могла бы далее существовать на транзите и экспорте продовольствия, пользуясь географическим положением.
В РФ же это позволило бы части политической элиты «красиво» выйти из сложившейся ситуации, задвинув в дальний чулан проблемы русских и русскоязычных Украины за пределами Донбасса, не разрывая в ноль отношения с любимым многими Западом. Мог ли Путин учитывать эти интересы и возможности? Смешной вопрос. Обязан был.
Итак, «молниеносная» операция была в интересах группы российско-украинской элиты - условного м-ра Кума и г-на Суслика. Была ли она запланирована? Я думаю - была. С важной оговоркой - как «план А».
Поясню. Нормальное планирование подразумевает «веер альтернатив» - понятие очень близкому мне как человеку увлекающемуся контрфактическим моделированием или альтернативной историей. Т.е. хороший план должен предусматривать любое развитие событий - от наилучшего до наихудшего. Этим грамотное планирование реальных политиков и стратегов отличается от хотелок случайных клоунов.
Как могли развиваться события согласно той картинке, которую рисовали «пророссийские украинцы» из несуществующего «подполья» на Украине?
Гм… разумеется, грязные инсинуации о 5 млрд $ освоенных этим несуществующим «подпольем» в период 2014-2022 гг. и о домашнем аресте г-на Суслика, когда перешли к 2й фазе СВО или «плану Б», я гневно отвергаю)
Так вот очевидно, что эти самые несуществующие в природе «пророссийские украинцы» утверждали, что в Киеве есть некие силы, имеющие силовой ресурс, способные произвести переворот одновременно с вводом войск РФ и организовать подписание требуемого договора вместо изжившего себя Минска-2.
Почему я так считаю? Да потому, что нашему Президенту не свойственно бросать слова на ветер и совершать бессмысленные символические телодвижения. И его обращение к народу России 24 февраля - это в очередной раз образец ораторского искусства и политической декларации в одном флаконе. Четкий, лаконичный, очень продуманный текст. И, что он говорит одновременно с признанием, что Украина и ВСУ как передовой отряд НАТО стали проблемой сопоставимой с 22.04.1941? Он обращается к золдатенам энд офицерен ВСУ с призывом:
«Должен обратиться и к военнослужащим вооружённых сил Украины.
Уважаемые товарищи! Ваши отцы, деды, прадеды не для того сражались с нацистами, защищая нашу общую Родину, чтобы сегодняшние неонацисты захватили власть на Украине. Вы давали присягу на верность украинскому народу, а не антинародной хунте, которая грабит Украину и издевается над этим самым народом.
Не исполняйте её преступных приказов. Призываю вас немедленно сложить оружие и идти домой. Поясню: все военнослужащие украинской армии, которые выполнят это требование, смогут беспрепятственно покинуть зону боевых действий и вернуться к своим семьям.
Ещё раз настойчиво подчеркну: вся ответственность за возможное кровопролитие будет целиком и полностью на совести правящего на территории Украины режима».
Довольно очевидно, что это карт-бланш и отпущение грехов со стороны России по отношению к генералитету ВСУ - совершите переворот, остальные не противодействуйте и вся вина за 2014-2022-й с вас будет снята.
Более того, сутки спустя, на совещании с членами СовБеза РФ Путин повторил свое обращение, усугубив формулировки (становилось ясно, что брехня «пророссийских украинцев» - всего лишь брехня - другого они не могут).
«Еще раз обращаюсь к военнослужащим вооруженных сил Украины. Не позволяйте неонацистам и бандеровцам использовать ваших детей, ваших жен и стариков в качестве живого щита. Берите власть в свои руки. Похоже, нам с вами будет легче договориться, чем с этой шайкой наркоманов и неонацистов, которая засела в Киеве и взяла в заложники весь украинский народ».
