Средиземье, которое мы потеряли
Быть может, народ еще помнит, с каким восторгом я расписывал поход на первую часть «Хоббита». Да, тогда «Нежданное путешествие» заставило меня выйти из кинотеатра в слезах счастья. Именно с такими надеждами я и шел на «Пустошь Смауга», рассчитывая увидеть продолжение той прекрасной истории. Увы, но в этот раз кинотеатр я покидал в состоянии глубокой задумчивости и искреннего недоумения. Чуда не случилось, и вместо прекрасной истории я получил «АД И ФЕЕРИЮ Б-ГМЕРЗКОГО 3D». Фактически, фильм оказался принесен на алтарь этому зловещему божеству.
Сразу скажу, я не назову «Пустошь Смауга» отстоем, это нормальный фильм. Там присутствуют довольно занятные режиссерские находки и интересные сцены. Я даже готов простить некоторую режиссерскую ересь, ибо в предыдущих картинах она иногда смотрелась вполне неплохо, но это не тот фильм, что я ждал. Не стану рассматривать всё в целом, разберу по сценам.
Криминальные разборки в Бри
Флешбековая встреча Торина и Гэндальфа. Учитывая, что к этому моменту зритель, в целом, знает всю подоплеку похода, само её наличие вызывает искреннее недоумение. Что это за пояснение «Капитана Очевидности»? Лишний повод расширить хронометраж? Да млин, лучше бы вы это время на Мирквуд потратили. Или больше нигде не нашлось роли для режиссёрской дочурки?
Беорн - лишний
Ладно, я готов простить нелепого медведа и отсутствие сцены с поочередным представлением гномов - раз начали играть в серьёзное фэнтези, так играем до конца. Но тогда зачем Беорн здесь вообще нужен? Его роль сводится к тому, что он дает гномам лошадей (которых они тут же отпускают, ибо дорога до Лихолесья показана не была) и ворчит, что обижен на орочье племя, потрясая кандалами, от которых почему-то не может избавиться при его-то силище. И всё! Нет, я понимаю, что он будет рулить в битве Пяти Воинств, но, Элберет твою Гилтониэль, что мешало ему хотя бы разогнать шайку Азога, шастающую поблизости? Вот тогда бы Беорн выглядел, по крайней мере, уместно, а так получился совершенно проходной персонаж.
Глюки - наши лучшие друзья
Скитания гномов по лесу показаны довольно атмосферно. Хотя, на мой взгляд, именно в их бредовые видения можно было вставить бухающих эльфов. Но нет, так нет. Порадовала сцена Бильбо с бабочками - очень смачная, словно сам вырываешься на свободу из душного и отравленного Лихолесья. Тут ставлю жирный плюс. Еще один плюс - за пауков. Как арахнофоб хорошо понимаю, что только такой же арахнофоб, коим является и Питер Джексон, мог смачно поставить эту сцену. Вышло даже лучше, чем логово Шелоб.
Сцена с пауками выглядит здорово. Порадовало, что при надетом кольце Бильбо начинает понимать язык пауков. Хорошо сделана сцена битвы Бильбо с пауком за кольцо. Появление эльфов органично. Повеселил диалог Леголаса и Глоина и отсылка к предыдущей трилогии.
Сжечь ведьму или дворец ведьмаков
Дворец Трандуила смотрелся бы хорошо, если бы ни одно пакостное рыжее пятно. Да-да, я говорю про режиссерскую ересь в лице эльфийки Тауриэли. В данном случае отсебятина вызывала лишь фейспалм. Сферическая Мэри-Сью в вакууме, крутая, рыжая и западающая на всех встречных симпатичных(!) парней, ей только бронелифчика с бронестрингами не хватает (хотя кто знает, что у нее там под кафтаном). Романтическая линия с Килькой вызывала искреннее желание блевануть. А уж похабные шуточки последнего… Возможно, в другом фильме они смотрелись бы органично, но, Саурон вас задери, мы смотрим «Хоббита», где пошлости надо прятать так, чтобы они не воспринимались как пошлости! В общем, после похабного «остроумия» Кили его якобы романтическая речь уже не могла восприниматься без соответствующих ассоциаций (ага, что у него там поднималось и наливалось?).
А вот королевская семейка порадовала изрядно. Трандуил, несмотря на относительно небольшую роль, зажег так, что выглядел смачнее Торина и Бильбо вместе взятых. Находка с ожогом на лице однозначно в плюс режиссеру, заодно было логично объяснено нежелание короля драться с драконом.
Хотя чем дальше тем больше Трандуил и Леголас напоминали мне не эльфийскую элиту, а ведьмаков Сапковского. Леголас так вообще превратился в копию Геральта, от чего у меня возникло сомнение, а по той ли книге ставили фильм?
Из-за размордевшего Орландо Блума у нас с Freo произошел веселый диалог, основанный на шутке из «Двух сорванных башен»:
- А Леголас к Войне Кольца похудел изрядно, видимо глисты таки завелись.
- А откуда они взялись? От вольной жизни в лесах?
- Да нет, от гномов заразился.
- Точно, Кили же говорил про своих самых больших паразитов.
Но, несмотря на взросление, Блум порадовал. Леголас вышел немного другим: молчаливым, но с очень эмоциональным лицом. В сценах с Тауриэлью у меня создавалось впечатление, что он хочет её послать к Морготовой бабушке, и никакой любовью там даже и не пахнет. Впрочем, это успешно продемонстрировал Трандуил, за что честь ему и хвала.
