На прошедшей выставке ММАС-2014 одна из экспозиций занимала большую площадь, но на ней не было представлено ни одной новинки, более того, все экспонаты в своём возрасте давно уже перевалили через полувековой рубеж. Речь идёт о коллекции ретро-техники, а представили её музеи "Моторы войны" и "Мотомир".
Сегодняшний мой рассказ об уникальной коллекции мотоциклов Вячеслава Шеянова, музей "Мотомир".
Резервная копия в блоге
"При Дороге" Коллекция мотоциклов демонстрировалась на двух площадках, она была разделена на две части, гражданская и военная.
Я начну с военной части.
2. Мотоцикл Harley Davidson XA, на нём стоит несвойственный для нынешних ХД оппозитник, 2 цилиндра, объём 0,739 л, мощность 23 л.с. по сути, это копия BMW для африканских песков. Всего было выпущено чуть более 1.000 экземпляров, годы выпуска 1941-1943.
3. Японский Rikuo Tipe 97, специальный военный мотоцикл. Двигатель двухцилиндровый V-образный, объёмом 1,3 л, мощность 24 л.с. Колесо у коляски было так же ведущим.
Rikuo переводится с японского как Король дорог, мотоциклы этой марки выпускались на заводе, купленном у Harley Davidson. Годы производства 1937-45, всего выпущено 18.000 ед.
4. Итальянский мотоцикл Gilera, модель Marte. Здесь так же имеется привод на колесо коляски, двигатель одноцилиндровый, четырёхтактный, объёмом 0,5 л и мощностью 14 л.с. Годы выпуска 1942-46, было произведено около 8.500 моделей с коляской и около 2.500 соло.
5. Немецкий Zundapp K800-W, двигатель 4-цилиндровый, оппозитный, объём 0,8 л и мощностью 20 л.с. Это единственный 4-цилиндровый мотоцикл, стоящий на вооружении немецкой армии в годы ВОВ. Годы выпуска 1933-38, тираж 7.569 ед.
6. Zundapp KS 750. Тяжёлый армейский мотоцикл-вездеход, имеет систему регулировки подвески в зависимости от грунта, может преодолевать небольшие водные преграды с погружением двигателя в воду. Коляска имеет торсионную подвеску и привод и тормоз от колеса мотоцикла.
Двигатель оппозитный 2-цилиндровый, 4-тактный, объём 0,75 л, мощностью 26 л.с.
Годы выпуска 1940-44, тираж 18.635 ед.
7. BMW R 75, так же вездеход. В этом мотоцикле впервые применены серийно телескопическая вилка, дифференциал в приводе колеса коляски и гидропривод тормозов. Двигатель оппозитный 2-цилиндровый, 4-тактный, объёмом 0,75 л и мощностью 26 л.с. Годы выпуска 1940-44, тираж 16.510 ед.
8. Выше была военная часть экспозиции, перейдём к гражданским версиям мотоциклов.
BMW R32, двигатель оппозитный 2-цилиндровый объёмом 0,5 л и мощностью 8,5 л.с.
Годы выпуска 1923-26, тираж 3.090 ед.
9. BMW R47, двигатель оппозитный 2-цилиндровй объёмом 0,5 л и мощностью 18 л.с. Было выпущено 1.720 ед, мотоцикл пользовался спросом у гоночных клубов.
Годы выпуска 1927-28.
10. BMW R5, двигатель оппозитный 2-цилиндровый, объём 0,5 л, мощность 24 л.с. На этом двигателе работали два распредвала, приводимых в движение цепью, переключение передач можно было производить левой ногой, но для неопытных водителей было оставлено и ручное переключение. Ножной тормоз на этой модели мотоцикла управлялся не пяткой, а носком, как это принято и теперь.
Годы выпуска 1936-37, тираж 2.652 ед.
11. BMW R66, двигатель оппозитный 2-цилиндровый, объём 0,6 л и мощностью 30 л.с.
На этом мотоцикле впервые для марки BMW была применена задняятелескопическая подвеска. Мотоцикл разгонялся до 145 км/ч, а в те времена ограничение скорости на автобанах составляло 55-60 км/ч. Эта модель выпускалась и в версии с коляской, она прикреплялась к этому зверюге в том числе и в целях безопасности.
