Законопроект о гарантиях для политической оппозиции

Jun 21, 2011 13:49

Коллеги, в развитие темы моей вчерашней статьи в Газете.ру - текст законопроекта о гарантиях для политической оппозиции (под катом, для верности - еще и в формате PDF). Комментарии и замечания приветствуются.

Считаю, что кандидат в президенты от Партии народной свободы должен взять на себя обязательство в случае избрания внести такой законопроект в Госдуму в первоочередном порядке, и как кандидат буду настаивать на этом.

Несколько необходимых уточнений (уверен, что сразу посыпятся вопросы на эту тему):
  1. Закон не про нас, т.е. не про сегодняшнюю оппозицию, а наоборот, про тех, кто будет против нас, когда мы будем у власти.
  2. Закон конституционный, т.е. он не требует изменения всех действующих обычных законов о партиях, митингах и т.п., а имеет над ними приоритет, вообще для этого есть пункт 3 статьи 10.
  3. Большая роль в законопроекте отводится судам, и обязательно начнутся разговоры "ну, разве это возможно с нашей судебной системой..." - коллеги, разумеется, первоочередные меры по судебной реформе, способные решить эту проблему, также будут приоритетом, и у нас уже есть конкретные предложения на эту тему.
Естественно, такой закон будет работать только в условиях наличия политической воли власти дать возможность оппозиции нормально вести свою деятельность. Хотел бы заверить, что у нас такая воля есть, мы видим оппозицию (в данном случае тех, кто будет выступать против нас же) важнейшим политическим институтом страны.

Читайте.


Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

"О гарантиях беспрепятственной деятельности политической оппозиции в Российской Федерации"

Статья 1. Предмет настоящего Федерального конституционного закона

Настоящий Федеральный конституционный закон устанавливает систему правовых гарантий реализации статьи 13 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации признаются идеологическое и политическое многообразие и многопартийность, и формирует правовые основы свободного функционирования в Российской Федерации политической оппозиции как важнейшего института современного общества и основного инструмента защиты государственной власти Российской Федерации от узурпации отдельными лицами или группами лиц.

Статья 2. Понятие политической оппозиции

Под политической оппозицией для целей настоящего Федерального конституционного закона понимаются политические партии (зарегистрированные и незарегистрированные), общественные объединения, индивидуальные политики, занятые активной политической деятельностью, не представленные в органах исполнительной власти и не контролирующие 50 и более процентов мест в органах законодательной власти, выступающие с критикой действующей власти и публично выражающие намерение сменить действующую власть посредством конкуренции с ней на выборах.

Понятие политической оппозиции, устанавливаемое настоящей статьей, в одинаковой мере распространяется на политические силы, действующие на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Положения настоящего Федерального конституционного закона применяются к отношениям, возникающим на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или местного самоуправления в зависимости от соответствующего территориально-правового контекста.

Статья 3. Права политической оппозиции

Политическая оппозиция в Российской Федерации обладает неотъемлемыми правами на беспрепятственную политическую деятельность в рамках Конституции Российской Федерации, включая беспрепятственные права на доступ к средствам массовой информации, свободу объединений, свободу собраний, свободный доступ к выборам и равноправие в ходе предвыборной кампании, свободу от политически мотивированного преследования со стороны действующей власти.

Данные неотъемлемые права политической оппозиции составляют одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Статья 4. Гарантии доступа политической оппозиции к средствам массовой информации

1. Средства массовой информации, прямо или косвенно контролируемые государством, обязаны:

- при освещении деятельности представителей власти в обязательном порядке предоставлять возможность комментирования этих действий представителям политической оппозиции;

- обеспечивать состязательный характер дебатов, дискуссий по проблемам общественно-политического характера в телевизионном и радиоэфире (с обязательным приглашением представителей политической оппозиции к участию во всех дебатах и дискуссиях, в которых принимают участие представители действующей власти);

- не допускать систематической дискриминации политической оппозиции при освещении общественно-политической жизни, выражающейся в выделении на освещение деятельности политической оппозиции несопоставимо меньшего (отличающегося не менее чем на десятки процентов по данным независимых измерений) объема эфирного времени (объема газетных полос) по сравнению с представителями действующей власти.

Под прямым контролем государства над средствами массовой информации для целей настоящей статьи понимается участие в капитале соответствующих средств массовой информации с долей 50 процентов и более.

Под косвенным контролем государства над средствами массовой информации для целей настоящей статьи понимается участие в капитале средства массовой информации с долей менее 50 процентов, а также участие в его капитале юридических лиц, прямо или косвенно (через третьи лица) контролируемых государством.

2. Представители политической оппозиции вправе получить возможность ответа на критику в свой адрес в любых средствах массовой информации, где такая критика прозвучала (была опубликована). Для ответа предоставляется эфирное время или газетные полосы, аналогичные тем, где прозвучала (была опубликована) соответствующая критика.

3. Официальные программные документы всех политических партий подлежат обязательному опубликованию в "Российской газете" на платной основе.

4. Федеральные органы исполнительной власти обязаны обеспечить выделение не менее одной телевизионной частоты с общефедеральным покрытием для частного телевизионного канала, представляющего силы политической оппозиции.

5. Уполномоченные органы обязаны обеспечить выделение не менее одной радиочастоты ультракороткого (ФМ) диапазона в одном городском образовании для частных радиостанций, представляющих силы политической оппозиции.

6. Запрещается изъятие и конфискация печатных материалов оппозиционного характера правоохранительными и иными государственными органами.

