давнишний должок

Jun 10, 2011 23:43

ЕОСШР и её обитатели

"Мы в ответе за тех, кого приручили"
(Маленький Принц)

Некогда, в очередной раз пересматривая "Республику ШКИД", ваш покорный слуга задавался вопросом насколько такой сюжет актуален сегодня? Оказалось, что более чем!
И это фото - не из фильма о тридцатых годах.



Это вполне себе нынешний посёлок Веровка между Горловкой и Енакиево. Он окружён шахтами и мастерскими угледобытчиков. И именно здесь обосновалась самая настоящая республика ШКИД. Не прямо по тексту, конечно, но эффект узнавания был просто разительным.

Этот очерк - об удивительном месте и его удивительных обитателях.
Всякий раз при встрече, автор получает исключительное наслаждение общением с ними.




И всякий раз сердце щемит от осознания тысячи проблем, которые там пока невозможно решить, от отчаянного желания помочь. Если не материально, то хотя бы информационно! Что бы Большой Мир узнал об этом месте побольше и протянул руку помощи тем, кто в этом нуждается.

Часть первая. Знакомственная


Моё знакомство с учениками енакиевской специализированной школы-интерната социальной реабилитации состоялось в День св.Николая 2009 г. Сложилось так, что там очутился сын моей родственницы и, разумеется, я поспешил его проведать. И это оказалось лишь началом нового и яркого общения. С людьми, которым этого общения не хватало...



Вот взгляните.
Советский дизайн очевиден. Хотя это место куда старше даже самого шахтёрского посёлка! Дело в том, что спецшкола расположена на территории бывшей усадьбы князя Раевского, где еще сохранился княжеский дом.
Собственно, уже почти не сохранился...


Мастерские для подростков разместили в барском доме.
Но он сгорел несколько лет назад. В то, что его отстроят, уже никто не верит...
http://enakievets.info/publ/enakievo_kak_na_ladoni/prigorod/selo_verovka/6-1-0-354



Попав туда, я открыл для себя целый мир. В свою очередь, для тамошних мальчишек я сам тогда стал своеобразным Николаем.




Наши встречи обычно случаются раз в сезон, и всякий раз мною овладевает ощущение волшебности. Мы как бы дарим друг другу настоящее чудо. И я был неприятно изумлён, узнав, что внешний мир не разделяет моих восторгов относительно этих детей.

А ведь они удивительны.




Каждый из них - личность.






Ребята практикуюся в шахматах и соврененных танцах, рисуют, плетут поделки из бисера.
В очень многих из них скрыто множество талантов. У иных они вовсе даже не скрыты - что называется, черпай лопатой.
Есть артистичные непоседы - и замкнутые книголюбы, явные спортсмены и непроявленные аналитики...
Но, увы, ярлык «девиантный подросток» в наши дни способен стать подобием «волчьего билета».










Итак, ниже мне бы хотелось вскользь затронуть основные проблемы существования своих юных знакомцев. И хотя там, в спецшколе, они получают довольно мощный заряд любви и внимания, хочется показать, что их стоило бы ценить не только работникам самой школы.

Часть вторая. Отчётная

Пора углубиться в сухие факты.
Сперва для полноты картины необходимо описать сам феномен специализированных школ для детей с девиантным поведением. Ведь даже у живущих по соседству обывателей сложилась стойкая картина непонимания! Её давно пора исправить. А поможет нам короткий обзор ситуации.




Задумываемся ли мы о том, сколько детей имеют проблемы в семье и окружении, не позволяющие им полноценно учиться в общеобразовательных школах?
Имеем либо неадекватное поведение ученика, если он всё же посещает занятия - либо же попросту ученик не посещает школу вообще.

