Дорога была прямая как стрела, где-то вдалеке появились очертания построек Ошевенского монастыря. Чем ближе мы подъезжали к монастырю, тем дальше он отдалялся от нас - парадокс! Когда расступился лес эта иллюзия прошла и мы подъехали к воротам монастыря.
Монастырь сейчас действующий, реконструкция идет полным ходом. Чтобы попасть монастырь пофотографировать, нужно получить благословение у батюшки. Один из послушников пришедший нам в качестве гида, рассказал историю монастыря, несколько интересных историй, рассказал чем сейчас живет монастырь, как проходит реставрация. За каменной монастырской стеной, имеющей форму почти ровного квадрата, мы может увидеть развалины двухэтажной Успенской церкви (1707 г.), примыкающей к ней с западной стороны колокольни и некоторых других построек XVIII-XIX вв.
Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским
В 1707 году выстроено сохранившееся здание Успенского храма.
В 1834 году возведён существующий ныне надвратный Никольский храм.
Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из неё вышел Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший Антония Сийского (Троицкий Сийский монастырь); преподобный Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители.
Перед революцией монастырь имел довольно развитое хозяйство: скот, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел.
В 1928 году обитель прекратила существование. В 1928 году рака с мощами преподобного Александра Ошевенского в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного Советов была вскрыта. Строения бывшей обители вскоре были превращены в развалины.
В конце 1960-х годов был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Постройки использовались до 70-х годов под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа).
В настоящее время обитель постепенно возрождается.
1. Надвратная церковь святого Николая Чудотворца. 1834 год.
2.
3.
4.
Куст деревень Ошевенское включает в себя деревни: Трубицино, Лисицино, Выползово, Погост, Ширяеха и Низ!
В деревне Погост стоит Церковь Богоявления Господня, деревянная восьмигранная церковь с отдельно стоящей шатровой колокольней, классика Русского севера.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. Деревня Ширяеха. Каменный особняк.
12. Дерявня Низ, с укромной часовенкой Георгия Победоносца, построенная, вероятно, в 1-й трети XIX в.
13.
14.
15.
Следующим пунктом в нашей программе была исчезающая река Халуй. Река Халуй, уходит под землю в карстовые пустоты и через полтора километра возвращается обратно. Существует даже красивая легенда рассказывающая, почему река делает такой нырок под землю. Когда-то, очень давно, Святой Преподобный Александр Ошевенский в поисках места для монастыря, облюбовал поле около деревни Большой Халуй, названной по реке, на берегу которой располагается деревня. Место для монастыря отличное, но местные жители побаивались монахов, т.к. любой монастырь грозил им потерей своих земель - они переходили в собственность монастырей. Поэтому Александра прогнали (даже не дали напиться воды с дороги) и он, рассердившись, проклял жителей деревни, сказав "будете жить у воды, но без воды".
Но к сожалению посмотреть на уход и возврат реки так и не получилось. Еще в гостинице Каргополя, при каких-то манипуляциях с путевыми очками, я их попросту стер из навигатора, пришлось искать точки заново, но к сожалению точки оказались неверными. Все наши усилия по поиску были безрезультатные. Напоследок перед дорогой домой мы просто проехались по деревне Большой Халуй.
16.Часовня Илии Пророка в Большом Халуе (XVIII в.).
17.В попытке найти исчезающею реку.
18.
19
20.
21.
22.Банька...
23.
24.
25.
Ну вот почти и подошло к концу наше путешествие по Каргопольскому краю. Теперь лежала долгая дорога домой. Мимо Ошевенского монастыря едем в деревню д. Шелоховская так ближе до асфальта...
26.
27.
Но впереди у нас были деревни Кирилово и Малая Шалга, а также живописное место на реке Вага, но об этом в следующий раз....