Jan 18, 2010 17:58
Я вот все думаю, что же привело наше общество к идеалам потребления. Ведь если с некоторой стороны посмотреть, это неизбежная логика развития.
Допустим "дух капитализма", или стремление к обогащению, преумножению денег, расцвел благодаря развитию технических средств и появлению протестантской этики, и существенно потеснил традиционалистически-авантюристский дух ремесленников и купцов. Став локомотивом экономического и технического развития, капитализм превозносил как ценность преумножение богатства трудом, фактически толкая общество на путь развития производства. И производство покатилось, как лавина, толкая впереди себя науку, технологию, а дальше - и политику, идеологию. На долгое время производство и богатство стало первично, самоценно, а сбыт - вторичен. От Бенджамина Франклина, который сказал "Время - деньги", до Сталина, который был аскетом, кромсая страну во имя индустриализации. А что нужно производству, как не культ работы, труда, с которым даже мы еще знакомы не понаслышке.
Что, конечно, не могло продолжаться долго, и, наконец, как нас учит экономика =) , насыщение рынков было достигнуто и пришел век господства сбыта. Перехватив инициативу, "сбытовики" повернули развитие общества в новом напрвлении. Что нужно для сбыта? Создать потребность! И пошло: продажи, продвижение, маркетинг, реклама... Расцвет потребности в социологии, психологии. И как капитализм с НТР составили волшебный тандем, преобразовавший мир, так и маркетинг с информационной революцией просто созданы друг для друга!
Проблема только в том, что победа в войне "за мозги" подразумевает отпил сука, на котором общество сидит. Потому что, переориентировав человека с любви к труду на любовь к потреблению заработанного, мы возвращаемся к традиционализму (заработать на столько, сколько нужно для нормальной жизни, и не больше, а силы отдавать не работе, а поглощению заработанного) и авантюризму (рискнуть/украсть/провернуть аферу чтобы реализовать страсть к деньгам и безлимитному потреблению). Правда, уже без ограничивающей роли религиозности, твердящей о душе и о тщете мирского. Деньги остаются целью работы, но если при капитализме они мнились самоцелью и толкали на посвящение себя всецело заработку и приобретению, то теперь они - лишь мерило потребления, доступ к нему. Что, соответственно ударяет сразу всплеском рисков, безответственности и непорядочности. Но мир уже не тот, теперь у нас есть финансовый пузырь, малейшим колебанием способный уничтожать экономики отдельных стран, плюс глобализация, позволяющая пока удержать общество потребления от коллапса за счет колониального эксплуатирования производственной этики восточных стран.
Но и там это продержится не долго, даже в тоталитарном Китае эгоистические мотивы повышения личного потребления среднего класса и собственно коррупция облаками затягивают небо поднебесной, и скоро можно будет услышать громовые раскаты. Но там с этим работают, пытаются сохранить корни идеологии и адаптировать ее к современным нуждам, противопоставить надвигающимся угрозам в сдвиге сознания зарабатывающих и в то же время пробудить, перевести пассивные традиционалистические уклады и мотивы пролетариата и крестьянства в активно-производственную и активно-трудовую стадию. Там это - на открытой повестке дня, на контроле, там понимают, что сегодня идеология формирует общество будущего, но просто еще точно не знают, насколько даже в тоталитарном обществе возможно сознательно формировать, сохранять и развивать господствующую идеологию.
У нас же, да и на западе, идеология уже вся во власти рынка. А рынок уже кричит не "паши и зарабатывай!" а "трать и наслаждайся жизнью!". Что будет дальше, что из этого родится - одному богу известно.