ЧАСТЬ ВТОРАЯ
МЕТОДЫ МАССОВОГО ПОДЧИНЕНИЯ
Цель второй части этой книги состоит в том, чтобы показать различные аспекты политической и аполитической стратегии используемые для изменения чувств и мыслей масс, начиная с простой рекламы и пропаганды, до рассмотрения психологической войны и текущей холодной войны, а также продолжения исследования способов, используемых для оптимизации внутренних мыслей и поведения человека. Во второй части заканчивается рассмотрение сложного исследования, как одного из инструментов эмоционального восхищения и атаки - оружие страха - как используется и какие реакции оно вызывает у людей.
ГЛАВА ПЯТАЯ
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА ПРОТИВ РАЗУМА
Только слепое принятие желаемого за действительное может дать нам возможность полагать, что наше собственное общество избавлено от коварных влияний, упоминаемых в Первой части. Факт в том, что все они существуют вокруг нас и на политическом и аполитическом уровне, они становятся опасными для свободного образа жизни, какими являются сами агрессивные тоталитарные правительства.
Каждая культура институциализирует определенные формы поведения, с помощью которых общаются и стимулируют определенные формы мышления и действия, таким образом формируя характер граждан. До той степени, при которой личность становится объектом постоянных манипуляций с сознанием, до степени, при которой институты культуры используются для ослабления интеллектуальной и духовной силы, до степени, при которой знание разума используется для приручения людей и внушения, вместо их обучения, до степени при которой сама культура производит мужчин и женщин, предрасположенных к подчинению авторитарном образу жизни. Человек, у которого нет собственного разума, легко станет пешкой потенциального диктатора.
Часто тревожно видеть, как даже у умных людей нет прямолинейного взгляда на самих себя. Форма поведения сознания, независимо от подготовленности и податливости или чего-то другого, внушается в довольно раней жизни.
В своих важных социальных психологических экспериментах со студентами, Эш с помощью простых тестов обнаружил склоность у более чем одной трети исследуемых к ОШИБОЧНОМУ МНЕНИЮ БОЛЬШИНСТВА, остальные же 75 процентов исследуемых соглашались с большинством в разной степени. Для многих людей вес авторитета более важен, чем его качество.
Если мы хотим научиться защищать целостность своего сознания на всех уровнях, мы должны исследовать не только те аспекты современной культуры, которые непосредственно участвуют в борьбе за власть, но также и те события в нашей культуре, которые притупляют границы нашего сознания или используют в своих интересах нашу внушаемость, и могут довести нас до смерти разума - или застоя - тоталитаризма.
Непрерывное внушение и медленный гипноз, на волне механических массовых коммуникаций, способствуют единообразию сознания и могут заманить общество в "счастливую эру" регулирования, интеграции и уравнивания, в которой каждое мнение полностью стереотипировано.
Когда я просыпаюсь утром, я включаю радио, чтобы послушать новости и прогноз погоды. Затем мне архиерейским голосом говорят, что от головной боли мне надо принимать аспирин. Иногда я страдаю от "головных болей" (как и весь мир) и мои головные боли, как у всех происходят от множества конфликтов, которые жизнь мне дает. Радио говорит мне, чтобы я не думал и о конфликтах и о головных болях. Они предлагают мне вместо всего этого испытать волшебную таблетку. Хотя мне и смешно, когда я продолжаю слушать рекомендации диктора, который ничего не знает ни обо мне, ни о моих головных болях и хотя я на мгновение задумываюсь о подчинении человека магии химии, моя рука все же тянется к бутылочке с аспирином. В конце концов, я действительно страдаю от головной боли.
Чрезвычайно трудно избежать в ежедневной жизни механически повторяемых внушений. И даже когда наш критический разум отклоняет их, они соблазняют нас на поступки о которых наш разум говорит, что это глупо.
Механизация современной жизни уже повлияла на человека, чтобы сделать его более пассивным и готовым к соответсвующему приспособлению. Человеку больше не нужно мыслить собственными ценностями, следовать совести и этическим оценкам; он все больше думает в оценках, передаваемых ему средствами массовой информации. Заголовки в утренней газете дают ему временный политический взгляд, радио-внушения взрывают его уши, телевидение держит его в непрерывном страхе и пассивной фиксации. Сознательно, он может выступить против этих анонимных голосов, но тем не менее, внушения осядут в его системе.
То, что является, возможно, самым отвратительным в этих влияниях- это то, что многие из них развились не из-за разрушительных действий человека, а из его надежды улучшить свой мир и сделать жизнь более богатой и более глубокой. Человек сам создал для себя институты, он сам изобрел инструменты улучшающие жизнь, достиг прогресса в развитии мастерства и своей среды - все это может стать оружием разрушения.