С 18 по 23 сентября в Кёльне проходила очередная Photokina - выставка, демонстрирующая актуальное состояние, тенденции и определяющая вектор развития фото- и видеотехники на ближайшее время - до следующей Фотокины.
Сначала несколько слов, о том, насколько успешно индустрия может задавать тренды.
Оглянемся на два года назад...
На предыдущей Фотокине в 2010 году были ярко выражены три направления:
трехмерное фото и видео во всех ценовых категориях
использование цифровых зеркальных фотоаппаратов в профессиональном кинематографе
возможность съемки видео высокого разрешения цифровыми фотоаппаратами всех классов
Прошло два года. Теперь мы видим, что истерию вокруг 3D можно назвать не иначе как «много шума из ничего», производители успешно скооперировались и выпустили специальные - жутко дорогие - модификации «бытовых» фотоаппаратов и объективов, приспособленные к голливудским бюджетам, а Full HD-видео сейчас снимают даже телефоны.
Прежде чем приступить к рассказу о нынешней Фотокине, имеет смысл ответить на вопрос, почему провалилось 3D. Да потому же, почему оно проваливалось с момента изобретения стереофотографии. Как сто лет назад требовались специальные очки для просмотра, так и сейчас требуются. Как был очень узок угол зрения, при котором формируют объемное изображение автостереограммы, знакомые каждому по «трехмерным» значкам, открыткам, экранчикам 3D-смартфонов, так и остался. Выигрыш в выразительности несоизмерим с проигрышем в удобстве.
Итак, Фотокина 2012.
Поезд ICE домчал меня из Франкфурта до Кёльна за час. Раньше я как-то не думал, что он разгоняется до 300 км/ч. Увидев эту цифру, вытащил из сумки фотоаппарат, но рекордная цифра больше не показывалась, пришлось ограничиться этим:
Девиз нынешей выставки я бы обозначил как "Лицом к клиенту или За что боролись, на то и напоролись".
В частности гонка мегапикселов ушла на второй план, и наметилась гонка размеров сенсора.
Nikon и Canon представили "бюджетный" (в их понимании) фулфрейм: D600 и EOS 6D, соответственно. 2000 евро / 2100 долларов всё же далеки от вожделенных полутора тысяч. С другой стороны, посмотрим, как будут выглядеть цены во время рождественских распродаж... D600 с 24 мегапикселами, EOS 6D - c 22. Если позиционирование никона выглядит совершенно логично - для тех, кому не хватило денег или ёмкости домашних дисковых массивов на D800 с его 36 мегпикселами., то кэнон, по мне, подложил сочную мину под EOS 5 mk III.
Обе камеры, несмотря на маскировку под "бюджетность", вполне полноценные и не производят впечатления «огрызков» с обрезанной функциональностью. Интерес публики к ним был без преувеличения огромен, они стали самыми популярными экспонатами.
На стенде кэнона было сущее столпотворение. Разглядывая 6D, народ позабыл о другой новинке. Canon откатал "обязательную программу" и выпустил беззеркалку EOS M. Несмотря на датчики фазового автофокуса на матрице и вполне приличные потроха от EOS 650D, интерес она вызывала... скажем так, умеренный. (Фиксированный экранчик при отсутствии видоискателя - признак нетрадиционной ориентации в плохом смысле слова)
Sony выкатила на смену снятой с производства А900 полноформатную камеру с полупрозрачным неподвижным зеркалом и электронным видоискателем - SLT-A99. Почему-то флагман не получил 36-мегапиксельную матрицу, которую никон ставит в D800. Решили, что 24 хватит. Камера нашпигована наворотами, видоискатель, как мне показалось, стал еще круче, чем на NEX-7 или А-77, дисплей крутится во все стороны, RAW 14-битный, очень хорошие возможности по съемке видео, улучшенная автофокусировка, знакомый по NEX-ам комфорт ручной фокусировки, выдача видеосигнала в процессе съемки на HDMI разъём и всё такое...
На фото народ тестирует, насколько удобна камера с электронным видоискателем для съемки динамики и достаточно ли шустр АФ.
По просьбам клиентов удобнейший башмак iISO, который сони унаследовала от минольты, в новых фотоаппаратах сменили на "стандартный". Мол, в минольтовский не поставишь разного рода видеопримочки, микрофоны там и т.п. А чтобы те, у кого уже есть вспышки, не плакали, в коробку с камерой положат переходник! Для меня так и осталось загадкой, почему нельзя было оставить как есть и класть в коробку переходник на "стандартный". (В минольтовском башмаке вспышка присоединяется и отсоединяется одним нажатием кнопки и не имеет склонности к выезжанию, если камеру наклонить к себе. Очень оперативно и надёжно.)
Sony поучаствовала в соревновании крупных сенсоров еще дважды: с уже достаточно давно продающейся карманного размера мыльницей RX100 со светосильным зумом и огромной по мыльничным мерками дюймовой матрицей на 20 мегапикселов, и с сюрпризом - камерой RX1, оснащенной полноформатной матрицей 24 мп. и не сменным объективом Цейсс 35/2.
В руки не давали.
