Экспедиция "Легенды Гималаев" (апрель 2015 года).

Aug 21, 2014 09:08

Эта экспедиция пройдёт по одному из самых труднодоступных районов Непала, на границе с Китаем (Тибет). Горные тропы ведущие в самое сердце Дол По (Dol Pa) ведут через высокие перевалы, которые открываются для путника только с приходом весны. На несколько месяцев высокогорное плато наполняется стадами яков и коз, наверх поднимаются семьи тибетцев и непальцев, что бы с первыми осенними заморозками вновь укрыться в долинах, где круглый год зелено и не бывает снега.
Осенью перевалы снова заметает снегом и те, кто остался наверху, до весны остаются совершенно отрезанными от внешнего мира. Если с человеком происходит какое то несчастье или он заболевает, максимум на что он может рассчитывать, это на помощь своих соплеменников. Но как часто бывает, они ничем не могут помочь пострадавшему или заболевшему человеку. Там нет госпиталей, врачами являются монахи, практикующие тибетскую медицину. Это борьба не на жизнь а насмерть, но люди всё ещё живут на этой суровой и малопригодной для жизни земле, и вместе с ними живёт древняя добудистская религия Бон, преемницей которой является нынешний буддизм. Говорят, когда то на этих землях существовало легендарное государство Шанг-Шунг(древнее королевство Тибета), но кто ж теперь сможет это проверить?

Крыша боновского монастыря. Монахи готовятся к началу пятидневной церимонии (пуджа). Устанавливают на крыше флаг и готовятся к молитве. Это событие. Такую службу монахи делают раз в году и к началу церемонии в деревню придут все жители окрестных деревень. Пять дней стены монастыря будут наполнены звуками труб, боем барабанов и молитвами, и пять дней все, включая гостей, будут пить чанг и есть ритуальную пищу. Мы провели там два дня, захватив с собой частичку благославления ламы.

Пришло время более подробно рассказать про детали гималайской экспедиции которую я планирую провести в 2015 году. Под катом довольно много фотографий  из серии "как это было".

Такие погоды стояли в Гималаях в начале и середине марта. за этой деревней находится перевал который из за снега так замело  что мы не смогли пробиться и пришлось окольными путями обходить горы. Мы тогда потеряли 4 или 5 дней. Думаю что в августе такой погоды у нас не будет, даже если пойдёт снег,  это не будет долгая история и я пологаю, перевалы мы сможем преодолеть с первого раза. Первый перевал у нас намечается примерно на середину апреля.

Время.
По предварительным прикидкам, продолжительность путешествия составит 35 дней, а старт экспедиции будет в начале апреля. Почему именно апрель? Дело в том что в марте на высотах близких к 5000 метрам может быть довольно снежно и может так случиться что перевалы будут закрыты. Я это уже проходил три года назад, когда путешествовал по этому региону. Это не значит что в апреле не будет снега, он может быть даже в мае или июне, но шансы, что мы там пройдём, в апреле гораздо выше чем в марте.

Май в Непале уже довольно жаркий месяц, температура на высотах 3000-2500, к моменту нашего спуска будет далеко за +30 что тоже не очень здорово для трекинга.
В эти 35 дней заложено несколько "запасных" дней, кто знает, как все сложиться? Может быть, мы где то захотим задержаться на день, а то и на два. Не исключаю такой вариант, что в Катманду мы вернемся чуть раньше. Поэтому, билеты в Непал нужно покупать с возможностью изменить дату вылета.
В идеале, эти "лишние" дни, если всё на маршруте будет хорошо, мы потратим на изучение и съёмки в самых дальних уголках плато, туда крайне редко кто либо добирается, даже среди самих непальцев таких немного.

В этой деревне половина непальцев буддисты, половина непальцев боновцы. Жизнь невероятно простая, зимой, как мне рассказывал один непалец, что бы выжить, они спят вместе с животными. Конечно же и сюда пробивается современная цивилизация, восзле огромных чортенов я видел тарелку спутниковой связи, теперь у них есть возможность позвонить своим близким, кто спустился  жить вниз.

