Он был потомком испанских аристократов и в детстве мечтал стать музыкантом или актером
В юности французская публика называла его любовно-фамильярно Фю-фю. Славу этому комику принесла пестрая галерея скупердяев, ворчунов и недотеп, наделенных бешеной энергией.
Детство и юность
Луи де Фюнес родился 31 июля 1914 года в Курбевуа. Его отец Хиспэн Карлос де Фюнес де Галарза был потомком испано-португальского аристократического рода из Севильи. Хиспэн держал небольшой ювелирный магазинчик в пригороде Парижа. Подлинной хозяйкой в семье была темпераментная мадам Леонор де Фюнес. Своего неугомонного Луи она обожала.
Подростка постоянно выгоняли за проказы отовсюду, где он, подрастая, пробовал подработать. Будущая звезда экрана увлеченно ловил рыбу в Сене и копировал ужимки своего кумира Чарли Чаплина. Родителям о заветной мечте однажды тоже стать актером Луи никогда не говорил из боязни, что ему запретят даже думать о такой непрестижной профессии.
Свой лицедейский талант юный де Фюнес реализовывал дурачась и строя рожи одноклассникам, а еще отчаянно пародируя учителей. Кроме того, он играл в лицее и на студенческой театральной сцене. Вечно хохмил то дома, то на улице, то в магазине. Без юмора и клоунады не обходился ни дня. В 1939 году по слабости здоровья юношу освободили от армейской службы. Дело в том, что при росте 1 метр 64 см он весил всего 55 кг. Через год Луи все же попал в военный лагерь, где усердно развлекал солдат исполнением популярных песенок, аккомпанируя самому себе на пианино.
Семья. В поисках удачи
Вначале девушки обходили стороной «недомерка» Луи и не глядели в его сторону. В юности Фю-фю был страстно влюблен в соседку, актрису Элину Лабурде, но та не ответила ему взаимностью.
Де Фюнес впервые освободился от личных комплексов и огорчений в борделе, доказав свою мужскую состоятельность приглянувшейся проститутке.
Как утверждают биографы, с тех пор Луи заделался циником и искал в жизни не любви, а наслаждений. Устроившись работать тапером на площади Пигаль, он нередко оставлял всю зарплату в номерах у продажных женщин. Думается, такая оценка характера знаменитого комика преувеличение. Как многим другим, ему тоже были нужны привязанность и понимание. Это подтверждает и дальнейшее развитие событий. В 1941 году в одной из драматических студий де Фюнес познакомился с начинающей актрисой Жанной Бартельми (кстати, внучкой писателя Мопассана). 22 сентября 1943 года они поженились и провели бок о бок долгую непростую жизнь.
В оккупированном Париже Луи нашел выгодное место кладовщика, благодаря чему мог сносно питаться и подкармливать беременную жену, а также продолжать учиться в театральных школах. В ноябре 1944-го у четы родился первенец, которому дали имя Патрик.
После войны биография будущего любимца миллионов складывалась тоже не слишком легко. Де Фюнес переменил кучу профессий: работал декоратором витрин универмага, жестянщиком, счетоводом, чертежником, фотографом, коммивояжером, скорняком. Он выступал в кабаре, играл в экспериментальных театриках, декламировал, пел, танцевал и старательно смешил за копейки. Днем и вечером участвовал в театральных массовках, а со сцены бежал в бар, где садился за пианино.
Все изменилось, когда Луи нашел стабильную работу в театре и его начали понемногу приглашать на радио, телевидение и в кино.
Награда за годы бесславия
В кино де Фюнес дебютировал быстро - почти сразу после войны. Снимался он много, но вот эпизоды ему доставались такие серые и скромные, что не задерживались в памяти зрителей. За полтора десятка лет - к 1960 году - в актерской карьере Луи скопилось уже около ста таких «кушать подано». Лишь в дилогии «Папа, мама, служанка и я», снятой в 1954 году, склочного соседа главных героев впервые приняли во внимание. А спустя четыре года, когда от темной шевелюры Фю-фю остались одни воспоминания, актер сыграл свою первую крупную роль в картине Ива Робера «Не пойман - не вор». Браконьер и плут Блеро распахнул заветную дверь, которая привела де Фюнеса к вершине в 46 лет.
