Вот кажется и самое время раскрыть чуть более про этот
достопамятный кружок ;)
Какое яркое имя того времени ни взять - обязательно оказывается, что человек имел к нему непосредственное либо косвенное отношение.
О самой «Школе Ночи» ещё спорят... Есть мнение, что у Рэйли и Генри-Перси были разные кружки (дескать, костяк компаньонов первого составляли
Хэриот,
Спенсер,
Чепмен,
Гревилл,
Марлоу и
Джордж Кери; у второго же в ближайшие помощики попадают
граф Дерби 6й,
Уорнер,
Дайер и
Роберт Хьюз). Но их представители нередко умудрялись совмещать компании (всё те же
Хэриот с
Дайером). Равно как и сами "председатели" оных клубов. Да и может ли быть иначе, если их имения располагались по соседству? Да ещё и в непосредственной близости от Мортлейкской усадьбы
Доктора Ди с его лабораторией, кунсткамерой и бибилотекой?
Детальный пост об этом "движняке" впереди. Ведь чтобы адекватно оценить мотивы этих людей, нам необходимо осознать их идеалы, и шире - те идеи, что витали среди них. Поэтому отдельный очерк нужно помвятить сатурнианству и той просвящённой
Меланхолии, которая пронизывала это, уже совсем не ренессансное общество конца XVI века... Отдельно - имперские и экуменические идеи Джона Ди с его мифологизацией возрождённого Камелота и его благородных рыцарей... Наконец, неотделимая от этих дней натурфилософия, тот
герметизм, который исповедовали Ди, Рэйли, Бруно, Генри-Перси... Для них алхимия и астрология - не блажь, не просто хобби. Они находили в них такую же практическую ценность, как в наши дни находят в программировании или веб-дизайне. Хотя непосвящённые относятся к этим процессам с одновременными недоверием и восхищением.
Ну а пока - пока давайте просто улыбнёмся.
Улыбнёмся тому, как коротали время елизавтинские интеллектуалы. Богема, которую злопыхатели спешили регулярно обвинить в чернокнижии...
(см.:
http://www.wirade.ru/babylon/babylon_night_school.html и
http://wirade.ru/cgi-bin/wirade/YaBB.pl?board=stories)
Эрл-чародей об алхимии и дьяволопоклонничестве
Сэр Генри Перси говорил, что алхимия (как и астрология) - не наука, а искусство, потому что результат зависит не от того, что и как делается, а от того, кто делает. Поэтому он изучал алхимические книги и тщательно осуществлял описанные в них процедуры.
- Таланта к этому у меня нет, - говорил Перси, - так что если что-то получится у меня, оно будет доступно всякому.
И действительно добился очень интересных результатов в области гидравлики.
За год до Армады.
Идет обычное заседание Школы Ночи.
Посреди ученой беседы провокатор
Кит Марло вдруг поинтересовался у Генри Перси, а что бы тот стал делать, если бы дьявол сделал ему то же предложение, что и Иисусу.
- А на каких условиях? - поинтересовался эрл-чародей.
- Да на тех же. Поклонись мне, и я дам тебе все царства земные...
- Да кто он такой! - рявкнул Перси, - Чтобы я...- и тут только понял, что сказал.
Смеялись долго.
кстати о Марло...
В 1593 году
театр лорда Стрэнджа давал
«Доктора Фауста» в Экзетере. Спектакль шел замечательно, но посреди пьесы актеры и зрители обнаружили, что на сцене одним дьяволом больше, чем положено по штату...
Представление прекратили, двери заперли, однако лишний черт так и не обнаружился.
Городские власти, рассмотрев дело, заявили, что причиной явления, вероятно, является высокое качество стихов и прекрасная актерская игра, приведшие к «непреднамеренной материализации одного из персонажей» - и порекомендовали актерскому составу освящать сцену перед представлением во избежание public confusion.
Ещё один опыт общения с дьяволом
В 1583
Джордано Бруно приехал в Англию, где жил у своего патрона, французского посла Мовиссьера [который
Мишель де Кастельно].
На одном из неофициальных посольских обедов, где из интересующих нас лиц присутствовали
Сидни,
Фульк Гревилль,
Рэйли, Марло и
Джон Флорио (картограф, математик и переводчик Монтеня), Бруно, до того рассказывавший о системе Коперника, перешел к некоторым своеобразным философским выводам из неё.
Гревилль тут же прервал его со словами:
- Чтобы ближе познакомиться с дьяволом, любому из присутствующих достаточно заглянуть в себя. А вот можно ли по-Вашему хоть с какой-то точностью вычислить местонахождение иных миров относительно нас?
Бруно страшно обиделся.
Атеизм и чёрная магия
Когда комиссия по расследованию антибританской деятельности (это не шутки, это детище Витгифта так и называлось) вызвала математика и астронома
Томаса Хэрриота для дачи объяснений по вопросу о черной магии и атеизме, вместе с Хэрриотом на заседание явился его патрон Уолтер Рэйли (до которого собственно и добиралась комиссия) и сказал, что готов дать отчет обо всем, что происходило и происходит в его доме, но просит высокую комиссию либо убрать с повестки дня взаимоисключающие обвинения, либо объяснить, каким образом атеист может практиковать черную магию.
Поскольку в комиссии заседали люди исключительно злобные и чрезвычайно фанатичные, но порядочные, они действительно принялись разбираться, как оно такое может быть - и так увлеклись друг другом, что обвинение в атеизме не было предъявлено не только Рэйли (который им не был), но и Хэрриоту (который им был).
О святых и гордыне
Разговор Рэйли с пастором Таунсоном утром в день введения в должность лондонского лорд-мэра, пересказанный, естественно, пастором.
Пастор, заботясь о состоянии души клиента, поинтересовался, не считает ли тот свое отсутствие страха вещью неблагочестивой, ведь даже у многих святых мучеников мысль о смерти вызывала трепет.
- Это вполне естественно, - сказал сэр Уолтер.
- Почему?
- Ну представьте себе, каково встречать смерть человеку, который имеет дерзость положить, что умирает за Него. Тут испугаешься, пожалуй. Восхищаюсь. Но не завидую. Врагу бы не пожелал отвечать за такую ставку.
Пастор подумал и решил, что некоторая логика в этом есть.
Нельзя объять...
Однажды во время прогулки королева заметила, что есть все же вещи, которые нельзя измерить - как, например, взвесить дым, если его даже нельзя поймать?
Капитан ее охраны, неоднократно помянутый сэр Уолтер Рэйли, ответил, что ловить дым вовсе не обязательно и что если ему принесут весы, он сможет взвесить для Её Величества некий объем дыма.
Было немедленно заключено пари, принесены весы...
Сэр Уолтер вынул свою трубку, взвесил ее и записал результат. Затем отмерил порцию табаку, взвесил, записал результат. Сложил. Выкурил трубку. Взвесил ее снова. Вычел новый вес трубки из общего веса трубки и табака до того как. И сказал, что разница - и есть вес уже основательно растворившегося в воздухе табачного дыма.
История эта была записана французским послом как пример крайнего английского цинизма.
см.:
http://2k-england.livejournal.com/6170.htmlболее подробный анализ Школы Ночи - отдельно!