Время летит безбожно!
Вот уже во вторник в Могилянке стартует мой курс "Історична Танатологія"...
А ещё через десять дней я еду на игру по Толкину...
Когда натыкаешься на пересечениее своих увлечений, невольно восторгаешься. Читаешь, порой текст, и удивляешься - мол, и как же это я сам не успел до сих пор такое написать? Ведь и знания по теме есть, и все необходимые источники... И даже подобные стимулы некогда возникали - "...а воз и ныне там"...
А вот кто-то взял - и написал. И очень даже неплохо.
...вот нечего в большой семье клювом клацать... ;)
Как бы то ни было - мне приятно презентовать
замечательный очерк Юлианы из Таганрога:
Cмерть, погребальные обряды, могилы
и загробное существование народов Арды
Эльфы
Эльфы были расой «бессмертных», или, точнее говоря «неопределенно долгоживущих», ибо, как утверждается, жизнь их по Замыслу Эру должна была длиться столько же, сколько длится жизнь самой Арды.
Что станется с эльфами после Конца Арды - ведомо одному Эру.
Многие считают, что тогда эльфы исчезнут окончательно, то есть будут уничтожены не только их тела, но и души (фэар).
Однако Финрод Фелагунд считал, что поскольку Создатель благ, то он не может допустить этого окончательного исчезновения. Он говорил, что у него было видение Арды Исцеленной, где эльфы и люди будут жить вместе.
Причины смерти
Тем не менее, в Арде Искаженной эльфы могли умереть.
Их можно было убить, и они могли погибнуть от несчастных случаев (утонуть, разбиться, замерзнуть и пр.). Эльфы могли умирать и от яда (по крайней мере, от ран отравленным оружием. Про яды в пище и питье ничего определенного не сказано, но я полагаю, что эльф тоже мог умереть, приняв яд, хотя думаю, что доза должна быть больше, чем для человека). Надо полагать, что могли они умереть от голода и жажды.
Однако болезни были эльфам неведомы, а от ран они исцелялись намного лучше, чем люди. Что касается старости - эльфы тоже стареют, но чрезвычайно медленно, их старение происходит с той же скоростью, что и старение самой Арды. Но так было только в Валиноре.
В Средиземье же происходило некое «истаивание» эльфов, когда их фэар сжигали тела.
Есть еще одна причина, по которой эльфы могли умереть. Их могла убить «скорбь» или полное истощение физических сил.
Считается также, что эльфы могли умирать «по собственному желанию».
«Более того, некоторые феар в горе или усталости оставляли надежду и отвращались от жизни, покидая тела, хотя те могли быть исцелены или даже не были ранены». (с). «Законы и обычаи Эльдар».
Еще одной причиной подобной смерти могло быть «принуждение к браку».
(Я так понимаю, что речь идет о физическом изнасиловании, ибо неясно, каким еще образом можно «принудить к браку»).
Два случая смерти от «горя и истощения жизненных сил», зафиксированных в хрониках - это Мириэль и первая смерть Лутиэн. Я так полагаю, что большая часть таких случаев и происходила именно с женщинами, поскольку мужчины скорее искали «гибели в битве».
Единственный случай насильственного самоубийства, нам известный - это Маэдрос, прыгнувший в огненную пропасть.
У эльфов не было сначала слов для подобной смерти, и когда так умерла Мириэль, они сказали «она выдохнула» (слово «fire» означает «глубоко вдохнуть или выдохнуть»). Таким же словом эльфы обозначали смерть людей от старости (ср. с названием, которое дали эльфы людям «Фиримар» - «смертные»).
Погребальные обряды и могилы
Насчет погребальных обрядов у эльфов мало что известно. Думаю, для них это было слишком необыкновенно, чтобы разработать подробный ритуал, хотя в Средиземье им это приходилось делать слишком часто.
Известно, что эльфы оплакивали умерших (у них существовало специальное слово «плач, оплакивание»), причем это делали сразу многие.
««caun (*kano)» означало «крик, шум», часто во множественной форме «conath», подразумевая множество голосов, и часто употреблялось в значении «плач» (хотя и не как английское слово «cry» - «проливание слез»): ср. с «naergon» - «горестный плач»» (с) «Шибболет Фэанора».
Эти плачи имели форму песен (таким образом эльфы оплакивали Турина, Митрандира).
Умерших эльфов погребали в земле, обычно возводя над ними курган или пирамиду из камней, или просто устанавливая надгробный камень (если было время и место). Оставление тела непогребенным или растерзание его хищными зверями считалось плохим делом.
Известные могилы:
1.Финголфин похоронен на вершине одной из Окружных Гор,
над ним его сын Тургон насыпал пирамиду из камней.
2. Финрод похоронен на острове Тол Сирион,
на его могилу положен надгробный камень. Хоронили Берен, Лутиэн и бывшие пленники из подземелий Саурона.
3. Белега погребли в Таур-ну-Фуин Гвиндор и Турин.
Скорее всего, там была просто могила в земле, ничем не отмеченная. В могилу положили его лук.
4. Финдуилас похоронена у Перекрестья Тэйглина.