Многие актеры не доживали до такого возраста или уже сходили со сцены… Одним знакомым и коллегам Луи жаловался на медлительность Ее Величества Фортуны, другим признавался, что неспешность развития событий помогла ему основательнее понять профессию. «Когда я был еще неизвестным, я пытался окрасить деталями, мимикой, жестами маленькие роли, которые мне поручали. Таким образом я приобрел некоторый комический багаж, без которого не смог бы сделать карьеру. Если начать снова, я бы не отказался от своего пути», говорил он в интервью. Популярность Блеро наградила де Фюнеса стойким амплуа суетливого пройдохи. Как раз в начале 1960-х годов в мировом кино возродился интерес к эксцентрической комедии с элементами буффонады, пародии и абсурдистского юмора. Персонажи Луи пришлись весьма кстати. Последовали два фильма Жерара Ури, в которых Луи поработал в паре с Бурвилем. Это столь любимые нашими зрителями еще с советских времен «Разиня» и «Большая прогулка». Затем стартовал легендарный «киносериал» о приключениях провинциального жандарма Крюшо. После чего последовала трилогия «Фантомас», сводившая с ума миллионы подростков Советского Союза.
Но и на родине Луи де Фюнеса оценили и в 1968-м году признали лучшим актером. По размерам гонораров он превзошел всех своих коллег. Увы, вскоре в карьере комика наметились первые признаки спада. Со смертью Бурвиля в 1970-м Луи навсегда потерял незаменимого партнера. В нескольких новых комедиях актер словно пытается нащупать для себя опору. С того времени его гротескная мимика, иногда срывающаяся на кривляние, становится, по сути, единственным стержнем фильмов с участием де Фюнеса.
Испортился и характер. В зените славы Луи получил полную власть над сценаристами, режиссерами и продюсерами. Все они в той или иной степени страдали от его настроения и капризов, состояния здоровья или планов на уикенд…
Зато зрители по-прежнему обожали своего кумира. Еженедельник «Экспресс» писал: «На протяжении 20 лет де Фюнес врачует соотечественников, помогая им отделываться от недостатков, которые он мастерски обличает своей клоунадой».
В принципе, публика всегда носила на руках комических героев синема. Ведь даже отъявленные экранные плуты - это симпатяги и в глубине души нежные добряки. Но тип, созданный Луи де Фюнесом, являет собой исключение. Его персонаж крайне антипатичный, глупый, жадный, вздорный, тщеславный, беспринципный. Он стремится объегорить всех, но вечно оказывается в дураках. Этот классический образ, использованный актером, - успешное продолжение традиции итальянской комедии дель арте и средневекового французского фарса.
Комик упрямо изображает в кадре один и тот же национальный и социальный тип как средоточие человеческих слабостей и пороков. Таков, к примеру, его комиссар Жюв, самодовольный и подозрительный служака, то и дело впадающий в раж, оттого что реальность, с которой он сталкивается, устроена вовсе не так, как ему бы хотелось. От его безуспешной дуэли с гением преступного мира Фантомасом в зале корчились от смеха. Именно за предоставленное удовольствие посмеяться вволю над подобным «фруктом», одним из тех, что отравляют нам существование, публика и платила любовью своему Фю-Фю.
С другой стороны, с таким трудом и потом найденная маска слишком крепко приросла к актеру. Годы шли, а он абсолютно не менялся. Просто ждал нового звездного часа, пусть даже и последнего в карьере.
