[Консалтинг] Организация мебельного склада

Jun 02, 2020 19:53

Опубликовано с согласия заказчика.

Ко мне обратилась мебельная компания. У них было 2 склада по 500 м2, и они решили переехать из них в один склад 1503 м2, который уже сняли.

Задача: зонирование нового склада, (возможно) размещение стеллажей для мелочи, удобный доступ к хранимому. Место для образцов мебели, которые показывать клиентам (небольшой шоурум).

Прислали, как всё было организовано на двух складах по 500 м2.





Всё штабелируется на высоту 2,5 и даже 3 метра. Приблизительный объем хранимого в моменте груза был определен как 2200 м3. Точно узнать нельзя, информационная система не позволяет.

Как они там находят нужный груз? Никак. По памяти. Или просто ищут, перерывая всё. Системы нет.

Прислали исходные данные:



Выехал на место.

В новый склад еще не заехали, поэтому получились такие фото:









В середине потолок выше, к стенам сужается.



Кладовка с окном и воротами.

Поговорил с сотрудниками, всё сфотографировал и уехал.

Дома нарисовал такую планировку. Кстати, она в итоге отличалась от той, что прислали даже количеством колонн.



Анализ вместимости склада


Ширины проезда, заказчик сказал, достаточно 1,5 метра.

Красным - основное напольное хранение 812 м2.

Синим - дополнительное, резервное напольное хранение при полном заполнении красной зоны 328 м2.

Зеленым - все остальные зоны составляют 363 м2.

Объем складирования в красной зоне при условной высоте груза 2,5 метра составляет 2030 м3. Фактическое количество груза на существующих складах, как помним, примерно 2200 м3.

То есть, не помещается, и придется или заполнять синие зоны, как и было на предыдущих складах, или штабелировать в 3 метра. Чуть помог бы отказ от шоу-рума, но не сильно.

Штабелирование на высоту 3 м - это плохо, т.к. долго и опасно.

Заполнение синих зон - это плохо, т.к. очень замедляет работу.

Для удобной и быстрой работы нужен склад больше. Казалось бы, было 2 склада по 500 м2, стал один склад 1500 м2. Должно всё поместиться. Но за счет его геометрии и всяких тамбуров - вместительность его такая же недостаточная.

Да и мокрым оказался этот склад, на нем бы всё гнило. В общем, съехали.

Совсем комфортно было бы (синие зоны пустые, штабелирование в высоту 2 метра) на складе площадью 1800 м2.

Если в красных зонах штабелировать в высоту 2,5 м, то площадь будет 1570 м2.

Если застолбить всё стеллажами высотой 3,5 метра, то это снизит вместимость, потому что только высотные, а не 3-метровые стеллажи смогут конкурировать по вместимости с настолько плотной набивкой:



Возможный переход на склад высотой 11 метров



Согласно анализу характера груза, 60% груза нужно хранить на стеллажах, и 40% на полу.

На каждый стеллаж высотой 11 метров помещается около 32 м3 груза. Всего на 50 стеллажах по 11 метров хранится 1600 м3 груза. Стеллажи занимают 612 м2.

Весь остальной груз должен храниться в красной зоне, и штабелироваться в высоту 2 метра. Площадь 328 м2. Объем 656 м3.

Синяя зона остается в резерве. Она должна быть свободной для удобной и быстрой работы, но ее все еще можно заставить грузом в пиковые моменты. Ее площадь 204 м2.

Зеленая зона составляет 300 м2.

Суммарный объем склада без резерва 2256 м3.

Суммарная площадь, которая требуется для такого склада составляет 1444 м2.
В данный момент происходит поиск склада для переезда. Либо высотой 3,5 м площадью 1800 м2, либо высотой 11 м площадью 1450 м2.

Информационная система

Показатели эффективности работы склада

Текущее состояние:

Сейчас у склада нет никаких показателей эффективности работы.