Рафтинг на бочках или побег по-ПиДжеевски
Сцена с эльфийской пьянкой, к сожалению, была показана вскользь. Может, в режиссерке её и расширят, но желания смотреть оную у меня, увы, уже нет. Впрочем, гонки на бочках с битвой сразу с трех сторон смотрелись весело. Хотя, на мой взгляд, сцена значительно уступает побегу из города гоблинов. Из веселых режиссерских находок назову только боевую бочку Бомбура (вот она, меха по-гномьи) и бег Леголаса по гномам.
А вот ранение Кили моргульской стрелой - это явный перебор. Попытка повторить историю с Фродо? Но, млин, тогда-то он противостоял назгулу, а тут какой-то задрипанный орк! В общем, Элберет твою налево… Зато допрос пленного орка Трандуилом (и посыл Тауриэли на хрен, да-да) доставил изрядно. Ставлю еще один жирный плюс.
Еще один возвращающийся бомж…
Бард появился круто и пафосно. Тем сильнее было огорчение, когда он оказался каким-то задрипанным контрабандистом. Конечно, из него пытались сделать эдакого наследника короля и надежду народных масс, но, увы, получился очередной бомж с претензиями, которому до Арагорна, как до звезд. Непонятна задумка с семьей. Ладно бы просто упомянули, что родни много, поэтому нужны деньги, но зачем делать такой толстый акцент на всех детях? Они что, должны сыграть более важную роль, чем Беорн?! Жирный минусище, жирнейший. Гномы, вылезающие из унитаза, тоже ни к селу ни к городу. Мы же не про Конана смотрим фильм, которому подобный подвиг был вполне уместен. Хотя, может, это пример сортирного юмора, долженствующий вызвать улыбку зрителя? Лично у меня не вызвал. Вообще сама сцена появления гномов в Эсгароте выглядит какой-то скомканной. Зачем было прятаться от властей, которые в итоге всё и организовали?
А вот бургомистр порадовал: мужик смачный, образ достаточно яркий. Честно говоря, даже жаль, что его потом попрут, куда подальше. На мой взгляд, он куда харизматичнее замухрышки Барда.
Еще одна режиссерская отсебятина, логически обосновывающая грядущее поражение Смауга, - гномьи стрелы и их воздействие на шкуру дракона. В данном формате смотрится вполне уместно и нареканий не вызывает.
Эльфийская терапия
Орки-ниндзя вызывали недоумение. Хотя вспомнился цикл «Колесо времени», где небольшая армия кочевников вошла в город и тусовалась несколько дней на крышах, а местные жители, включая стражников, ни сном ни духом. Здесь оборона города была возложена на четырех гномов (которых режиссерская воля оставила в городе) и двух случайно забредших эльфов.
Тауриэль в очередной раз продемонстрировала свою падкость на мужиков. Сцена, где Бофур протягивает ей веточку ацеласа, выглядит как: «Ой, это правда мне? Спасибо, а то за шестьсот лет мне еще никто цветов не дарил!». Исцеление Кильки предсказуемо и вызвало очередной фэйспалм. А её оттопыренные (по сравнению с другими эльфами) уши, вызвали предположение, что оные отпадают с потерей девственности (как у нэк из аниме). Тогда падкость и озабоченность Таушки кажутся вполне логичными.
Сцену спас Леголас, в одиночку устроивший оркам зверский геноцид. Продолжая демонстрировать свои ведьмачьи наклонности, он забросил лук и кинжалы, показав неплохое (хотя довольно неуклюжее по сравнению с кинжалами) владение Оркристом. Судя по всему, физические возможности эльфов довольно велики, ибо наш пухлощекий остроух с легкостью швырялся орком, вдвое больше себя по весу.
Возвращение некроманта
Дол Гулдур мог бы стать еще одним светлым темным пятном в фильме. Но, увы, обилие там орков смазало всё впечатление. Хотя визуальная режиссерская находка с Оком Саурона, на мой взгляд, просто гениальна, а битва поставлена смачно и оригинально. В общем, чуть-чуть не дотянули, но плюсик поставлю.
Ад и феерия спецэффектов
Финальная сцена в Одинокой Горе должна была стать, наверное, самым эпичным и запоминающимся моментом во всем фильме. И всё шло именно к этому: яркий Бильбо, смачный Смауг, колоритные образы гномов. Но итог оказался печален, ибо вначале ПиДжей запорол диалог Бильбо с драконом. Смауг, в отличие от книжного канона, с легкостью переиграл хоббита, опустив того ниже плинтуса. Ни с того ни с сего Торину раньше времени начало рвать крышу. А уж получасовые догонялки, несмотря на масштабность, смотрелись как-то скучно и уныло. На мой взгляд, эта сцена сравнима с каменными великанами из первого фильма: много спецэффектов, но всё впустую.
Единственная яркая находка - это облитый золотом Смауг. Могу сказать, что это просто шедеврально и гениально, но, балрога мне в бабушки, эту сцену надо было пихать в самое начало первого фильма, чтобы окончательно обосновать прозвище дракона. А так большой бум выродился в слабый пшик!
Послесловие
Резюмирую. Фильм мог получиться не хуже первой части, но лишние рефлексии персонажей и перебор со спецэффектами сильно испортили его. Отдельные яркие моменты, вроде королевской семьи Лихолесья, битвы с пауками, золотого дракона, лишь еще сильнее усугубляли ситуацию, показывая, что режиссер - гений, но слил шедевральное творение на потеху публике.
Запороты роли Барда и Беорна. Сильно растянута Одинокая гора, в то время как смачное Лихолесье урезано до безобразия. Абсолютно левая романтическая история между эльфийкой и гномом смотрелась натянуто и нелепо. Непонятный акцент на детях Барда, крышесносы Торина, Бильбо, проигравший Смаугу не нокаутом, а по очкам, - всё это заставило меня осознать, что из всех пяти средиземских фильмов «Пустошь Смауга» - самый худший.