Кто может принять участие в путешествии?
Несмотря на довольно большую продолжительность трипа и несколько перевалов выше 5000 метров, я не могу назвать эту экспедицию физически очень сложной. Обычный человек, будучи в хорошей форме может совершенно спокойно пройти этот путь. Но обязательно должен быть опыт горного трекинга, хотя бы на 3000 метров например на Кавказе у нас. Дело в том, что у нас у всех абсолютно разная реакция на высоту и вроде бы человек очень правильный, постоянно зависает в тренажером зале, но его может скрутить на 25оо да так что потребуется срочная эвакуация. Я конечно описал ужасный и нереальный сценарий, но на высотах за 4000 у некоторых возникают трудности, и это может случиться независимо от того, медленно мы поднимаемся или нет. Я знаю случай, когда у человека горная болезнь проявлялась при резком спуске! То есть все болели на подъёме, у него всё хорошо, а когда начался спуск, все чувствовали себя отлично а человеку было плохо. Поэтому, что бы не было никаких сюрпризов, опыт хождения по горам обязателен.
Это не значит что вы подведёте всю группу, нет, вы подведёте в первую очередь сами себя.

Наш лагерь. Это стандартные условия, и ещё не самые жёсткие, потому что есть лес  а значит есть дрова. Выше, под перевалами, где нет растительности, мы будем стоять на камнях.

Стоимость участия в экспедиции.
Предполагаю что эта сумма будет в пределах 6700$.
В эти деньги входят:
- носильщики
- экспедиционное оборудование
- еда на всем маршруте
- гид, повар
- все внутренние перелёты.
- пермиты (документы, разрешающие находиться на этой территории)

Не входит перелет в Катманду и гостиницы в Катманду.
Страховка, виза и прочие личные расходы.

Я написал что у нас будет повар. И это действительно так, и от повара вообще много зависит. У него самая сложная задача, из различных бомжпакетов сделать что то вкусное и съедобное. Все продукты мы потащим с собой, там наверху можно будет что то купить у местных, например рис или фасоль но не более того. Частично какие то продукты мы возьмём сами. Вот вам несколько фотографий, как всё это выглядело три года назад.

У нас поваром был непалец которого звали Будди. Он несколько лет работал поваром в Катаре и очень классно готовил еду, даже иногда баловал нас блинчиками.

Когда стало ясно что последний перевал взят и мы начинаем, пусть и неспешно, спускаться в цивилизацию, всех нас охватила эйфория. На самом деле, больше 40 дней в горах, это не так просто даже для непальцев. Будди сказал в тот день, иди пока погуляй по деревне, а я приготовлю праздничный обед!

Праздничный обед состоял из жаренной картошки, варёных макарон и обжаренных кусочков яка. Последний ингридинет у меня вызвал много вопросов, поскольку пару дней до этого я видел в одном тибетском доме, как они хранят мясо (подвешивают его в помещении и оно так там и висит), но Будди меня успокоил что этот як умер совсем недавно. Помещение в котором готовил Будди - это обычная походная палатка, которая стала для него кухней и в которой ночевали все носильщики. У повара и гида была своя палатка, одна на двоих и это было круто (по их меркам).

А это кадр на память, я вместе с Будди и его праздничный обед. Вместо стола, горелка, ну собственно всё, мебель мы с собой не брали )

Фотототехника. Вернее вопрос с электричеством.
На маршруте электричество будет первые два дня и последние два дня, но это для нас не актуально. Есть два, нет три, способа снимать всю экспедицию. Первый самый простой способ, взять плёночный фотоаппарат и коробку плёнки. Это проще всего, но и это самый дорогой вариант.
Второй вариант, брать цифровой фотоаппарат и к нему штук 15-20 аккумуляторов (зависит от того как вы снимаете). Тоже не дёшево и по весу весьма ощутимо.
Третий вариант, обеспечить себя электроэнергией самостоятельно. Для этого надо будет купить переносную гибкую солнечную батарею и аккумулятор к ней.
Принцип простой, пока мы идём, батарея заряжает аккумулятор, когда приходим, батарея заряжает аккумуляторы от фотоаппарата, плюс зарядившийся за дневной переход аккумулятор заряжает, например телефон. За весь комплект с проводами и прочими побрякушками я отдал три года назад в районе 10 тысяч рублей. Сейчас может быть будет чуть дороже но не суть. Этого комплекта хватит зарядить фотоаппарат, диктофон, телефон и даже останется (возможно, имеет смысл брать один комплект на двоих).