Предлагается:

Начать фиксировать в простом экселевском документе показатели. Показатели можно не привязывать к премии, а просто показать, что за этим следят, что обращают внимание, что над этим нужно работать. Без отслеживания показателей сложно оценить действенность каких-либо изменений.

Предлагаемые показатели:

Количество груза, поврежденного на складе. Фиксировать статистику по месяцам в штуках и в рублях. Благодаря этому можно будет ориентироваться в эффективности различных мер. Например: установка стеллажей снизила повреждаемость груза.

Если случаи известны, то фиксировать статистику будет не сложно.

Количество утерянного груза на складе. В штуках и в рублях. Если груз был найден позже, это тоже нужно фиксировать.

Количество пересорта. Груз, который не должен был оказаться в машине. Груз, которого не было в машине, а должен был быть.

Длительность загрузки машины. С момента, когда машина встала на ворота до момента ее убытия. Это маркер для определения степени эффективности системы хранения на складе, а также значимый показатель для бизнеса. Этот показатель также мотивирует заготавливать заказы заранее в зоне загрузки.
Документооборот

Подбор для отгрузки осуществляется по такой накладной



Строки упорядочены по артикулу, что вносит разбивку по номерам заказов. Это намного замедляет поиск, т.к. при подборе сначала ищут номер заказа, написанный маркером, а уже в нем - номера артикулов. Все артикулы от одного заказа должны храниться в одном месте. Поэтому и строки одного заказа тоже должны идти под ряд. Упорядочивать по номеру артикула - нонсенс.

В накладной отсутствует информация о количестве тарных мест по каждому артикулу. Чтобы узнавать эту информацию, нужно проверять информацию по заказу в 1C с компьютера. Это замедляет и создает повышенную вероятность ошибок.

Предлагается, чтобы данный документ разрабатывался не сотрудником склада, а менеджером офиса, который отправляет задание на отгрузку. И менеджер офиса должен вносить информацию по количеству тарных мест по каждому артикулу, чтобы этого не делал грузчик или кладовщик.

Потому что офисному менеджеру проще работать в Excel, чем сотруднику склада. Сотрудник склада должен получить готовый удобный документ.

То же самое относится к выгрузке товара из машины. Файл «Ожидаемый приход» должен содержать такую информацию, чтобы сотруднику склада не требовалось обращаться ни к каким дополнительным документам (например, накладным от поставщика).

Предлагаю, чтобы такой документ формировал офис-менеджер (по продажам).

Адресное хранение

Сложность хранения груза на высоких стеллажах в том, чтобы искать груз на верхних полках.

Шрифт издалека не разобрать, а снимать паллеты и смотреть - долго.

При адресном хранении, весь склад разбит на определенные ячейки, а мы в любой момент знаем, в какую ячейку мы помещаем товар, и в какой ячейке мы должны его искать.

Текущее состояние

Сейчас при выгрузке машины, на каждом грузовом месте маркером крупно наносят номер заказа чтобы при загрузке найти сначала номер заказа, а потом в нем сверить артикулы, напечатанные мелко. Если на одном поддоне есть несколько заказов, все заказы маркером выписываются на чистый лист, который крепится на поддон.



Предлагается

Простой вариант. На каждый стеллаж установить магнитно-маркерную доску, и записывать на нее номера заказов, которые хранятся на стеллаже.

Напольное хранение разделить на сектора между колоннами. Расположить доску на каждой колонне.




Простой вариант - 2: Каждой ячейке стеллажа присвоить индивидуальный номер (и наклеить его на каждую балку). Например, номер «1-12-3-4» означает, что ячейка в первом ряду, двенадцатый стеллаж, третий ярус, четвертое место на балке.

В накладную по выгрузке добавить новую пустую графу «Номер ячейки», и точно так же разгружать машину с этим распечатанным листом, но еще и в каждую строчку вписывать ручкой, куда именно поставили единицу груза.