То есть,
в первом случае юный человек учится, но терпит постоянные упрёки и попрёки в свой адрес, - а это ведёт к нервным срывам, и как следствие - к повышенной агрессии, ссорам с учителями и учениками, и многое другое в том же духе.
Во второй ситуации он в лучшем случае начинает искать легальный заработок - но это и в пятнадцать лет непросто, если честно, что уж говорить о более младших, - а в худшем живёт уличной жизнью, крутится в нехороших компаниях, всячески десоциализируется... Многие попросту бегут из дома (уже в семь-девять лет!) - и их уделом становится попрошайничество, мелкое воровство и токсикомания в котельных.
А ведь у этих детей столько возможностей!




Эта проблема, увы, есть в любых странах. И в криминально-полицейских державках латинской Америки (с которыми нас сравнивают, увы, всё чаще), и в сердце демократической Европы. Там давно уже введены специализированные школы-интернаты реабилитационного типа.
Психологи давно уже определили достаточно широкую степень девиантного поведения подростков, по которой окружные социальные службы и рекомендуют тех или иных детей в эти учебные заведения. Как правило, там имеется индивидуальный подход к ребятам, с ними ведётся углублённая педагогическая работа - значительно более сложная, чем в обычной школе.
Ведь в задачу таких школ входит не только подготовить учеников к взрослой жизни посредством общего образования, но, ни много, ни мало, дать им аналог семьи, Дома...






В той же Польше, например, существуют по две-три такие школы на каждое воеводство. А воеводств там целых шестнадцать! В Украине, как известно, 24 области плюс Крым. Так вот, у нас специализированных реабилитационных школ одиннадцать! При том, что территориально и по количеству населения (а соответственно и детей школьного возраста) спрос у нас побольше, чем в Польше. Парадокс?

Дальше - ещё интереснее. Если поехать в любую из наших одиннадцати школ - ах, простите, десяти (по последним данным школу в СвЕрдловке харьковской области собираются расформировать за нерентабельностью) - так вот, если поехать в любую такую школу, можно наблюдать не менее парадоксальную реакцию местного населения. Взять хотя бы школу в посёлка Веровка, енакиевской области. Когда автор этого очерка уточнял дорогу сперва у посетителей Енакиевского вокзала, в другой раз у пассажиров на остановке в городе Горловка, - всякий раз запоминался их взгляд: одновременно сочувствующий и тревожный.
Как будто у них поинтересовались, где здесь расположена спец-аптека для ВИЧ-инфицированных.

Нередко собеседник напряжённо уточняет нечто вроде «Это вам что, в колонию?»



Вот так.
Среднестатистический житель городов, между которыми примостился вот такой интернат, уверен, что в этой школе содержат юных уголовников. Отношение к заведению - именно как колонии. Казалось бы «ну и что?»
А представьте, что спустя три-семь лет очередной поток учеников доучивает одиннадцатый класс и покидает стены своего альтернативного Дома. Что их ждёт? Какое отношение?
Да их же воспринимают как прокажённых!



Происходит ещё тот культурный шок. И что же - вся реабилитация насмарку?

Сперва подобное отношение вызвало у автора бурю негодования.
Мне показалось, что просто население в некоторой слепоте и простоте путает грешное с праведным. Однако, оказалось, что благодаря нашим удивительным изменениям в законодательстве «рідної країни» подобная реакция оправдана!

Оказывается, изначально такие школы существовали в советской системе, и функционировали как надо: Совет Профилактики от Исполкома выносил решение по делам той или иной семьи и ребёнка перенаправляли в такую школу. Ведь и хулиганство, и побеги из дома, и мелкое воровство были уже тогда. И было чёткое понятие «колония для несовершеннолетних». Так вот чтобы не оказаться там, мальчишкам предлагали поучиться именно в таком центре. Сразу оговоримся, сложные девочки тоже бывают, но их на несколько порядков меньше - вот почему женское отделение есть только в одной украинской спецшколе из одиннадцати.