Статья 5. Гарантии реализации прав политической оппозиции на свободу объединений

1. Не допускается отказ политической партии в государственной регистрации на основании причин технического характера (неправильно оформленная документация, претензии к документам членов партии и т.д.).

2. Положения пункта 1 настоящей статьи распространяются также на государственную регистрацию общественных объединений и некоммерческих организаций, объединяющих лиц оппозиционных взглядов.

Статья 6. Гарантии реализации прав политической оппозиции на свободу собраний

1. Не допускаются неконституционные ограничения прав политической оппозиции на свободу мирных собраний, не несущих в себе угрозу общественному порядку и безопасности, под надуманными предлогами.

2. Руководители органов исполнительной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга, городских муниципальных образований:

- определяют закрытый официально публикуемый перечень площадок и маршрутов, где проведение митингов, демонстраций и других акций протеста может ограничиваться, с указанием конкретных причин для таких ограничений, вытекающих из требований законодательства Российской Федерации;

- по согласованию с представителями политической оппозиции определяют официально публикуемый перечень площадок и маршрутов, расположенных в центральной черте соответствующих городских образований в непосредственной близости от наиболее интенсивно посещаемых населением мест, где политическая оппозиция имеет право проводить митинги, демонстрации и другие акции протеста без ограничений.

3. Нормативно-правовые акты, принятие которых предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, могут быть обжалованы представителями политической оппозиции в судебном порядке.

4. В случае, если заявки на проведение митингов, демонстраций и других массовых акций в одном и том же месте в одно и то же время поданы представителями политической оппозиции и организаций, поддерживающих действующую власть, уполномоченные должностные лица обязаны:

- провести с подателями заявок трехсторонние переговоры о поиске компромиссных вариантов организации соответствующих массовых акций;

- в случае недостижения компромиссного решения - провести публичную жеребьевку в присутствии сторон спора.

Статья 7. Гарантии доступа политической оппозиции к выборам и равноправия в ходе предвыборной кампании

1. Не допускается отказ в регистрации списков политических партий и кандидатов в одномандатных (многомандатных) округах, претендующих на участие в выборах всех уровней, на основании причин технического характера (неправильно оформленная документация, претензии к подписям избирателей в поддержку выдвижения кандидатов и т.д.).

2. Не допускается воспрепятствование политическим партиям в реализации их права свободного формирования избирательных блоков.

3. Агитация сил политической оппозиции подлежит свободному размещению на городских поверхностях, прямо или косвенно контролируемых государством или муниципальными образованиями.

4. Освещение деятельности представителей действующей власти в средствах массовой информации в предвыборный период в обязательном порядке сопровождается комментариями представителей политической оппозиции.

Статья 8. Гарантии от политически мотивированного преследования представителей политической оппозиции

1. В случае возбуждения уголовных или административных дел против представителей политической оппозиции, заключения их под стражу или наложения административных взысканий, представители политической оппозиции вправе обратиться с иском в суд о политически мотивированном преследовании. Соответствующие исковые заявления должны быть рассмотрены в течение 5 дней.

2. Суды при рассмотрении уголовных или административных дел против представителей политической оппозиции, а также жалоб представителей политической оппозиции на политически мотивированное преследование, обязаны назначать независимую экспертизу политической мотивированности действий представителей органов государственной власти, причастных к возбуждению соответствующих дел. Независимая экспертиза в обязательном порядке должна включать мнения экспертов, представляющих политическую оппозицию и выступающих с критикой представителей действующей власти.

3. Не допускается вынесение обвинительных приговоров по уголовным или административным делам против представителей политической оппозиции, основанных исключительно на свидетельских показаниях представителей органов государственной власти или иных структур, прямо или косвенно контролируемых государством.

4. Действия политической оппозиции, связанные с критикой действующей власти и противодействием ей, не могут быть квалифицированы как экстремистские, за исключением случаев, когда судом установлена прямая или косвенная причастность представителей политической оппозиции к действиям насильственного характера.

Статья 9. Ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности политической оппозиции

1. Должностные лица, допустившие нарушения положений настоящего Федерального конституционного закона, несут ответственность, предусмотренную уголовным и административным законодательством Российской Федерации, а также настоящим Федеральным конституционным законом. Воспрепятствование законной деятельности политической оппозиции расценивается как покушение на основы конституционного строя Российской Федерации.

2. Должностные лица средств массовой информации, прямо или косвенно контролируемых государством, допускающие систематическую дискриминацию политической оппозиции при освещении событий общественно-политической жизни, а также нарушившие положения статьи 4 настоящего Федерального конституционного закона, подлежат отстранению от должности по решению суда с запретом занимать руководящие должности в редакциях средств массовой информации сроком до 5 лет.

3.  Должностные лица, допустившие нарушения статей 5, 6 и 7 настоящего Федерального конституционного закона, после двух вынесенных судом предупреждений  подлежат отстранению от должности по решению суда с запретом занимать руководящие должности в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления.

4. Должностные лица, уличенные судом в политически мотивированном преследовании представителей политической оппозиции, а также в клеветническом характере обвинений в адрес представителей политической оппозиции о совершении преступлений уголовного характера или получения поддержки из-за рубежа, лишаются права занимать государственные должности государственной службы пожизненно, а руководящие должности в средствах массовой информации, прямо или косвенно контролируемых государством, - сроком на 5 лет.

Статья 10. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его подписания.

2. Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок с момента вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты законодательных актов, обеспечивающих приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным конституционным законом.

3. До приведения законодательных актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным конституционным законом их положения применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону.

4. Признать утратившей силу статьи 282 и 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации с момента вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона.
Previous post Next post
Up