Естественный отбор, конкуренция и мотивация.

Feb 10, 2011 17:18

Когда задумываешься об успехах рыночного капитализма, хочется обратиться к его основам. В таковые чаще всего попадает свобода предпринимательства и эволюция форм хозяйствования, основанная на естественном отборе. Эта система по своему составу очень напоминает механизм биологической эволюции, так что параллели напрашиваются сами собой: новые идеи возникают за счет фантазии предпринимателей, как мутации; удачные модели и идеи размножаются за счет притока капитала, неудачные вымирают за счет разорения или оттока капитала; в качестве генетической памяти выступают best practices и система знаний менеджмента.

Что меня в этой модели сильно смущает, так это примитивность механизмов эволюции. Неразумная природа подчиняется слепым законам: мутации случайны и непредсказуемы, а отбор происходит по факту столкновения с опасностью. Вся система реактивна, и опыт накапливается только за счет ранее совершенных ошибок со скоростью негативного воздействия окружающей среды. Человеческое общество имеет одно коренное отличие: оно разумно.

Разум в данном контексте представляет собой единственную систему опережающего реагирования. Логика, абстрактное мышление, моделирование позволяют просчитать последствия вперед и поэтому достичь скорости развития совершенно другого порядка.

Представим рынок, на котором компании развиваются хаотически, реализовывая все идеи подряд. Развития бизнеса на таком рынке происходило бы ужасающе медленно - на миллион случайных идей только одна или две действительно давали бы положительный эффект, а остальные оттягивали на себя часть общественных ресурсов, пока не разорялись. Слава богу, человек имеет возможность не только сравнить идеи с опытом прошлого, но и продумать будущее этой идеи - и заранее отбросить варианты, не имеющие такого будущего, без необходимости их реализовывать, размножать и ждать их разорения.

За счет возможности моделирования человек имеет также возможность понять законы рынка - так возникает мотивация к развитию. Животное не может выбрать и форсировать свою эволюцию в определенную сторону; человек обладает мотивацией и способен продолжить эволюцию даже там, где это не диктуется естественным отбором. Фактически для игроков на рынке мотивация, следующая из знания правил, значит гораздо больше, чем сам естественный отбор, - именно она регулирует 99% решений, в отличие от реального отбора, сказывающегося только в оставшемся 1% случае. Это отражено, например, в деривативах, когда решение о вливании / изъятии капитала происходит задолго до того момента, когда естественный отбор скажет свое слово, исключительно на основе моделирования будущей эффективности фирмы в условиях рынка.

Таким образом, моделирование и мотивация значат на экономическом рынке гораздо больше, чем естественный отбор. Но своим появлением и моделирование, и мотивация обязаны наличию этого самого отбора. Или нет?

Говоря «естественный», мы на самом деле подразумеваем вполне себе искусственный. Конечно, он происходит вроде как «сам по себе», объективно, но создан-то он человеком. Более того, и создан, и поддерживается. С одной единственной целью: направить развитие бизнеса на удовлетворение экономических потребностей общества. Действительно, без конкуренции внутри популяции организм эволюционирует под воздействием опасностей внешней среды: основной «целью» эволюции является самосохранение жизни, а не создание самой совершенной особи. Даже размножение является лишь одним из приобретенных механизмов эволюции: при определенных условиях повышенная плодовитость может оказаться неэффективной, например, в условиях ограниченных ресурсов, и тогда ген высокой плодовитости во имя выживания будет отсеян.

Но на рынке никаких опасностей со стороны «внешней среды» нет. Поэтому общество создало и поддерживает искусственную внутреннюю опасность - рыночную конкуренцию. Таким образом, выживает тот бизнес, который эффективнее других удовлетворяет покупателей. Это реализовалось в виде теории совершенной конкуренции: на конкурентном рынке капитал производится за счет приемов, которые косвенно связаны с основной целью экономики - эффективным удовлетворением спроса. Ну и чтобы завершить цепочку, выживание бизнеса связано с личным благополучием владельца через право собственности на средства производства и право присвоения прибыли, которые могут быть конвертированы в потребительские блага. Собственник регулирует выживание бизнеса за счет управления инвестициями, выживание бизнеса завязано на воспроизводство капитала, капитал воспроизводится на рынке только через более качественное удовлетворение потребителей.

Мы представляем себе эту схему так:


Это очень сложная схема: вся конкуренция, вся система прибыли, все это сложилось только чтобы воссоздать контур обучения бизнеса через слепой, тормозной естественный отбор! Конечно, с развитием человеческих знаний он работает все хуже и хуже.

Человек является не реактивным субъектом игры, а проактивным: он «взламывает» модель и вместо игры «по правилам» бизнес начинает игру «против правил» - ищет любые способы выжить за счет поиска возможностей нечестной конкуренции за покупателя (или за работника), нечестного привлечения инвестиций (манипуляции с отчетностью), накачки объема продаж - хотя это часто может нести даже негативный эффект для отдельного потребителя, для всей страны и для общества в целом.



Да и положительный эффект уже давно складывается не за счет «естественного» отбора на конкурентном рынке, а за счет мотивации (осознанной постановки цели как источника полезности) и моделирования, которые выходят далеко за рамки механизмов биологической эволюции.



Давно пора вернуться к пересмотру этой системы и выбросить из нее массу косвенных механизмов, которые тормозят ее и уводят массу усилий в другую сторону.



Не надо никаких «внутренних опасностей» в форме конкуренции, не надо косвенной мотивации через присвоение прибыли - нужно выкинуть весь этот хаос на свалку слепого периода человеческой истории и прописать прямые, явные связи мотивации на основе уже давно реально действующих механизмов моделирования. И перекинуть все общественные ресурсы, затрачиваемые на задачу контроля за соблюдением «правил игры» в бизнесе на разработку и совершенствование этих самых моделей! Кибернетика, компьютеры и телекоммуникации - вот основные составляющие систем управления, действительно соответствующих потенциалу человеческого разума.
Previous post Next post
Up