Социализм 2.0: Образование. Внешние отношения.

Nov 24, 2012 04:54


Часть третья. Внешние отношения.
Предыдущая запись: Внуренние отношения.

Как система образования должна взаимодействовать с другими общественными институтами? Напряжение, возникающее внутри системы образования, а также между системой образования и обществом, проявляется в потере способности качественно выполнять свою функцию. В соответствии с общепринятой на текущей момент моделью социо-экономических отношений это дало активный толчок для проекции рыночных отношений на сферу образования. Но образование является целостной системой, продуктом которой является развитие населения всей страны, а не единичный акт образования, получаемый одним ребенком.


Любые попытки государственного регулирования образовательной сферы утыкаются в неопределимость и неизмеримость результата образования. Отсюда рождаются попытки уточнить, разграничить образование на этапы, чтобы более четко определить его входы и выходы. Рождаются разные формы государственных стандартов и сертификаций - ГИА, ЕГЭ, промежуточные ЕГЭ, теперь вот новая система профессиональных сертификатов. Дети рассматриваются как товар, имеющий или не имеющий штемпеля определенного сорта - хотя даже у осетрины, как говаривал классик, сорт бывает только первый, он же высший.

Вся логика развития образовательной системы и проблем, стоящих перед нею, говорит о прямо противоположном направлении - о необходимости в глубокой и всесторонней интеграции образования в общественную жизнь. Школа должна перестать быть изолированным миром, отгороженным высокими стенами с побеленными окнами - наоборот, школа должна, скорее, стать виртуально выделенной частью жизни общества, где границы проведены условно.

Конечно, ребенок не может сразу стать полноценным участником жизни в обществе - это определено его биологической и культурной незрелостью. Поэтому система образования должна предоставить ребенку возможность и условия для максимально быстрого, в соответствии с его силами и способностями, восхождения по лестнице личного развития. Фактически, уровень развития ребенка в системе образования 2.0 определяется соотношением учебных задач по воссозданию уже существующего культурного опыта в субъективном пространстве ребенка и задач по созданию нового в объективизированном пространстве человеческой культуры - то есть уже полноценных творческих производственных задач.

Можно рассмотреть отношения системы образования с отдельными институтами общества. Наиболее тесные связи у образования устанавливаются, видимо, с наукой, которая является поставщиком объективированного знания для информатория. Научные открытия проходят методическую декомпозицию и закладываются в информаторий во взаимосвязи с существующей информационной картиной мира в удобном для освоения виде. Фактически, каждое открытие не просто обогащает наличный в информатории материал, оно запускает механизм развития информатория как средства обучения, «достраивая» новые и дополняя существующие учебные инструменты.

Помимо поставщика знаний, отдельная часть науки - педагогика - выступает и поставщиком методик. Здесь, как я уже писал, постоянно идет двусторонний обмен: все школы выступают экспериментальными площадками, каждая развивает существующие методики работы под себя. В процессе обмена опытом и проверки частные методические находки проходят объективизацию, попадая в методически репозитарий образовательной системы, откуда школы черпают новые методики, вновь субъективизируя их в процессе адаптации ксвоим, частным реалиям.

Процесс отношения образовательной системы с экономикой прост до невозможности: от личных нужд, к локальным задачам и оттуда к экономическим проблемам. Никакого строгого деления на ясли, детский сад, младшую, среднюю, старшую или высшую школу не требуется. Ребенок взрослеет, переходя из одних условий школы в другие: от «детского заповедника» - обогащенной познавательной среды, к собственному хозяйству школы, к классным комнатам, лабораториям и мастерским, от них к музеям и экскурсиям, к практике и стажировке - постоянное движение, в котором личная траектория развития переходит в карьерный рост.

Фактически образование не заканчивается никогда, потому что на любом рабочем месте все равно требуется выделять время не только на продуктивный труд, но и на освоение нового наработанного человечеством опыта - то есть на обучение. Поэтому перед человеком никогда не закрываются двери школы: на некоторое время переключившись на производительный труд, он в любое время может снова начать уделять больше времени учебным задачам в своей профессиональной или какой-то другой области, решая там начальные производственные проблемы.

Экономика все время выступает, с одной стороны, поставщиком учебных проблем, а с другой стороны, потребителем результата решения этих проблем. Таким образом, решается проблема профориентации - ребенок в процессе образования сталкивается с реальными задачами и может компетентно выбрать себе профессию по интересу - и по актуальности! Подобная схема гарантирует, что школа всегда работает с наиболее актуальными проблемами, что она не отстает от жизни, и что разные сферы общественной жизни и экономики открыты для нее в соответствии с уровнем их актуальности. С другой стороны, у работодателя исчезает вопрос определения профессиональной компетенции «выпускника» - он сотрудничает с учениками в решении реальных задач, оценивая результат и работу учеников на своей территории, в кооперации с уже действующими сотрудниками, где вживую видны его реальные, а не «оценочные» способности. Этим автоматически определяется и его «интерес» в поставке учебных проблем в систему образования.