В эту же строку, заслуженно возмутившее всех, распоряжение нашего Генштаба не трогать казармы ВСУ первые дни операции - это очень ослабило эффект от внезапности первого удара…
Здесь же и отсутствие «кровавых кадров» и агрессивной пропаганды в первые недели со стороны ВС РФ…
Разумеется, все это не возымело действия. Наш президент взывал к тому, чего нет - пророссийских украинцев не существует в природе. Это оксюморон. Любой, кто осознанно называет себя украинцем, это беспощадный враг всего русского и всех русских. Но это то, что Путин, несмотря на весь свой ум и политическое чутье, понять не способен - то, что очевидно тем, кто младше 45ти, неспособны понять советские поколения… Планирование в своем оптимистическом варианте исходило из ложных надежд и стандартной для генералов и политиков подготовке к прошлой войне - допускалось, что сопротивление ВСУ и местной администрации будет на уровне 2014 года, когда многие сдавались, разбегались, а то и сотрудничали…
Можно ли увидеть следы этих надежд в «рисунке» операции? Как ни странно, можно. В рамках «брусиловской» концепции сдерживания и раздергивания сил ВСУ я еще в середине февраля представлял операцию против Украины скорее похожей на текущий 2 этап СВО - серия ударов на Донбассе (включая по северу Луганской области), удар восточнее Харькова на Изюм и южнее… ну, и удар через Перекоп с выходом к Днепру и на Мариуполь.
Я, честно, не рассчитывал на Батьку Луку, и потому удар из Белоруссии стал для меня приятным сюрпризом. Многие сейчас считают его ошибкой, но я с ними не согласен. В рамках учений «Союзная решимость - 2022» Россия завела на территорию Белоруссии ок. 50 тыс. чел. Если выводить их и пытаться перебросить на восточный фронт, перенося сроки операции, то все стало бы слишком очевидно. А удар на Киев с северо-запада давал возможность эффектно задействовать эти части в сковывании сил ВСУ.
Так что, сам по себе удар на Киев никак не доказывает попытку «молниеносной» операции. Но вот скорость… Высадка на Гостомель, упоминания о российской разведке на машинах на северных подступах к Киеву уже через день операции…
Надеюсь, никто не верит в то, что ВС РФ всерьез рассчитывали взять Киев (четырехмиллионник!) силами пары десятков тыс. солдат без поддержки изнутри?
Ну, и в наибольшей степени меня убеждают в наличии «плана А» действия группировки идущей МИМО Чернигова и ЧЕРЕЗ Сумы! Если бы эти войска действовали так же как на юге, то нет никаких сомнений, что на зачистку Сумской области по образцу Херсонской их бы вполне хватило. В Сумах первые два дня сопротивления почти не было - наши войска просто проходили через город транзитом!
Но задач захвата и «сковывания» ВСУ, как в других местах, здесь не ставилось - армия шла вперед на Конотоп, Ахтырку и далее на Бровары…
Очевидно, что эти войска были нужны на окраине Киева в ожидании неких событий, кои так и не произошли… Очевидно, что любой переворот в Киеве мог быть только верхушечным - без массовой поддержки в ВСУ, и вот тут присутствие нескольких российских бригад за окружной обретало смысл…
Здесь мы подходим к вопросу: разумно ли было со стороны Главкома не предусмотреть возможности обмана/некомпетентности со стороны м-ра Кума и г-на Суслика? Замечу, что неготовность к хорошему развитию событий бывает не менее прискорбной, чем неготовность к плохому - упускаются шансы и льется кровь там, где ее можно избежать. Вне зависимости от степени реального доверия Путина к существованию и возможностям «пророссийского подполья» на Украине, возможность решить конфликт быстро и малой кровью (во всех смыслах) была слишком привлекательна, чтоб не попытаться.
К счастью, ставка только на «план А» не была сделана. Удар наносился не только на Киев. На востоке и юге войска действовали с четкими планами продвижения, и связывания ВСУ, кои даже перевыполнили (захват Херсона). Пресловутые командования «Zапад» на «план А» и «Vосток» (реально Юг конечно) на «план Б».
Сам Путин, по слухам, в разговоре с Кудриным уже через несколько дней после начала боевых действий сказал, что СВО надолго…Тогда же стали со все большей силой бить, наконец, по скоплениям ВСУ. Все это позволило относительно безболезненно перейти в «плану Б» (он же 2 этап СВО), имея накопленные бонусы в виде изрядно выбитой авиации и полуподавленной системы ПВО Украины и захваченных Херсона, Бердянска, Мелитополя…
Плоды успехов 1 этапа мы и пожинаем сейчас в Таврии, ЛНР, ДНР. Все эти земли на глазах возвращаются домой - в Россию.
Разумеется все вышеизложенное есть мои чистые незапятнанные инсинуации:)
На этом я завершаю свой цикл про текущий «блицкриг». Вернусь к нему только в середине лета, когда выйдут сроки «блица» и будут выполнены задачи второго этапа.
ЗЫ: и кроме того, я думаю, что Украина должна исчезнуть.