До меня все очень медленно доходит, но тут я наконец-то осознал аллегорический посыл игры в кальмара.
Пока не посмотрел, я думал, что это еще один 'free-for-all' с некоторым социальным контекстом. Когда начал смотреть, то, конечно, заметил, что центральной частью является не игровая фантасмагория, а реальная жизнь героев, которая привела их бедственному положению, из которого они не в силах выбраться. Но вот спустя три недели, фильм "
Ascension", километры бесед об общественных потребностях и проблемах буржуазных демократий я наконец-то догнал!
Конечно! Вся "игра в кальмара" - это же просто метафорический тренажер для жизни в капиталистическом обществе, это bootcamp, куда отправляются те, кто плохо с такой жизнью справляется и нуждается в прокачке навыков!
Первая игра "Red Light, Green Light" - это про людей, которые выходят из школы и оказываются во взрослом обществе. Им даже известны правила. Надо бежать быстрее других, не отставать, не нарушать законы. Но одно дело - знать правила, а другое - прочувствовать, как они работают, на своей шкуре. Тут они впервые знакомятся с суровыми реалиями нашего мира, и далеко не все к нему готовы. В частном порядке через это проходит каждый выпускник, но наша страна, которая из социализма окунулась в капитализм, пережила массовое воплощение этого архетипа.
Вторая игра "Dalgona/Ppopgi" - это про hard work и про предпринимательские навыки. Уже тут мы видим, как вознаграждаются труд и находчивость, и что обмен идеями может помогать окружающим. И как судьба людей может зависеть от их удачи и объема выпавших им трудностей.
Третья игра "Tug Of War" показывает, что не все решается индивидуальными способностями. Командная работа и кооперация - вот что ведет к победе. Победе в конкурентной борьбе, где противнику суждено упасть на дно пропасти.
Четвертая игра "Marbles" учит игроков, что даже самые верные партнеры находят, что делить. Частные интересы разъединяют людей. Мужья судятся с женами из-за бизнеса при разделе имущества; лучшие друзья, начав совместный бизнес, способны переругаться; ваш товарищ может вонзить вам нож в спину, обманув и оставив ни с чем, если ему это будет крайне необходимо; и даже если вы победите - эта победа будет вам не в удовольствие, если ваш партнер проииграл и не может ее разделить с вами радость.
Пятая игра - "The Glass Tile Game", отражает инновационные процессы в капитализме. Плестись в хвосте опасно - можно опоздать и остаться ни с чем. Знания добываются через "try and fail" - инноваторы должны разоряться, чтобы последователи знали, какие идем несостоятельны. Если будешь медлить и задерживать прогресс, тебя столкнут с дороги. Наконец, если ты найдешь способ безопасного продвижения, то тебе выключат свет, потому что конкуретное преимущество дает тебе монопольную власть.
Финальная, шестая игра - это игра про мировую политэкономию, про мир-систему. Развивающиеся страны с периферии одноноги, их не пускают к разделу пирога. Только когда они пройдут своим "
узким коридором", преодолев сопротивление центра, они окрепнут и встанут на обе ноги. Но тогда они захотят конкурировать со странами центра, растолкать их и прорваться в мировые гегемоны.
Часть игр я пропустил, но они не менее важны. Бой ночью в спальне учит нас, что не вся конкуренция - честная, но конкуренция совсем без правил - это ад, и он может уничтожить всех. Еще мы видим, что в любой честной игре найдется место для черного рынка и торговли людьми. Наконец, нет ничего удивительного, что даже демократические права и свободы не способны остановить игру, в которой каждый надеется победить, и даже проигравший готов пожертвовать собой, но не выйти из игры, чтобы сохранить богатства для своей семьи.
Впрочем, самой важной игрой остается самая первая, "Ddakji". Игра, в которой ты глотаешь слезы и поднимаешься каждый раз, чтобы сыграть снова. Только для того, чтобы, победив, осознать, что выиграл куски бумаги, которые радуют тебя не больше, чем умирающего О Иль Нам - все его богатство.