Годы выпуска 1938-41, тираж 1.669 ед.
12. BMW R61, двигатель оппозитный 2-цилиндровый, объём 0,6 л, мощность 18 л.с.
На этой модели как и на R66 была применена задняя телескопическая подвеска.
Модель была на вооружении немецкой армии и побывала практически на всех театрах боевых действий ВОВ.
Годы выпуска 1938-1941, тираж 3,747 ед.
13. Л-300, "Красный Октябрь", первый отечественный серийный мотоцикл, выпускался на одноимённом ленинградском заводе.
Двигатель одноцилиндровый, двухтактный, объёмом 0,3 л и мощностью 6,5 л.с.
Годы выпуска 1939-41, тираж 1.669 ед.
14. М-80, всего несколько экземпляров этого мотоцикла были изготовлены на Горьковском мотозаводе в 1946 году.
Двигатель оппозитный, 2-цилиндровй, объём 0,75 л, мощность 40 л.с.
Летом 1947 года Григорий Грингаут на этом мотоцикле установил общесоюзный абсолютный рекорд скорости - 172 км/ч.
15. М-52С, на Ирбитском Мотозаводе выпущено всего 20 экз. этой модели. Спортивная версия мотоцикла М-52С была разработана для шоссейно-кольцевых гонок.
Двигатель оппозитный 2-цилиндровый, объём 0,5 л, мощность 35 л.с.
Годы выпуска 1957-61.
16. A.J.S. 35/2, английский мотоцикл. Самый тяжёлый мотоцикл в модельном ряду марки.
Двигатель V-образный 2-цилиндровый, объём 1,0 л и мощностью 10 л.с.
Годы выпуска 1933-40.
17. Matchless Silver Hawk, английский мотоцикл, первый в мире с V-образным 4-цилиндровым двигателем. Объём этого двигателя составлял 0,6 л, мощность 36 л.с.
Мотоцикл разгонялся до сумасшедших в то время 137 км/ч.
Годы выпуска 1931-35, в наше время считается одним из самых редких мотоциклов в мире.
18. Royal Enfield KX, ещё один английский мотоцикл в экспозиции.
Слоган в рекламной компании этого мотоцикла гласил: "Последнее слово в люксовых мотоциклах".
Мотоцикл оснащался V-образным 2-цилиндровым двигателем объёмом 1,14 л, максимальная скорость 130 км/ч.
Годы выпуска 1936-39.
19. Tornax 1000cc. Немецкий мотоцикл с английским двигателем 1930 года выпуска.
Двигатель V-образный 2-цилиндровый, объём 1,0 л и мощностью 26 л.с.
20. Windhoff 750. Очень интересный немецкий мотоцикл, вошедший в историю мотоциклостроения своей оригинальной конструкцией. Дело в том, что у этого мотоцикла нет рамы, основой конструкции является 4-цилиндровый рядный двигатель объёмом 0,75 л и мощностью 22 л.с., именно к нему уже крепится бак, вилка и задняя часть мотоцикла.
Годы выпуска 1927-31, тираж 1.450 ед.
21. Brough Superior SS 100. Не менее интересный английский мотоцикл, нежели все его коллеги по коллекции.
Компания Brough Superior позиционировала свои модели как Rolls Roys среди мотоциклов, компания RR дала своё официальное разрешение на подобный слоган после тщательного изучения мотоциклов Brough Superior.
Цифра 100 в названии модели указывает на то, что этот мотоцикл может разгоняться до 100 миль в час (161 км/ч).
Двигатель V-образный 2-цилиндровый объёмом 1,0 л и мощностью 45 л.с. (по современным оценкам, компания Brough Superior как и Rolls Roys никогда не сообщала мощность своих двигателей).
На мотоцикл устанавливались двигатели JAP (281 экз.) или Matchless (102 экз.)
Годы выпуска 1924-40, тираж 383 ед.
