Ренессансные предтечи - каббалистический христианский герметизм

Mar 21, 2013 00:05




В прошлый раз мы уже упоминали последователя Фичино, его младшего современника, которого старый учитель умудрился пережить, - Джованни Пико делла Мирандолу.
Это ещё один чудесный ренессансный пантеист и неоплатоник. В некоторых вопросах - куда более смелый, нежели Фичино. Творец христианской каббалистики!


Ну, и опять мы сделаем выписки из госпожи Ф. Йейтс
[вслед за ренессансными авторами она пишет кабала]...


Ренессансное сознание, склонное к симметричным построениям, усматривало определенный параллелизм между трактатами Гермеса Трисмегиста, "египетского Моисея", и кабалой - еврейской мистической традицией, переданной, как считалось, изустно от самого Моисея.
Пико разделял твердую веру кабалистов в то, что корни кабалы уходят в глубочайшую древность - к Моисею, посвятившему в тайное учение немногих избранных, которые в свою очередь передали его своим преемникам, и что это учение проливает свет на те тайны, которым в Книге Бытия Моисей не дал исчерпывающего объяснения.

Кабалистическая магия - магия духовная, причем духовная не в том смысле, что она, подобно естественной магии, обращается только к естественному мировому духу (spiritus mundi), a в том, что она стремится к высшим духовным силам, находящимся по ту сторону естественных сил космоса. Практическая кабала обращается к ангелам, архангелам, десяти сефирот, то есть к именам или силам Бога, к самому Богу.


Средства, используемые при этом, отчасти схожи с другими магическими процедурами, однако прежде всего опираются на могущество священного еврейского языка. Таким образом, этот вид магии претендовал на нечто гораздо большее, нежели естественная магия Фичино, и был неразрывно связан с религией.

Альянс герметики и кабалы, пионером которого был Пико, привел к очень важным результатам, и дальнейшая герметико-кабалистическая традиция, восходящая в конечном итоге к Пико, оказалась очень влиятельной. Порой она, не выходя за рамки чистой мистики, разворачивала герметико-кабалистические размышления о творении и о человеке в невероятно сложный лабиринт религиозных спекуляций, обращаясь к области чисел и гармонии, впитывая в себя и пифагореизм. Но была у этой традиции и другая сторона - магическая. Пико и здесь был первым, кто соединил герметический и кабалистический типы магии.


Средневековую заклинательную магию Пико порицает. Для него существует лишь благая, дозволенная, незапрещенная магия, и это - естественная магия (magia naturalis). Вот его слова:
«Магия есть практическая часть естественных наук»...
«Заниматься магией есть не что иное, как сочетать браком мир»...
«Исходя из начал сокровенной философии, следует признать, что в магических операциях символы и фигуры гораздо могущественнее, нежели материальные свойства»

Итак, главные носители магического могущества - не материальные субстанции, не те материалы, из которых сделан тот или иной объект, употребляемый в магических операциях, а подлинные магические «символы» (characteres) и «фигуры» - они-то и наделены наибольшей силой.

Пико приветствует орфические гимны. Но даже орфическое пение, гордость и отрада Фичино, бессмысленно в магических процедурах без кабалы.
Дело в том, что Пико поставил перед собой задачу тотального синтеза всех знаний, и среди прочих шагов, предпринятых им во исполнение этого замысла, было изучение - в возрасте двадцати четырех лет - еврейского языка. Представляя семьдесят два «Кабалистических заключения», он заявляет, что они «подтверждают христианскую религию на основании еврейской мудрости».


Каббала в том виде, который она приняла в средневековой Испании, была основана на доктрине о десяти сефирот и двадцати двух буквах еврейского алфавита.
Доктрина о сефирот изложена в «Книге о творении», или «Сефер Йецирах» («Sefer Yetzirah»). К ней постоянно обращается «Зогар» («Zohar») - мистический трактат, написанный в Испании в XIII в. и концентрирующий в себе традиции испанской кабалы того времени.
Сефирот суть «десять наиболее распространенных имен Бога, а все вместе они образуют одно великое Имя». Это «творящие имена, которые Бог вызвал к жизни и послал в мир», а сотворенное мироздание есть внешнее проявление этих сил, живущих в Боге. Креативный аспект сущности сефирот связывает их с космологией.