Чтобы пресечь вопросы, почему объектив не сменный, показали, как обеспечена компактность.
Sony знает свою сильную сторону - видеовозможности - и не стесняется её демонстрировать.
То же относится и к панасонику. Признанный не только любителями но и профессиональными видеографами Panasonic GH2 наконец обрёл наследника - GH3. Убрали "мультиформат", зато видео получило фантастический битрейт - 72Mbps (было 24, а стандарт AVCHD 2 предусматривает максимум 28). Корпус не пластиковый, а из лёгкого сплава.
Разумеется, подчёркивались именно видеовозможности
И еще о системных беззеркальных камерах. Упомянутый панасоник был самым ярким представителем формата m43. Кроме этого, стоит отметить, что наконец-то древний 12мп LiveMOS сдали в утиль и теперь даже в недорогих олимпусах E-PM2 и E-PL5 будет стоять современная 16-мегапиксельная матрица Sony, которая положительно зарекомендовала себя в исключительно удачном и столь же исключительно дорогом олимпусе OM-D EM-5.
Не знаю, как долго еще будет жить формат "четыре трети", появившийся на свет по недоразумению во времена, когда сенсоры были очень дорогими. Зеркалки в этом формате уже вымерли. А беззеркалки снизу подпирают никон со своими в самом деле маленькими "дюймовыми" камерами, и Sony RX-100, сверху - многочисленные системы формата APS-C, Sony NEX, Samsung NX, а теперь еще Canon EOS M и Fuji...
Именно последние были одними из самых ожидаемых новинок фототехники.
Фуджи выпустила модель XE-1, вышвырнув из интересной, но изрядно "элитной" X-Pro гибридный видоискатель. Вместо него - электронный, известный по Sony NEX-7. Однако осталась "аналоговая" концепция управления, 16мегапиксельная матрица без АА-фильтра с необычным цветовым растром , и замечательная оптика. К светосильным фиксам добавился светосильный "китовый" зум 18-55/2.8-4 со стабилизацией. Цена комплекта достаточно демократична - что-то около 1300 евро. Чрезвычайно привлекательная система, из явных недостатков только фиксированные дисплеи и отсутсвие focus peaking'а при ручной наводке. Впрочем, она спроектирвоана с явным ретро-привкусом.
То, что на голом "ретро" долго не протянешь, поняла даже Leica. В консервативной до последней кнопочки системе M появились Live View, возможность подключения электронного видоискателя и съемки видео.
Sony прислушалась к стонам и плачау фотографов, не удовлетворенных некоторыми аспектами беззеркального флагмана NEX-7 (не хотим 24 мегапиксела с цветовой кашей на периферии кадра, хотим 16 с хорошими микролинзами) и выкатила NEX-6. С сенсором меньшего разрешения, двумя колёсиками вместо трех, но с прежним электронным видоискателем, встроенной вспышкой (и с мерзким новым башмаком). Еще одним подароком стал складной зум, вроде того, что уже не первый год делает панасоник.
(Здесь NEX-6 не с "блино-", а с телезумом)
И похоже, это будет очередной пример, что идти на поводу у "общественности" не всегда полезно. Судя по сэмплам, этот объектив получит титул "УГ года". Картинки иначе как "каша", назвать нельзя. :-( Конечно, можно списать на предпродажный образец и надеяться, что ещё допилят, но против законов физики не попрёшь. Трудно сделать дешевый, легкий и маленький зум с диапазоном от изрядного широкоугольника до легкого теле с хорошим качеством изображения.
Да, объективы - ещё одна иллюстрация, как производители реагируют на спрос. Системные беззеркальные камеры стали популярны, и только ленивый не пытается на этом заработать. "Не хватает объективов" -- переживали пользователи. "Нате!" - ответили Carl Zeiss, Samyang, Tokina, SLR Magic, Sigma, Tamron, Schneider... Практически все независимые объективостроители включили в свой ассортимент сменную оптику для беззеркалок. Однако в большинстве случаев цены совсем не те, на которые рассчитывали желающие получить дешёвую альтернативу оригинальным стёклам. Разве что Sigma отличилась гуманностью.
Добавили объективов в свои системы и все производители беззеркалок. Помимо упомянутого блинозума у Сони, вышел новый зум для Никона, Олимпус и панасоник анонсировали несколько интересных объективов с высокой светосилой и ценой, Добавил оптики в систему NX Самсунг. Новый светосильный широкоугольник представила Фуджи...
Интересно, что многие объективы от сторонних производителей ориентированы на видео. Кроме традиционно сильного в этой области Цейсса, обратили на себя внимание SLR Magic HyperPrime CINE и Samyang V-DSLR
Цейсс вообще радует, они выставили на стенде кучу всякой техники со своими объективами - мыльницу Sony RX100, зеркалки никоны и кэноны, укомплектованные объективами с ручным фокусом, сони с автофокусными цейссами, профессиональные и любительские видеокамеры... Вставляй карточку и снимай - тестируй, сколько влезет!
Окончание следует.
В следующем выпуске: самый интересный экспонат фотокины, вторая тенденция выставки, анальные аналоговые реликты, фрик-шоу и ещё что-нибудь, что придёт на ум.