После того, как выгрузка завершена, создать экселевский документ, в котором будут все номера ячеек. В пустые поля напротив номеров записать артикулы, которые были туда поставлены.

Позже, при отгрузке машины, когда от менеджеров придет накладная на отгрузку, там должно быть пустое поле для номера ячейки.

Сотрудник склада открывает экселевский документ, через поиск находит какому артикулу соответствует какой номер ячейки, и вписывает номера ручкой. Теперь, выйдя на склад, он точно знает, в каких именно ячейках хранится тот груз, который ему нужно отгружать.

После этого в экселевском документе он удаляет артикулы из тех строк, которые отгрузил, т.к. они теперь пустые.

Таким образом, экселевский документ становится актуальной базой. Виртуальным слепком склада.
Сложный дешевый вариант: то же самое, что и вариант 2, но использовать планшеты с Wi-Fi и забивать артикулы сразу в электронную таблицу в облаке.

Для автоматизации, подошло бы вот это приложение XSCANPET / Инвентарь и штрих-коды и Excel. Под него есть скрипты, есть тема на 4pda.ru
Сложный, дорогой правильный вариант. Привлечь подрядную организацию по настраиванию адресного хранения в электронном виде. Сделать расстановку и подбор с помощью терминала сбора данных, по штрих-кодам.


Что было дальше:

Подходящий склад в итоге был найден и арендован. Высота потолков на этот раз 9 метров. Мне надо было сделать то же самое - планировку.

Прислали исходные данные



Исходные данные НИКОГДА не похожи на то, чем склад является фактически. Поэтому я туда съездил



На складе оказалось полно всяких элементов, которых на схемах никогда нет:







Как видно, по факту там немного другая геометрия стен и есть много элементов, которые занимают место, и оказывают влияние.



В итоге планировку изобразил так:



Указано потенциальное расположение стеллажей для постепенной установки. Без стеллажей считать зоной напольного хранения.

Площадь склада 1745 м2.

Красным - основное напольное хранение 1034 м2.

Синим - буферная зона для выгрузки 168 м2.

Оранжевым - буферная зона для загрузки 36 м2.

Объем склада при условной высоте груза 2,5 метра составляет 2585 м3.

Объем склада при условной высоте груза 2 метра составляет 2068 м3.

Это всё без учета буферных зон.

Особенности планировки:
  1. Не вся площадь склада занята паллетными стеллажами потому что некоторые позиции удобнее оставить на напольном хранении.
  2. Создана зона для груза под загрузку машины. Стеллаж с мелочью стоит у стены потому что мелкие позиции нужны в конце загрузки.

Зонирование

Наливной пол данного склада очень хорошо подходит для зонирования с помощью самоклеящейся пленки. Рекомендуется выполнить разметку границ участков хранения, иначе проезды будут загромождены.

Стеллажное хранение

Конфигурация паллетных стеллажей:

При высоте потолков 9м, высота стойки стеллажа 8м. Расположение балок приведено на схеме.



При таком расположении на один стеллаж помещается 24 паллето-места + 4 половинки паллето-места. Это равно приблизительно 26 м3 объема.

Таким образом, при установке 10 стеллажей на площади для напольного хранения (на схеме обведено черным контуром), на стеллажах можно разместить 260 м3 груза.

А при напольном хранении на аналогичной площади (черный контур) можно было бы хранить 207 м3 при высоте штабелирования 2,5 м и 166 м2 при высоте 2 м.


Стеллаж высотой 8 м дает +36% вместимости по площади склада.

В итоге они туда переехали и обустроили склад по моему плану.

Вот она - жизнь бродячего промышленного консультанта. Ведьмаку заплатите чеканной монетой.

Заплатили.
Что еще почитать:

Повышение производительности ремонтного участка

Стандартизация станка для лущения шпона

Внедрение производственной системы ОАО "НИПОМ" 2010 - 2013 гг












Previous post Next post
Up