Над ней насыпан курган, который сделали халадины.
5. Глорфинделя беглецы из Гондолина похоронили на перевале Кирит Торонат,
тоже возведя над ним пирамиду из камней.
6. Тургон погиб под развалинами своей башни в Гондолине
(таким образом, получилась, что у него тоже «пирамида из камней» над могилой).
7. Фингон погребен вместе с другими погибшими в кургане Хауд-эн-Ндэнгин, который насыпали орки.
Про остальных эльфов ничего конкретного неизвестно, но думаю, что с ними, если было кому хоронить и при наличии времени происходило то же самое. Хотя надо отметить, что слово «кладбище» по отношению к эльфам в Легендариуме ни разу не встречается.
Посмертное существование
Когда фэа (душа) эльфа расстается с роа (телом), то тело разрушается, а фэа становится незримой для глаз смертных, хотя она может общаться с другой фэа. После этого фэа слышит «призыв Мандоса», который предлагает ей прийти в Чертоги Мандоса, назначенные для эльфов.
Фэа вольна откликнуться на призыв или отказаться от него.
1. Фэа приходит в Чертоги Мандоса
Поскольку эльфам назначено было не умирать до конца Арды, то смерть их является «мнимой».
После ответа на призыв Мандоса, фэа некоторое время проводит в Чертогах в ожидании.
Протяженность времени, которое они проводят в Ожидании, зависит частично от воли Намо Судии, владыки Мандоса, частично от их собственной воли.
В течении этого времени происходит «очищение» души, исправление ее «искажения» и возвращение к естеству.
Это «исцеление» фэа происходит как изнутри (с помощью сил самой фэа), так и извне (с помощью Мандоса и других Валар. Но «исцеление извне» происходит только по добровольному согласию самой фэа).
«Все, кто приходит в Мандос, подвергаются суду их вины и невиновности в смерти своей и прочих делах и желаниях их телесной жизни; и Мандос определяет для каждого меру и сроки Ожидания. Но в таких случаях Приговор Мандоса не провозглашается в спешке; и даже самых провинившихся долго испытывают, можно ли их исцелить или исправить, ранее, чем выносится окончательный приговор. (Такой, как никогда не возвращаться в мир Живых)» (с) «Законы и обычаи эльдар»
Добровольное покидание тела (самоубийство) считается «виной» и такие фэар дольше содержатся в Чертогах Мандоса (таким фэар могли и не разрешить воплотиться вновь, поскольку это считалось «искажением фэа»).
Также оценивается мера злодеяний при жизни и чем больше эти злодеяния, тем дольше душа находится в Ожидании. Душа Фэанора будет содержатся в Мандосе до Конца Арды, ибо его судьбу будет решать Эру Илуватар. Ни одна душа не может покинуть Чертоги против воли Намо.
Умерший мог остаться в Чертогах Мандоса навсегда (до Конца Арды).
Для этого были возможны две причины:
1) Личное желание Умершего. Такое решение приняла Мириэль (хотя потом изменила его) и Финвэ.
Финрод считал, что такое решение примет его брат Аэгнор из-за несчастной любви к Андрет.
2) Приговор Мандоса вследствие великих злодеяний при жизни. (Предположительно, это случай Фэанора).
Через некоторое время фэа могла возродиться к новой жизни.
Для этого, кроме желания самой фэа, требовалось согласие Намо и благословение Манвэ и Варды.
С помощью памяти о теле, которую хранила фэа, Валар создавали новое тело, душа возвращалась в него, и таким образом появлялся Возрожденный (единственный случай, когда фэа вернулась в прежнее тело - это случай Мириэли. Но это исключение, поскольку тело Мириэли оставалось нетленным. Тела же других умерших разлагались и истлевали, таким образом, подобное возвращение было невозможно).
Сами эльфы не могли вновь возродиться, используя только собственные силы. Все вновь возрожденные к жизни эльфы оставались в Амане.
«Другие остаются, по желанию или приказанию, феар развоплощенными, и могут лишь созерцать разворачивающуюся Историю Арды издали, не оказывая влияния на нее. Ибо таков приговор Мандоса - лишь те, кто принял жизнь снова, могут действовать в Арде или общаться с феар Живущих, даже с теми, которые некогда были им дороги» (с) Законы и обычаи эльдар.
Живые не могли общаться напрямую с душами в Мандосе, и общение это происходило только посредством Намо или других Валар. Единственная из живых, кому был дан доступ в Дом Вайрэ к ее гобеленам - это возрожденная Мириэль.
Еще два интересных факта о Возрожденных.
«а еще Возрожденные (как говорят) сильнее, и лучше владеют своим телом, и более стойки в горе.
Но многие, без сомнения, умерев дважды, не желают возвращения.»(с) Законы и обычаи эльдар
«Воскресшее тело (по крайней мере, у эльфов) было в определенном смысле бестелесным. Но если оно могло при желании преодолевать материальные преграды, оно могло также и создавать их. Воскресшее тело можно потрогать. А если оно хочет, оно может просто ускользнуть - исчезнуть.