Существует корреляция между сефирот и десятью сферами космоса (десять космических сфер - это сферы семи планет, сфера неподвижных звезд и высшие сферы за ними). Отличительная черта кабалы - то значение, которое она придает ангелам, или божественным духам, как посредникам между частями этой системы.
Ангелы организованы в иерархию, соответствующую прочим иерархиям. Существуют и ангелы зла, или демоны, чья иерархия соответствует иерархии их благих антиподов.
Теософская система мироздания, на которой основаны бесчисленные тонкости кабалистической мистики, с Писанием связана посредством сложнейших мистических интерпретаций слов и букв еврейского текста, особенно текста Книги Бытия (комментариям к ней посвящена большая часть «Зогара»).

Для кабалиста еврейский алфавит содержит Имя или Имена Бога. Он отражает исконную духовную природу мира и творящий язык Бога. С точки зрения Бога творение есть выражение Его сокровенной сущности, дающей Себе имя, священное Имя Бога, каковое есть непрерывный акт творения. Созерцая буквы еврейского алфавита и их конфигурации как составные части Божиего имени, кабалист, благодаря могуществу Имени, созерцает как самого Бога, так и его творения.




Таким образом, обе ветви испанской кабалы основаны на Имени или Именах; они дополняют и перекрывают друг друга. Одна из этих ветвей называется «Путь сефирот», другая - «Путь имен».
Знаток «Пути имен» испанский еврей Авраам Абулафия, живший в ХIII веке, разработал сложнейшую технику медитации, основанную на системе комбинирования еврейских букв в бесконечное множество сочетаний.

Кабалисты ввели в обиход множество имен ангелов, не упоминавшихся в Писании (там фигурируют только Гавриил, Рафаил и Михаил). Имена образовывались путем добавления к корню, обозначающему специфическую сущность того или иного ангела, суффиксов "эль" или "ях", репрезентирующих Имя Бога. Призывание таких ангельских имен или их начертание на талисманах имело магическую силу.

Пико выделяет в кабале два основных направления.
Первое - комбинаторное искусство (ars combinandi), которое, возможно, происходит из буквенно-комбинаторной мистики Авраама Абулафиа и которое Пико считает в некоторой степени родственным «искусству» Раймунда Луллия.
Второе - направление, представляющее собой один из «способов овладения силами высших начал, что по-иному совершается при помощи естественной магии»; направление, называемое «высшей частью естественной магии». Очевидно, это второе направление есть магия.
Она сродни естественной магии, но выше нее. Она должна взмывать ввысь, в наднебесные сферы, - выше звезд, которые естественная магия ставит своей конечной целью. Или же она умеет овладевать той силой звезд, которая превосходит подразумеваемую в естественной магии, поскольку она, так сказать, подключена к силам более высокого порядка.



От Пико мы узнаём, что у евреев были свои малифики, колдуны-чернокнижники.
Их Кабала технически не отличалась от благой - отличались их цели. Они тоже использовали тайные еврейские имена Бога и ангелов, призывали их на могущественном еврейском языке либо при помощи магических операций над священным еврейским алфавитом. Только злонамеренные кабалисты обращались таким образом к злым ангелам, или демонам, а благонамеренные - к благим ангелам.

Эта магия выходила далеко за пределы магии естественной и несравненно превосходила ее, поскольку имела дело с силами наднебесного мира, по ту сторону звезд. Естественная магия использует только посредующие причины - звезды. Чистая кабала апеллирует непосредственно к первопричине - к самому Богу. Поэтому ей под силу вещи, недостижимые для естественной магии. [И это - истинная теургия!]




«Когда человек, прибегающий к средствам кабалы... совершает ошибку в своих действиях или приступает к делу, не очистившись, его пожирает Азазель»...
Связь между магией и христианством в формулировках Пико оказалась еще более тесной и пугающей из-за его поразительного заявления о том, что магия и кабала помогают доказать божественность Христа.
Однако меч, выбранный Пико для защиты своей религии, был обоюдоострым, и сей благочестивый христианский мистик прекрасно осознавал таящуюся в нем опасность. Он пытался застраховаться от нее в седьмом магическом тезисе, с настойчивостью повторяя также и в «Апологии»:

«Non potuerant opera Christi uel per uiam Magiae uel per uiam Cabalae fieri»
[He могли дела Христа твориться ни посредством Магии, ни посредством Кабалы.]

В работе о магии Фичино Д.П.Уокер предположил, что она по большей части субъективна, т.е. что Фичино обращал ее главным образом на самого себя.
Она формировала воображение, готовя его - при помощи специфического жизненного уклада и различных ритуалов - к восприятию божественных форм естественных богов. Эта магия была доступна тонким артистическим натурам, обострявшим свое художественное восприятие совершением магических процедур. Возможно, все это приложимо и к практической кабале Пико.
Возможно, это была субъективная рецепция кабалистической магии глубоко религиозной и художественной натурой.
Какими же именно видел Пико делла Мирандола Рафаила, Гавриила и Михаила, когда они приходили к нему, чтобы беседовать с ним? Возможно, в его воображении ангельские лики были еще возвышеннее и прекраснее, чем на картинах Боттичелли или Рафаэля.