И вот, осенью 1991 года Украина подписала Международную Конвенцию ООН по правам ребёнка. По некоей прихоти трактовки уложений конвенции отныне детьми обязана заниматься исключительно семья. А в реабилитационный центр направлять учеников теперь дозволялось исключительно по суду. Но, как правило, суд имел место там, где произошли жёсткие правонарушения! То есть, по сути, отныне учениками спецшкол-интернатов становились юные уголовники! И такие заведения почти приравнивались к колониям. Разве что не трудовым, а образовательным.
Суды были закиданы заявками и резолюциями от районных социальных служб - и не справлялись! Закономерно.
И, разумеется, в большей части слушаний по делам несовершеннолетних, ребёнок отныне постоянно отдавался на поруки родителям. Если родители при этом наркоманы или алкоголики, или страдают психическими расстройствами, это никого не интересовало. В исключительных случаях могло состояться слушание о лишении родительских прав. Примерно в одном случае из тысячи.

Как результат - 50 000 украинских детей в девяностые годы проводили жизнь на улицах!





Вот нам и проблема беспризорников.
Вот нам и "Республика ШКИД"

К счастью, рано или поздно, очевидные вещи всё же заставляют властьпредержащих пересмотреть ошибочные резолюции. С 2008-го года начался эксперимент - теперь в течение пяти лет в Енакиевскую спецшколу снова могут направляться дети решением и родителей, и социальных служб.

Ведь сколько сейчас появилось новых форм зависимости, ведущих к стрессу!
Это и компьютер, и новые формы наркомании, и новые синдромы... В итоге дети бегают из дома, совершают неконтролируемые поступки...
При этом сами по себе они вовсе не неполноценны!
Более того.
Они могут быть в целом послушными и практически ничем не отличаться от обычных школьников.



Дело именно в их неконтролируемых неадекватных действиях.
Как правило, наступает момент, когда подросток и сам видит, что с такой ситуацией ему в обычном окружении неуютно, вот и бежит, куда глаза глядят.




Повторимся, вплоть до 2008 года всё это вовсе не считалось поводом перевести ребёнка в школу-интернат реабилитационного типа!
«Трудного ребёнка» ловили и насильно возвращали в его семью, в родную школу... И раз, и другой, и десятый. А потом - колония и уголовное прошлое вечным несмываемым пятном на биографии.
Правда же, не очень смахивает на справедливость?

По счастью, сейчас ситуация поправляется.
Надеемся, что упомянутый эксперимент наглядно проиллюстрирует чиновникам явную необходимость государства в таких центрах.

А ведь они - чиновники - прежде всего пристально следят, нету ли перерасхода гос-фондов?
И разумеется находят! А как же иначе?
К примеру, в шести таких центрах работает Центр психолого-педагогической коррекции.
Это - профессионалы, требующие адекватной оплаты своего труда.

Идём дальше. Территория каждой такой спецшколы занимает много площади, отведённой под учебные классы, проф-мастерские, спортивные нужды, столовую, комнаты досуга и спальные помещения...






Иной раз - куда больше чем отводят общеобразовательной школе. А ведь там иной раз учеников под тысячу! Посмотрите, сколько сейчас всяческих «Д»/«Е»/«Ж»-классов! И в каждом по сорок человек. Уплотнение, однако. А здесь - пятьдесят учеников. Семьдесят - это позволительный максимум. Оптимум - сорок! И пед-состава - больше сотни человек!
С точки зрения Министерства - это непозволительные растраты. Ну правда же: сколько бесценных гривен уходит на содержание «каких-то там детей»!
Мы уже упоминали, что харьковскую школу-интернат (в Свердловке) хотят расформировать и распределить детей по интернатам соседних областей.
Уплотнение, однако...