А теперь примерный график набора высот по дням, и что ожидает нас на маршруте.
1 Катманду.
2 В прошлый раз мы тратили 2 дня на перелёт в JUPHAL (2231) возможно сделать это за 1 день?
3 Допустим это не возможно и мы в итоге в JUPHAL попадаем на третий день и сразу жен начинается трекинг до Sulighat (2282)
4 Sulighat (2282) - Shyanta (2520)

5 Shyanta (2520) - Rechi (2940)
6 Rechi (2940) - Poksundo (3700)
7 Poksundo (3700)

8 Poksundo - другая сторона (может быть чуть пройдём дальше по тропе)
9 ночуем на отметке 3756
10 ночуем на подступах к перевалу ( Nangdalo Pass 5110)

Это наш лагерь под перевалом. Тут впервые я встретил французских туристов (которые заблудились) и в итоге встали рядом с нами.

11 штурм перевала и идём до Shey Gompa (4160)
12 Shey Gompa - ночёвка в полпути от Shyamling Gompa (4462)
13 добираемся до Shyamling Gompa (4462) и там ночуем

14 Shyamling Gompa (4462) - Bheijer
15 Bheijer - ночёвка как можно ближе к перевалу Nengla Bhanjyang (5368)
16 штурм перевала Nengla Bhanjyang (5368) - Sugugaon (3840)

17 Sugugaon (3840) - идём вдоль реки Jyanta d cnjhjye Jyanta Bhanjyang перевала (5221)
18 ночёвка под перевалом - я этот кусок маршрута не знаю - поэтому закладываю лишнее время
19 Перевал Jyanta Bhanjyang и идём до Modo (4233)
20 Modo - Do Tarap

В окрестностях деревни есть несколько интересных монастырей и буддисткого толка и боновского.  Это крайняя интересная для нас точка на маршруте и если у нас будет свободное время, мы тут задержимся на несколько дней. дальше будет спуск и ничего особенного, если сравнивать с тем, что мы увидим наверху )

21 Do Tarap
22 - 26 день насколько я помню - спуск вниз уже не представляет особой проблеммы - причём мы шли по этой тропе и вверх и вниз и когда возвращались то шли по верхней тропе и за три дня спустились в цивилизацию.

27 Tarakot
28 Dunai
29 Juphal
30 обратно у нас получалось улететь за один день

Ещё повторюсь, к этим 30 дням у нас есть 5 запасных дней. Они нам нужны на случай непогоды, проблем с самолётами. Может быть придётся задержаться из за лёгкого недомогания (серьёзные проблемы - однозначно эвакуация по страховке). Если судьба нам просто подарит эти пять дней, мы их проведём в самом сердце плато, переночуем у монастырей, а может быть сможем договориться и в деревнях постоять.

В Непале уже несколько лет существует профсоюз, призванный заботиться и о портерах в том числе. Но в глубинке, всё по старому, человек может нести 30 и 40 кг. Этого человека мы нашли уже в Дол По, когда пришлось отказаться от мулов (отдельная история) и он же, помимо того что носильщик, более менее знал окрестности и был нашим проводником. Ему достались самые тяжёлые рюкзаки, но он был самым весёлым и оптимистичным непальцем в нашей группе.  Когда у нас был сложнейший перевал, и было много сомнений, он сказал, что если мы пройдём его, он будет танцевать. Вечером у нас были танцы, садилось солнце, шёл снег, а в палатке где готовился ужин, веселились и танцевали непальцы...

Я в инстаграме и на фейсбуке.               фототуры на 2014 год                Гималайская экспедиция (2015)

dol pa, путешествие, himalaya, экспедиция, nepal, Непал, фотография