И возможно, ключ к влиянию ренессансной магии, основанной Фичино и Пико, тоже следует искать главным образом в сфере воображения и художественного чутья. Практикующие маги Возрождения были художниками, а Донателло или Микеланджело знали, как средствами искусства вдохнуть божественную жизнь в статуи.

И всё это имеет непосредственное отношение у герметическим учениям!
И магию, и кабалу эпохи Возрождения можно рассматривать как обновленную версию магических учений, восходящих в конечном итоге к языческому и еврейскому гностицизму.
Более того, оба теоретических контекста, в которых оба вида магии продолжают существовать в эпоху Возрождения, а именно герметика и кабала, - имеют гностическое происхождение. Герметический корпус представляет собой свод памятников языческого гностицизма первых веков нашей эры. В некоторых из них (особенно в тексте, посвященном сотворению мира, в "Поймандре") заметно еврейское влияние.


Пико делла Мирандола распознал связь между герметикой и кабалой!
И согласно мысли Пико, герметические «кары» соответствуют десяти злым началам кабалы, изгоняемым их благими антиподами - то есть десятью сефирот. Для него это сравнение оказалось путем к потрясающему открытию: то, что «египетский Моисей», Трисмегист, говорит о Властях и Карах, совпадает с тем, что Моисей реальный - в передаче кабалистов - говорит о сефирот и их антиподах.

Отцы церкви отводили человеку почетное место как высшему из земных существ, как созерцателю вселенной, как микрокосму, отражающему макрокосм. Все эти ортодоксальные представления излагаются и в речи Пико «О достоинстве человека».
Однако здесь говорится о достоинстве человека как мага, как творца, обладающего божественной творческой властью, а также магической властью сочетать браком землю и небеса.
Такая концепция основана на гностической ереси, согласно которой человек был когда-то - и может стать вновь благодаря своему разуму - отражением божественного ума (mens), существом божественным.

Всё это не могло не создать Пико проблем среди католических властителей.
От инквизиции он прятался во Франции. Его заточали в темницу. Но всё изменилось благодаря восшествию на папский престол покровителя Пико, Александра VI Борджиа - человека преисполненного отнюдь увлечениями, выходящими далеко за рамки церковных (о чём говорит символиарий фресок Пинтуриккио в его аппартаментах...)



Переоценка магии в эпоху Возрождения связана с присвоением магу статуса божественного человека.
Тут снова приходит на ум параллель с людьми творческих профессий - ведь именно этого эпитета удостоили современники своих гениев, называя их: божественный Рафаэль, божественный Леонардо или божественный Микеланджело.

Вклад Пико делла Мирандола в историю человечества невозможно переоценить. Именно он первым открыто сформулировал новый для Европы статус человека-мага, имеющего в своем арсенале средства как магии, так и кабалы и употребляющего их для воздействия на мир, влияющего на свою судьбу с помощью науки. И именно на примере Пико можно изучать самое зарождение связи между религией и оформлением статуса мага.


Итак, к концу пятнадцатого века многие занятия, дотоле неблаговидные,принципиально поменяли свой статус, завоевав престиж и восхищение профанов.
В средние века и некромант, стряпающий мерзкое варево, и заклинатель духов, произносящий устрашающие заклинания, были изгоями общества: в них видели угрозу для религии, своим ремеслом им приходилось заниматься тайно.
С этими старомодными персонажами не имеют практически ничего общего благочестивые маги-философы Возрождения.

Такое изменение статуса сравнимо с изменением статуса художника: в эпоху Возрождения из средневекового мастерового он превратился в просвещенного и изысканного спутника государей.

Сами магические системы тоже изменились почти до неузнаваемости.

* Кто признал бы некроманта, тайком штудирующего «Пикатрикс», в утонченном Фичино с его филигранной градацией симпатий, классическими магическими формулами и сложнейшей неоплатонической системой талисманов?
* Кто признал бы заклинателя, руководствующегося варварскими методами, взятыми из какого-то «Ключа Соломона», в возвышенном мистике Пико, искушенном в религиозно-экстатической кабале собеседнике архангелов?



тайнознание, Ренессанс, мистицизм, натурфилософия, история

Previous post Next post
Up