Кольский п-ов. Терский берег. Кузомень.

Oct 07, 2011 14:37



Сегодня я покажу вам одну из северных пустынь, Кузоменские пески. К чему может привести банальная вырубка леса и как вернуть растительность на берега Варзуги и Белого моря об этом пойдет сегодня речь.



Шуршат монотонно шины по асфальту, километр за километром мы движемся в сторону дома, на юг. В окнах мелькают знакомые пейзажи Мончегорской мертвой земли, уходят за горонт сопки Хибин. И вот поворот на Кандалакшу. Город ни чем мне не запомнился, около вокзала в каком то
крупном магазине закупились провизией, очередной раз мною была предпринята попытка купить
хоть какую нибудь литературу про Кольский, но был вечер воскресенья и все магазины уже были
закрыты. Попробуем на обратном пути успеть в книжный. Колеса снова за зашуршали по асфальту,
наш путь лежит в поселок Умба. За окнами стали мелькать болота, леса покрытые мхом, бурные
реки с темно красной болотной водой и россыпи камней, причудливо собранных природой.
По дороге замечаю, что Денис постоянно от нас отстает, как выяснялось он все время
притормаживает что бы пофотографировать, но я же тоже хочу. Решили поменяться, теперь колонну возглавляет Денис, и вот тут начались остановки через каждый километр. Природа ТАМ
великолепная и хочется что бы все это запечатлела матрица фотоаппарата и сохранила карточка
памяти.



При беглом взгляде кажется, что выпал снег, а всему виной такой красоты является вот этот мох.








На фото не передать ощущения движения, массы и потока воды.




Россыпи камней, японские сады отдыхают))).


Топкие северные болота, шаг вперед и по колено в воде, проверенно на себе.




Вот и Умба, обычный тихий и уютный поселок, с деревянными домами по улицам. Заехали в местные сувениры, и наконец то есть книжки про полуостров. Но как оказалось это все не то
что интересует меня, да и цена немного кусалась. Так же были в продаже камушки Аметисты по
цене в 500 руб. за штуку. Да нет спасибо, камушки мы и сами наберем... Постояли покурили,
размялись. И вот тут была совершенна большая ошибка, очень большая... До Кузомени оставалось
километров 140 из них 80 по грейдеру, в баках бензина было чуть меньше 3/4. Я предложил
заправиться и залить хотя бы по канистре бензина. Но кое кто, не буду показывать пальцем,
сказал что нам бензина хватит с лихвой... И вот тут я совершил большую ошибку, что послушал
всех, нужно было залить хотя бы полный бак и не париться, но мы мимо заправки едем дальше на
Кузомень... 60 км асфальтовой дороги пробежали быстро и вот асфальт кончается и впереди 84
км грейдера... Останавливаемся, у Дениса открутилась защита и перед грейдером он решил ее
подтянуть... В газах у ребят бегает одна и та же мысль: а бензина то не хватит ни хера...

-Что делать то будем? Может обратно в Умбу, пока отъехали всего на 60 км?

-Да ладно хватит бензина... наверно...

Я предложил, если не хватит, будем сливать с бака у всех до нуля, и кто то один едет с канистрами в Умбу на заправку. На том и сошлись, сели по машинам и перед.

Красный грейдер, красный песок,красное заходящие солнце, а вокруг болота.










Километры грейдера летят не так быстро как асфальтовые, Саня вырвался вперед и только столб
пыли поднимающейся над макушками деревьев указывал на место положение машины. Интервал
держим в километр, что бы пыль хоть чуть успевала осаживаться, скорость 70-80 км/ч, меньше
идти не возможно, долбаная гребенка пробирает до мозга. Обгоняем фольксваген, там наверное
был шок, сначала на скорости под сотню его обходит одна машина, только пыль оседает как его
обгоняет вторая а затем и третья))). По карте мы на развилке, на Варзугу налево на Кузомень
прямо. Я давно уже не верю нашим картам, они врут, и врут часто. Я даже не обижаюсь на это,
все это сделано наверное на случай войны, потому что враг просто запутается в них... Сейчас
я немного расскажу про эти карты. У нас их было две штуки: генштаб и новая карта от
Аэрогиодезии. Так вот, судя по генштабу налево уходит грунтовка на Варзугу, а просека на
Кузомень идет берегом моря. Аэрогиодезия нам говорит, что грунтовка идет прямо до Кузомени а
от нее идет просека на Варзугу. Вот что оказалось на самом деле: отворотка налево, что на
генштабе - это еле заметная уже начинающая зарастать просека, дорога идет прямо, но через
несколько километров она уходит налево на Варзугу, а 15 километровая отворотка направо в виде просеки идет на кузомень. Гениально!
Но мы сначала все же решили проехать берегом, свернули в лес и прямиком поехали к Белому
морю. Но так как у нас в баках все меньше было бензина и экстрималить было совсем уж глупо
решили отказаться от этой идеи и возвращаться на грейдер и ехать нормальной дорогой,

Белое море.




