Господа, мы в жопе! Объявляю это абсолютно серьезно. К своему несчастью тихим пятничным вечером посмотрел в кругу семьи диснеевский "Tomorrowland". Так что же вы думаете? Это же полное, неприкрытое банкротство буржуазной морали.
Вы представляете, это детский фильм, призванный воодушевить младшее поколение позитивным образом светого будущего. Можно было бы даже ожидать этакую "Гостью из будущего" с
негэнтропийными персонажами или хотя бы моралью по поводу работы над системными проблемами нашего общества для преодоления сегодняшних тупиков. Что же смогли предложить нам пионеры, лидеры, гиганты современной культурной индустрии, десятилетиями завоевывавшие детские души? Самую пошлую комбинацию худшей бредятины из... Айн Рэнд, "Обитаемого острова" и престарелого Клуни, влюбленного в 13-летнеюю девочку-андроида и разве что случайно не целующегося с ней в момент прощания!
Не то чтобы создателям не известны проблемы общества... Обывательская пассивность - самоустранение из социального творчества, сверхэксплуатация природных ресурсов, а главное - банкротство экономической системы, при котором "проблема ожирения в одних странах сосуществует с проблемой голодания в других странах". Но выводы... выводы! Что они хотят предложить детям - детям! - в качестве решения? Вы не поверите: собрать всех "атлантов" - каких-то одаренных людей, творческих личностей, и вывезти их скопом за пределы нашего мира, чтобы они там что-то творили. Для общества? Да оказывается, что даже нет, для себя. А еще все проблемы от "башен" - от того, что на землю "вещается" ее потенциальное катастрофическое будущее, которое после культурного условения в форме фильмов-катастоф превращается в самоисполняющееся пророчество, и все, что требуется для спасения - эти "башни" взорвать. Блин, даже Стругацкие видели тупиковость этого акта отчаяния как заблуждения "юношеского идеализма"!
Честно говоря, большей концентрации идеалистического бреда я еще не видел. Я понимаю, историческому материализму 150 лет, это еще юный возраст, что конкурирвать с идеями о том, что "лучших" надо отделять от "быдла", что надстройка ("промывка мозгов") определяет базис (реальные экономические отношения), что все тупики, в которое зашло человечество, должны разрешиться... бегством из них или помощью извне, deux ex machina или, как теперь становится более популярно, ex future (хотя "помощь от будущего человечества" в "Interstellar" выглядело прогрессивной идеей по сравнению с классической "помощью инопланетян") - в любом случае, от неких "особых героев", мифическим, чудесным образом.
Товарищи, это реальный кризис мысли - буржуазная культура не видит выхода из проблем капитализма. Ей нечего сказать даже детям. Образ коммунистического будущего, "зоны свободного творчества" когнитариата, уже кристаллизуется в общественном сознании, но не соединяется с текущей реальностью, как вода с маслом, и между ними никак не построить переход без "божественного вмешательства". Потому что тот единственный, объективно неизбежный переход - через пролетарскую революцию и социализм - из буржуазного сознания вытеснен, подсознательно блокируется. И это мы видим самый лучший культурный продукт для детей, с прекрасными актерами, современной картинкой, отличной динамичностью повествования и всей остальной мишурой... Поэтому - официально - мы в жопе.
А ведь параллели этого "чуда" с "Гостьей из будущего" в количестве. Чего стоит один наш "очеловеченный робот" - Вертер, с его трогательными стихами... "Когда...она..." Да мы все плакали, когда он умирал. Конечно, Булычев - не Ефремов, но и в "Гостье из будущего" вовсе не "сверхлюди", не "герои" возвращались в прошлое, чтобы его спасти из созданных им тупиков... ровно наоборот, там простые советские школьники приходили на помощь этим самым людям будущего в решении их проблем. Школьники творили светлое будущее и попадали туда не через телепортацию или порталы, а через время - через взросление, учебу и труд.
Неужели будущее больше не может рассчитывать на нашу помощь?
P.S.
"Вот о чем я размышлял. О том, что мы не знаем, как мы выглядим со стороны, что мы значим для людей, казалось бы никак не связанных с нами, живущих где-то на другой половине земного шара, на маленькой ферме в штате Южная Австралия. Что бы там ни было, мы нужны, нужны каждому думающему человеку. Речь шла о самой сути, о сущности моей страны, о конечном смысле ее, который сохранялся для Роджера среди всех подлинных и приписанных нам грехов."
Даниил Гранин, "Месяц вверх ногами", 1966