Директор енакиевского реабилитационного центра неоднократно поднимала вопросы на заседаниях от Мин-Образования, привлекала внимание. И до сих пор - стена непонимания.
Но их тоже можно понять - крупный управленец может не иметь возможности вникать во все детали. В цивилизованных странах в подобной ситуации при министерстве формируется отдельный комитет, специализирующийся непосредственно по данной проблеме. И уже его представители обязаны знать всю картину, осознавать все плюсы и минусы, все сложности конкретных регионов. Почему-то этого до сих пор не происходит... То ли дело в чьей-то некомпетентности, то ли в нежелании разбираться с проблемой. А речь идёт о детях - это же наше будущее.
В том числе и будущее упомянутых управленцев.

Часть третья. Аналитическая

С самим директором, Натальей Владимировной, автор провёл увлекательный диалог. Многие моменты в житии-бытии енакиевских воспитанников, которые меня «царапнули», вызвали бурю вопросов, давно уже осознаются. Проницательный педагог, Наталья Владимировна многое подмечает, со многим постепенно справляется.


Например, задела меня некоторая формальность многих педагогов. Некая отстранённость -
мол, вот тебе требования, пацан; не выполняешь - на тебе наказание, выполняешь - вот и похвала.



А ведь этим парнишкам нужны не просто педагоги, а как минимум Друзья.
А в чём-то - замена родителям.
И если у себя дома они были ходячей функцией, то здесь на это не должно быть даже намёка!

Наталья Владимировна соглашается, что педагогов, совмещающих в себе квалификацию преподавателя, психологическое чутьё и искреннюю любовь к этим детям пока что и правда немного.
По-хорошему, такие универсалы нужны сейчас во всякой школе - их и там не хватает.
Здесь же в них потребность просто таки кардинальная! Но у нас до сих пор на Украине не подготовили таких специалистов. Они встречаются - но редко.
А ведь с нынешней зарплатой учителям их стимул заниматься девиантными учениками приближается к нулю!

Отдельный пункт - обустройство. Им ведь, по-хорошему, необходимо хотя бы посменно проводить в этой школе всю неделю! Даже уезжая на ночёвку в город. Это свои напряги и сложности, требующие особых условий. Нету финансов ни на спец-«развозку» этих преподавателей, ни на постройку общежития для педагогов.
А ведь это многое бы решило!





Что ещё вызвало внутреннее возмущение у автора?
Своеобразная казарменность - они же всегда ходят строем, основные обязанности они делают по команде, спят - в залах по двадцать коек с постоянно горящим светом...




Однако же, пока что это единственная модель, приучающая их к самодисциплинированности, к порядку. Ведь они слишком привыкли там, в Большом мире к «свободе» какой они её видят - как правило, в виде вседозволенности. Социализации не хватает.
И это - проблема, актуальная до сих пор, и очень остро.

Ведь что получается?
Сперва ребёнок переживал дома унижения и боль. Потом были бега - этап этой самой вседозволенности, полной десоциализации («мама-анархия»). А затем в интернате его приучили к коллективизму, к общественным нормам и коллективному строю. Что потом? Ведь оказавшись вне школы, он неизбежно станет искать себя в одном из трёх перечисленных проявлений. И новый тип казармы станет здесь меньшим злом, потому что возврат к вседозволенности неизбежно кинет выпускника на скамью подсудимых - что уже имело место с некоторыми ребятами недавнего выпуска.
Итак, к внешнему миру они пока нередко не готовы.



виднеется домик для охраны времён статуса колонии.
их таких несколько по периметру.
по счастью никаких "пионервожатых с пулемётами" ныне там нету
Как быть?
Как дать этим ребятам осознание самостоятельности, ответственности за себя и других?
Как правильно показать им новые горизонты? Веру в себя и свои возможности?

Да, грамотный педагог-друг - это потребность номер один. Но это лишь старт.



Далее:
Адекватное техническое оснащение.
В нынешнем, двадцать первом веке компьютерация таких школ неудовлетворительна! Но ведь именно привлекая ребёнка к грамотному общению с техникой можно излечить их, скажем, от компьютерной аддикции.