Ну вот и указатель, "Кузомень 12 км." Сворачиваем, сначала идет боле мене сносная грунтовка,
которая постепенно превращается в песчаную просеку. С каждым метром песка все больше,
впереди песчаный холм, с разгона залетаем на него и.... Впереди песок, много песка, много
много песка, пустыня...













Северная пустыня, это не памятник природы, а очередной памятник рук людских. В результате
антропогенного воздействия (вырубки леса для нужд находящихся здесь солеварен и выпаса
скота) в середине XIX века образовался массив подвижных песков, которые под воздействием
ветра засыпают окрестные леса, реку и населенный пункт Кузомень. Площадь подвижных песков в
настоящее время составляет 1600 га, в том числе на правом берегу реки - до 800 га. В начале
XXI века власти Мурманской области начали проводить мероприятия по остановке распространения песков. Завозится торф, который перемешивается с песками для воссоздания пригодной для растительности почвы, ставятся специальные заграждения, препятствующие развеиванию песков, высаживаются травы и саженцы деревьев. Хотя сами экологи заявляют, что до полной остановки распространения Кузоменьских песков ещё далеко. Песок здесь везде, на улицах поселка, в огородах, во дворах. По улицам сделаны деревянные тротуары, вдоль дороги на Кузомень стоит деревянный забор, для того что бы песок ее не заметал, но не радиевые водители постоянно ломают его для вызволения своих авто из песчаного плена...
Но мы то знаем как надо... Спускаемся до 1 атм. 1-2-3 пониженная и стараться не останавливаться. То есть газ в пол (умеренно) и до победного конца. А ехать по такому ковру
просто прикольно, попадаешь в колею и выбраться от туда тяжело, так и едешь как трамвай,
правда швыряет тебя по салону, зато какое ни какое развлечение.











Поздняя ночь на дворе, надо искать место для лагеря. Вдоль моря отъезжаем от села на несколько километров и разбиваем лагерь в 10 метрах от моря.









Как водится здесь мы сделаем тоже дневку, засим после установки лагеря все начали отмечать
приезд в Кузоменьские пески. Отмечание окончилось в седьмом часу утра, все по палаткам и
спать. Не совсем ранние утро, по берегу моря то и дело катается кто то, в палатке жара невыносимая. Открываю все окошки что бы хоть как то продувалось, нет не помогает. Ладно встаю, открываю палатку и меня просто ослепляет солнце. На улице стоит жара, рядом шумит море, блин вот это да, я прям на югах)))) только море холодное))).



Дальше все по распорядку дня, завтрак/обед/ужин, у меня уже все перемешалось, так как нет
бензина покататься по пескам и съездить пофотографировать Кузомень нет возможности, все начинают чинить свои машины,. Сделали импровизированную эстакаду. Сначала Денис загнал свою машину, у него течет сальник в переднем мосту, надо проверить и подлить масла, следующим пошел я, надо установить стоики стабилизатора и сам стабилизатор на место, а затем мы тихо мирно скрылись с девичьих глаз за Сашеной машиной, взяли пиво и начали оживлять его радиостанцию,которая в Хибинах начала парить мозг а без связи ехать обратно совсем плохо.



Реанимировать станцию нам не удалось она не захотела работать. Придется искать магазин и
покупать новую, зато пиво пенное пилось на ура. Ближе к вечеру мы с ребятами пошли
прогуляться по берегу,я взял с собой фотоаппарат и сейчас завалю этот пост множеством фотографий))))

Когда на море отлив и вода отступает, в песке она делает причудливые макроландшафты.

























На берегу встретился вот такой пень. Морем отполированный, Саня решил его забрать с
собой, для этого он его выкорчевал и положил в море отмываться, а потом он сказал что он на нем поплывет в Москву и будет седеть ждать прилива)))











На море начался прилив, море немного штормило поднималась не высокая волна, и с каждой такой волной на берег выбрасывало морских звездочек, медуз и разные водоросли растущие в нем.











На этой фотографии самые зрячие могут найти около 20 морских звезд.



А вот эта представительница не похожа на всех остальных своем окрасом и размерами



В скором времени следы исчезнут, их смоет водой, исчезнут и маленькие островки впереди, но с отливом они снова обнажаться. Если кто видит, в левом верхнем углу стоит вертикальная

палка белого цвета, вот до того места будет прилив.


Прогулка подошла к концу, пора спать. Завтра ранний подъем, так как надо еще заехать в старинное село Варзуга и держать путь в сторону дома, покинув Заполярье и Кольский полуостров.
Но как у нас изначально сложилось, рано утром мы не встали))) нет конечно мы встали раньше
чем обычно но тем неимение. Перекусив мы отправились в Варзугу, бензина мало а попасть туда
надо))). На обратном пути встретили здорового упитанного зайца, зверье тут почти не боится
людей, конечно оно не подпускает к себе очень близко но и не шарахается, основная добыча тут
это все таки рыба. И напоследок поснимали еще несколько картинок Кузоменьской пустыни. Дальше через мшистый лес на грейдер до Варзуги...

Заяц по центру кадра, маскируется под траву)))






















ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.....

Кольский п-ов, Мурманская обл, Терский берег, Север

Previous post Next post
Up