Отшельник и «Скупой»
15 марта 1973 года Луи де Фюнесу присвоили звание кавалера «Ордена Почетного Легиона». Вскоре после этого знаменательного события началась черная полоса. Первый инфаркт у актера случился весной 1975-го. Прямо на сцене во время спектакля «Вальс тореадоров». Через несколько месяцев, уже в госпитале, произошел второй. «Это, наверное, для того, чтобы я лучше осознал первый», - пошутил над преследующей его смертью де Фюнес. Комик так долго болел, что журналисты о нем почти забыли. А режиссеры просто боялись приглашать в картины актера, сердце которого угрожало остановиться в любой момент. Луи совсем прекратил работать в театре и кино. Обидевшись на равнодушие коллег, он продал квартиру в Париже и уехал в наследственный замок жены де Клермон (наследие Мопассана), стоявший на берегу Луары. Там он выращивал розы, наслаждаясь уединением и покоем.
Буколическую идиллию прервал звонок Клода Зиди, предложившего артисту роль в картине «Крылышко или ножка». Де Фюнес согласился, но на весь период съемок ему пришлось оставаться под медицинским наблюдением. Роль в этом фильме завершила череду брюзгливых скряг и мошенников с достатком, воплощенных Луи на экране.
Впрочем, и нрав самого де Фюнеса совсем испортился. Теперь он часто ссорился с собратьями по искусству, стал жадноват и невыносим, подобно своим персонажам. По сути, он веселился теперь только перед камерой, но на жизнь смотрел уныло. Улыбку дедушки вызывала лишь любимая внучка, дочь младшего сына Оливье, который в детстве и отрочестве снялся в нескольких фильмах с отцом.
Луи отгородился от любых актерских сборищ и застолий. Ворчал: «Каких только глупостей не говорит человек с бокалом в руке»… Избегал интервью, неохотно водил машину, удил рыбу, выращивал розы. И все свободное старался проводить с семьей.
Режиссуру своей лебединой песни и любимейшей картины - экранизации «Скупого» Жана Батиста Мольера - де Фюнес не доверил никому, став в первый и последний раз и режиссером и исполнителем главной роли. Роль Гарпагона удалась ему блестяще! По сути, если бы она состоялась лет на двадцать раньше, то вполне могла бы оказаться началом совсем другой карьеры и даже судьбы. Тем не менее, классика была с зевотой встречена прессой, а фильм не окупился в прокате. Но выдающийся вклад актера во французское и мировое киноискусство в 1980 году отметили почетной премией «Сезар».
Финал
Главным режиссером для де Фюнеса и, пожалуй, единственным другом среди представителей данной профессии долгие годы был Жан Жиро. С ним они сделали все фильмы о жандарме из Сен-Тропеза, а также «Большие каникулы» в 1967 году и «Капустный суп» в 1981-м.
Смерть Жана стала сокрушительным ударом для Луи. Он утратил интерес к жизни, перестал проверять счета, принимать лекарства, никого к себе не приглашал и не отвечал на телефонные звонки. Его супруге иногда даже казалось, что муж забывает имя внучки... Единственным человеком, к которому Луи по-прежнему благоволил, оставался садовник Виктор. Вдвоем они часами пространно беседовали о розах, правильном поливе и новых удобрениях, порой отправлялись вместе порыбачить на берег Луары.
За неделю до кончины артист внезапно сказал жене: «Я знаю, какой будет моя самая удачная шутка». Она спросила, какая. Последовал ответ: - «Мои похороны. Я должен сыграть это так, чтобы они обхохотались».
Спустя несколько дней, сидя на скамье среди клумб, де Фюнес пожаловался Виктору, что у него ощутимо отяжелели ноги. В тот же вечер у него в придачу сильно болело сердце, но Луи решил, что где-то подхватил грипп.
Утром 28 января 1983 года он вышел к Жанне и обронил: «Я скучаю один в своей комнате...» Это были его последние слова. Вскоре случился приступ. Знаменитый актер умер по дороге в клинику.
В 2007 году вышла книга «Луи де Фюнес. Не говорите обо мне слишком много, дети мои!», написанная сыновьями артиста - врачом Патриком и гражданским летчиком Оливье. В работе над биографическим повествованием в качестве консультанта приняла участие и вдова Луи. Вопреки просьбам отца его дети сделали достоянием широкой публики не самые приглядные стороны характера великого комика. Правы они были или нет, пусть рассудит история.