Просто нормальное финансирование тоже способно многое решить!
Иначе невозможно сделать ремонт переоснащение проф-мастерских.
Более того, эти школьники лишены радости посещать бассейн. Ходят в обносках. Нет возможности переоборудовать их казарменные спальни хотя бы по блокам! Ведь если поставить перегородки - пусть даже не до потолка, такое бывает в пансионных спальнях - то в каждой секции окажется по четыре ученика, которые смогли бы сами оформлять свою «спальню», иметь персональные уголки, украшенные по своему вкусу, потребность наводить порядок.
Ведь это будет их персональный угол.
Чем больше будет у ребят ощущения, что там - их Дом, где друзья, где семья...- тем меньше будет у них стимула пускаться в новые бега.

Автору кажется, что ночной контроль, решётки на окнах и камеры слежения (по счастью, этого там нет) никогда не отвадят их от побегов. А осознание что это Дом, где тебя любят - способно.




Некоторые представители властей, по счастью, уже обращают на всё это внимание.
Так, в 2009-м году депутат партии Регионов на день Святого Николая подарил детям 3 компьютера, 30 мячей (футбольных, волейбольных, баскетбольных), большой хоккей и сладкие подарки. В свою очередь, Фонд "Вiдроження" так же прислал сладости и подарочные наборы.

И при этом сама школа умудряется на всём своём безденежье водить детей то в цирк, то в театр, то на футбол... Ремонт школы делается медленно, но верно.
Огромное спасибо этим людям, персоналу школы, которые за считанные копейки пробуют творить невозможное - дать ребятам новый Дом.











Ребятам полезно разнообразить досуг. За счёт тех же кружков.
Их выбор просто обязан быть велик - ведь искать альтернативы этим детям негде.
Соответственно, требуется и оснащение, и специалисты, способные этим заниматься. Те же музыкальные инструменты. А в том немногочисленном наборе досуга, который имеется, попросту не хватает системности!
Впрочем, системности не достаёт и в общеобразовательном обучении.

Для этого в штате нужны методологи. Которые в сотрудничестве с командой психологов сможет адекватно планировать и обучение, и досуг, и вносить индивидуальные коррективы.
Ведь это тоже очень важно - в подобных центрах необходим персональный патронат над каждым ребёнком!



Наталья Владимировна

...Вновь возвращаемся к неудовлетворительному, попросту халатному финансированию...

И если государство до сих пор не сочло нужным обратить свой милостивый взор на эти проблемы, возможно удастся привлечь внимание хотя бы меценатов.
Помогать обычным дет-домам нынче в моде. Особенно к Дню Николая или на первое июня... А вот на такие реабилитационные центры отчего то внимания обращать стесняются.
Но это неразумно!



Тем более, и сироты здесь тоже имеют место.
В енакиевском спец-интернате их шестнадцать. В дни школьных каникул им попросту некуда поехать. Некому проводить с ними время. Внешнего мира они попросту не видят! Если кто-нибудь предложил бы им хотя бы погостить - ребятам бы это дало много полезных стимулов о внешнем мире. А если кто-то их когда-нибудь усыновит - будет и вовсе волшебно.

Так что этот очерк можно считать своеобразным воззванием.

Автор считает, что и брезгливое бойкотирование этих детей внешним миром, и халатное отношение к ним сильных мира сего попросту ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Пока что ни один суд не станет им разбираться, потому что есть преступления против Закона, а есть преступления против СОВЕСТИ. Но ведь она же у нас есть! Мы же не затёрли её окончательно.



А раз так, пусть она поможет нам открыть глаза, взглянуть по-новому на тех, кто рядом.
Кто нуждается в понимании и поддержке.
Дать им дружбу и поддержку в нашем непростом мире.
Аминь.

nota bene!, пафосное, преподавательское, киндеры, мысли вслух

Previous post Next post
Up