22. Brough Superior 11-50. Ещё одна модель английской марки, она специально разрабатывалась для дорожной полиции.
Двигатель JAP LTZ, V-образный 2-цилиндровый объёмом 1,1 л и мощностью 36 л.с.
Годы выпуска 1933-40, тираж 308 ед.
23. Mars A20. Немецкий мотоцикл так же без рамы в привычном нам понимании, её заменяла коробчатая несущая ферма в которой располагались бензобак,маслобак и вещевой ящик. К ферме снизу крепился продольно расположенный оппозитный 2-цилиндровый двигатель объёмом 0,96 л и мощностью 7,3 л.с. Запуск двигателя производился по автомобильному ручкой.
Передняя вилка имеет сложную многорычажную конструкцию.
Колёса у мотоцикла были взаимозаменяемыми, и даже в варианте соло он мог везти для себя запаску, её как раз видно на фото.
Годы производства 1920-32, тираж 1.000 ед.
24. Puch P800. Австрийский мотоцикл так же довольно интересными техническими решениями.
Двигатель 4-тактный, 4-цилиндровый, оппозитный, но с развалом цилиндров не как принято в 180 градусов, а в 170. Объём двигателя 0,8 л, мощность 20 л.с. Передача осуществлялась на заднее колесо при помощи 4-ступенчатой ручной коробки передач при помощи цепного привода. Сцепление находилось не между двигателем и трансмиссией, а в ступице заднего колеса.
Мотоцикл стоял на вооружении австрийской армии, а после включения Австрии в состав Германии в 1938 году перешёл на службу в немецкую армию, большая часть тиража мотоцикла была уничтожена на полях сражений ВОВ.
Годы выпуска 1936-38, Тираж 550 ед., сейчас в мире насчитывается не более 90 экз., поэтому Puch P800 как и Matchless Silver Hawk считается одним из самых редких мотоциклов в мире, представляющих коллекционный интерес.
25. Bohmerland 600cc. Чешский мотоцикл имеющий в своей конструкции массу интересных решений, за свою длину, а она чуть более 3м, получил прозвище мотоцикл-такса. Из-за своей длины мотоцикл мог спокойно нести на себе трёх ездоков в соло-варианте, третье сиденье располагалось на багажнике над задним колесом, как раз под ним два 5-литровых бака, в них заливается топливо, а привычного бензобака у "Бёмерланда" нет. Из-за оригинального расположения топливных баков суммарная длина топливопровода составляла около 2м.
Двигатель одноцилиндровый объёмом 0,6 литров имел довольно сложную систему смазки. Так же отличается навороченностью передняя подвеска мотоцикла.
Колёса у этого мотоцикла всегда были бесспицевыми, вначале литыми алюминиевыми, а впоследствии их сменили штампованные стальные.
Годы выпуска 1924-39, тираж около 3.000 (все модели марки).
26. Начинал я свой обзор коллекции Вячеслава Шеянова мотоциклом Harley Davidson, этой же маркой я и закончу.
Harley Davidson UH. Двигатель V-образный 2-цилиндровый , объём 1,3 л и мощностью 39 л.с.
Что интересно, до середины 40-х годов американским полицейским разрешалось нести службу на личных мотоциклах, они сами за свои деньги покупали на них всю полицейскую атрибутику. Именно этот мотоцикл из коллекции музея "Мотомир" патрулировал улицы Лос-Анджелеса в 40-50-х годах прошлого столетия.Годы выпуска 1937-41, тираж 698 ед.
Перед выставкой ММАС-2014 я не знал, что в ней будут принимать участие ретро-музеи и попав на этот стенд, вернее их две тематические площадки, я мягко сказать обалдел от увиденного, такого количества редких и старых автомобилей и мотоциклов, а особенно мотоциклов, я ещё не встречал. И все экспонаты в идеальном состоянии!
Подобной коллекции, как у музея "Мотомир" у нас в России нет. Музей живёт своей активной жизнью, у низ можно не только посмотреть все эти модели, в коллекции гораздо больше экспонатов, но и протестировать их.
Посетите
сайт музея, там очень много интересной информации по мотоциклам.
Чуть позже я сделаю материал о военных автомобилях, представленных музеем "Моторы войны".