Аналогично экономика выступает не только потребителем труда , то есть рабочих кадров, но и поставщиком профессиональных «мастеров» в жизнь школы. Если на начальной ступени в роли учеников большую роль играют старшие из своего разновозрастного коллектива, то есть работает внутренняя петля по обмену опытом, то далее все большую роль начинают играть профессионалы, ведущие свои студии-мастерские и мастер-классы, обучающие решать производственные проблемы или проводящие стажировки - фактически, это тоже бывшие ученики, но «дальше» ушедшие от школы в экономику, и возвращающиеся в новом качестве по более «длинной» петле. Некоторые вернутся по «петле» системы образования, все больше времени уделяя проблемам наставничества и через это становясь наставниками новых учащихся на постоянной основе.

Труд учеников тоже не направлен «вовне» - как я говорил, на определенном этапе центром внимания ребенка выступает школьное хозяйство. Дети начинают трудиться над учебными проблемами не для себя лично, а для школы - сами создавая себе новые инструменты, организуя учебную деятельность и быт. Некоторые продукты их труда могут остаться в школе в наследство следующим поколениям учащихся - например, материальные инструменты и объекты хозяйства, которые нельзя раздать другим школам, или информационные артефакты вроде школьной летописи или внутренней стенгазеты, не имеющей ценности вне локального контекста. А некоторые станут общественным достоянием, пройдя более широкую объективацию и попав во всеобщийинформаторий - фактически, став частью научного наследия.

Отдельным направлением является интеграция школьной и общественной жизни. Здесь можно выделить два направления: самоуправление и открытый диалог. Самоуправление в школе вовлекает в принятие решений по управлению каждого участника, делая его активным «гражданином» своей школы. По мере включения ученика в другие коллективы - например, в трудовой при росте доли решаемых производственных проблем, в профессиональный по мере включения в свое профессиональное сообщество, или в локальный при начале самостоятельной, отдельной жизни, ученик автоматически становится вовлечен в принятие решения в новых сферах. Туда он переносит свой опыт по кооперации, свою инициативность и ответственность, выработанные на основе практического управления в системе образования.

Это - точка стыковки системы образования с системой государственного и производственного самоуправления, построенной на принципах кибернетики жизнеспособных систем и советов. Фактически, здесь тоже никакого водораздела между «игрушечной» школьной демократией и реальным самоуправлением не происходит: ребенок сразу становится полноценным участником школьного самоуправления, потом меняя только сферу своего контроля вместе со сферой своего фокуса основной деятельности.

Система открытого диалога интегрирует школьную жизнь в общественно-культурную среду. Френе ввел школьную газету как средство массовой повседневной коммуникации, где каждый мог прочитать, кто что сделал, чем недоволен, что предлагает или что планирует. Его открытые тексты - это тоже часть развернутого диалога человека с обществом. Он распространял эту интеграцию и на радио, и на телевидение через доступные кинокамеры. Фактически СМИ и вся культурная надстройка представляет собой не что иное, как процесс коллективной рефлексии общества и объективации его субъективного опыта. Именно поэтому происходит стирание границ личных блогов и художественных произведений, домашнего видео и кино. Френе просто опередил этот процесс на сотню лет.

На уровне школы можно выделить несколько стадий этого процесса. Начинается он с диалога между учениками - это коллективные формы обучения, работа в группе, наконец, просто дружба. Общение ученик-коллектив стартует с написания, чтения и обсуждения свободных текстов, подготовки докладов. Общение коллективов - это уже стенгазета и межшкольная переписка. Наконец, школа учится общаться с обществом как коллектив, включаясь в обсуждение общественных проблем в СМИ, издавая газеты или журналы, выпуская отдельные литературные (и иные - например, музыкальные, видео или программные) работы, а может быть, просто ведя свои блоги и информационные ленты.

Соответственно, интеграция школьной жизни в культуру общества точно также будет происходить через информационный обмен между школьниками, между школами, между школой и обществом, и наконец - между каждым человеком и обществом. Общие механизмы этого процесса на базе современных информационных технологий, открывающих поистине безграничные возможности, еще должны созреть. Но уже сейчас мы можем увидеть новый уровень субъект-субъектных информационных отношений между отдельным человеком и обществом, вызывающий в памяти советские публикации писем в общенародных газетах - но, на этот раз, с куда более глубокой интеграцией, быстрой обратной связью, широким охватом и новыми средствами объективации через системы коллективного редактирования, модерации, рейтингов, тегов, лайков, контекстного поиска и прочие достижения интернета.

С какими еще сферами жизни общества имеет тесную связь система образования? Да, в общем-то, со всеми, но в рамках все тех же базовых принципов. За счет встроенного процесса постоянной рефлексии школа представляет собой открытую, прозрачную систему, которая готова и способна вести любой диалог. Школа управляется коллективом детей, но не замыкается в себе, а, наоборот, становится органической частью всей остальной жизни общества - от производственной и научной до культурной и политической.

Система образования служит и детям, и обществу, снимая примат одного в ущерб другому - в конце концов, все желания и склонности ребенка направлены на решение именно этой задачи - вхождения ребенка в жизнь общества в качестве полноценного участника. Образование перестает быть «пройденным этапом» в жизни человека - это постоянный процесс, который позволяет человеку постепенно войти в Человечество, стать частью культуры, всегда продолжать оставаться ей, и, главное, помогать входить туда новым поколениям детей.

Далее: Проблемы современной системы образования. Тупики. Заключение.
Previous post Next post
Up