Его положение в пространстве зависит от желания хозяина» (с) Примечания к «Атрабет Финрод ах Андрет»
В хрониках известны три Возрожденных эльфа - Мириэль, Финрод Фелагунд и Глорфиндель (случай Лутиэн я здесь не рассматриваю, ибо он исключителен со всех точек зрения. Стоит только отметить, что в выборе, предложенном Лутиэн Валар, упоминалось о возрождении в Валиноре).
Из них лишь Глорфиндель вернулся в Средиземье для помощи в борьбе с Сауроном. Хотя возрождение других эльфов (поименованных или безымянных) и не отмечено, но ясно, что в Валиноре это было достаточно обычным делом. Так что, вероятнее всего, все любимые нами персонажи ныне живут в Валиноре, наслаждаясь покоем и счастьем (исключение составляют только Фэанор, Финвэ, и вероятно, Аэгнор.)
Я, правда, несколько сомневаюсь и в возрождении сыновей Фэанора (пожалуй, кроме Маглора) и Маэглина с Эолом, но это только мое частное мнение (как раз по принципу - «совершение великого зла», а Маэдрос - еще и самоубийство).
Кстати, интересно, что упоминание возрождения Финрода Фелагунда, по моему мнению, обусловлено не столько литературными требованиями (как в случаях с Мириэлью и Глорфинделем), сколько тем, что Профессор решил (это мое предположение) справедливо вознаградить Финрода за его заслуги и отметить его среди других эльфов. Хотя это упоминание все же играет свою литературную роль в повествовании - как пример избавления от Проклятия Мандоса через «праведные» подвиги и самопожертвование.
Стоит также отметить, что пребывание Финрода в Мандосе было кратковременным (что означает практически отсутствие изъянов в его фэа). Из этого я делаю вывод, что Финрод Фелагунд в истории с Сильмарилем ВСЕ СДЕЛАЛ ПРАВИЛЬНО по мнению автора (и моему).
2. Фэа не приходит в Чертоги Мандоса
Как уже было сказано, ответ на призыв Намо явиться в Чертоги Мандоса является добровольным. Фэа вольна отвергнуть его и остаться в Средиземье. Такую фэа называют еще Бездомной.
Особенно часто отказываются от этого те эльфы, что отвергли призыв Валар прийти в Аман (то есть, авари).
[помнится, эльфы зовут таких «каукарэльдар» - Д.К.]
«Более редки были отказы от него (призыва Мандоса) в древние времена, пока Моргот был в Арде или его слуга Саурон после него, ибо тогда феа развоплощенная бежала бы от страха Тени в любое убежище - разве что она полностью вверилась бы Тьме и ушла бы в ее царство. Подобным образом те из эльдар, кто был развращен, отвергали призыв, и потому у них было мало сил, чтобы противиться зову Моргота» (с) «Законы и обычаи эльдар»
«Но может показаться, что в последующие дни становилось все больше и больше эльфов, будь они из Эльдалиэ или из другого народа, которые остались в Средиземье и теперь отвергают призыв Мандоса, и бродят бездомными по миру*, не желая покинуть его, и бессильные жить в нем, ища убежища среди деревьев, источников или потайных мест, которые они некогда знали. Не все из них добры и незапятнаны Тенью. На самом деле отказ последовать призыву есть сам по себе знак порчи». (с) «Законы и обычаи эльдар»
Любопытно здесь замечание о «зове Моргота».
Надо полагать, что Моргот пытался привлечь такие бездомные души к себе на службу, и судя по тому, что отказ повиноваться зову Мандоса - «знак порчи», это ему должно было иногда удаваться.
Такие Бездомные души бродили по Средиземью и иногда пытались общаться с Живыми. Но общение это опасно для Живых. Эти Бездомные могут быть запятнаны злом (а значит их слова и советы могут быть пагубны).
«Ибо бродящий по миру Развоплощенный - это тот, кто по меньшей мере отказался от врат в жизнь и которому остались лишь сожаление и жалость к себе. Некоторые из них исполнены горести, обиды и зависти. Некоторые были порабощены Темным Властелином и продолжают его работу, хотя самого его нет. Они не скажут правды или мудрости». (с) Законы и обычаи эльдар
Но к тому же Бездомные могут попытаться занять тело Живого.
«Ибо один из жаждущих Бездомных, принятый в друзья Живущим, может попытаться изгнать феа из ее тела, и в поединке овладеть телом, возможно, серьезно повредив ему, - если законный обитатель не отстоит его. Еще Бездомный может просить приюта, и если обретет его, попробует поработить его хозяина и подчинить себе его волю и тело ради своих целей. Говорят, что Саурон делал такое и учил своих последователей, как добиваться этого». (с) Законы и обычаи эльдар
Попытки же привлечь таких Бездомных себе на службу тоже зло, и желание это идет от Моргота.
Саурон, по всей видимости, это делал (недаром одно из его прозвищ - «Некромант»).
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ!
(с) Юлиана
http://tolkien.su/articles/death_arda/[иллюстрации, как это чаще всего и бывает - с подачи вашего покорного слуги]
Кстати на тему смерти и воскресения:
всем-всем "ХРИСТОС ВОСКРЕС"! ;Ъ