Уникальный проект не смог бы состояться, если бы не было теплозащиты, одного из ключевых элементов этого аппарата.
«При входе в плотные слои атмосферы самолет нагревается до очень высоких температур - до 1700 С°. Сама конструкция была выполнена из алюминия, который не может выдерживать такой нагрев. Допустимая температура алюминиевой конструкции не превышает 130 С° при длительной эксплуатации, а поскольку «Буран» был рассчитан до ста полетов, то требовалось обеспечить защиту этого аппарата. Созданием этой теплозащиты занималось наше отделение», - вспоминает Юрий Джураевич Ходжаев, ученый, отвечавший за теплопрочностные испытания космического челнока в ЦАГИ. ⠀
«Эта программа колоссально продвинула нас в плане технической оснащенности. Она сгенерировала массу новых направлений. Впервые в советской авиации появились многофункциональные дисплеи. В результате мы оказались пионерами технологий в масштабах нашей страны и сейчас на каждом самолете стоят такие индикаторы», - рассказывал заместитель начальника отделения по экспериментальным работам института Андрей Георгиевич Бюшгенс. ⠀
Для отработки систем управления многоразового крылатого орбитального космического корабля использовались как боевые, так и пассажирские самолеты: Миг-25 на высоте 20-10 км, Ту-154 на высоте 10 км и до посадки.
Основной вклад дал именно Ту-154, на котором специально под испытания сняли блокировку реверса (обратной тяги двигателя) в полете, благодаря чему траектория полета авиалайнера практически повторяла траекторию полета «Бурана». О том, как «Буран» учили летать, рассказал летчик-испытатель 1 класса, командир группы космонавтов-испытателей программы «Буран» Алексей Сергеевич Бородай, совершивший 6 полетов на космическом челноке.