Боголюбский Богородичный монастырь во Владимире - мои впечатления и чувства

Oct 23, 2013 00:42

Оригинал взят у vladimirdar в Боголюбский Богородичный монастырь во Владимире - мои впечатления и чувства
Хочу рассказать о своих впечатлениях о Боголюбском Богородичном женском монастыре, что на севере от Владимира. В 2012 году монастырю исполнилось 855 лет, что довольно внушительно. Путешествие по Золотому Кольцу России я предпринял на майские праздники 2013 года. Что-то потянуло меня погрузиться в древнюю русскую историю нашей необъятной Родины. Первым на пути моего путешествия оказался Владимир, а точнее Боголюбский Богородичный женский монастырь. Я, предварительно, на скорую руку, пробежался по отзывам о нем. Удивило странное единодушие в том, что, мол, там не осталось никакой "святости", что якобы, её там совсем и не чувствуется...  Я не являюсь сильно набожным человеком, однако, по моему глубокому убеждению, любые места, связанные с историческими событиями, переломными этапами в истории, с конкретными человеческими судьбами, страстями, обязательно должны оставлять свой чуткий след.



Всего 31 фото
Если, изначально, поставить себе задачу погрузиться и ощутить энергетику такого места, то, в той или иной степени, отклик обязательно произойдет. Дело, лишь, в желании и намерении человека принять его. Я всегда с фотокамерой, и через нее стараюсь проникнуть в исторические пласты древних и важных мест и явлений. Камера выступает инструментом, посредником, средством для проникновения в сокровенное. И, место, всегда отзовется, если захотеть. Если, сделать это от всей души, от всего сердца - результат будет. Наше Бессознательное с воодушевлением включается в любую творческую задачу, которую мы ставим, и одаривает нас чудесами восприятия и озарений.

Вот, и, заинтересовало меня покопаться поглубже в информации об этом необычном месте нашей истории. Что интересно, Андрей Боголюбский, повинуясь именно внутреннему неосознаваемому порыву, спонтанно, отправился со своей дружиной из Киева, где он прибывал, в эту сторону русской земли, и проехав Владимир, который был тогда совсем небольшой, и абсолютно незначимый, а значит, и неинтересный, с точки зрения русской геополитики, остановился именно в этом месте, на высоком берегу Клязьмы, что на слиянии с Нерлью.
Лошади, которые, между прочим, везли чудотворный образ иконы Божьей матери, тайно изъятый Андреем в Киеве, встали, и отказались двигаться дальше, и так продолжалось до тех пор, пока не наступил вечер и не разложили княжеский шатер. Андрей, будучи верующим и человеком, и принимающим крайне чутко внешнюю информацию и происходящие события как знаки свыше, начал усердно молиться. В полночь ему явилась Богородица, которая повелела эту икону, что вез Андрей, разместить во Владимире, а в этом месте воздвигнуть церковь Рождества Богородицы. Андрей выполнил всё в точности. Икона в дальнейшем была помещена в Успенский собор во Владимире, который начали строить уже в 1157 году. Названная Владимирской, она стала чудотворной и главным символом и святыней Святой Руси. Строительство же первого каменного града в Боголюбово на севере Руси началось в том же 1157 году. По замыслу Андрея, он решил возвести здесь свою загородную белокаменную великокняжескую крепость.

Об Андрее Боголюбском написано много и подробно, скажу лишь, что это классический пример русского князя, сделавшего максимум во время своего правления для тогдашней Руси, как будущей России. Он обладал мужеством, отвагой, благородством, был человеком мудрым, открытым, цельным, всегда добивался своей цели, являя пример настоящего патриота, как бы, мы, сказали сейчас. За своё чуткую душу, абсолютную веру и благосклонность Богородицы, что явилась ему, его и прозвали Боголюбским. Он даровал Руси две чудотворные иконы, построил более 30 храмов и монастырей, в том числе и знаменитый Покрова на Нерли, был удачливым полководцем и политиком.
Однако, летом он 1175 года был предательски убит заговорщиками. Нам не известны конкретные и точные причины этого трагического события, но известны конкретные имена самих заговорщиков - это бояре Кучковичи, братья его жены. Но, скорее всего, это были, спровоцированные внешним заказчиком, исполнители. И, как водится, очевидно, причины были экономические и политические. Ну, а главной же, была его бурная деятельность по объединению русских земель в единое могучее русское государство. За это до сих пор убивают... ))) Не нужна остальному миру могучая Россия!

Боголюбово, это сейчас, почти, пригород Владимира, от центра, километров десять. Первым белокаменным сооружением здесь был Собор Рождества Пресвятой Богородицы, располагавшийся в юго-западной части крепости. Глава и крыша этого одноглавого крестово-купольного храма были обложены золотыми листами, внутри же церковь украшали не привычные столпы, а четыре стройные колонны (фото внутри будут ниже).
2.


Справа мы видим, так называемый, киворий - некий навес-сооружение, где находится сосуд со святой водой. Киворий расположен именно там, где Андрею явилась ночью Богородица. Построен он в 12 веке, но его древний облик с тех времен не сохранился.  Собор был пристроен к палатам князя, и является самой древней каменной постройкой в старой России. Но, особенно яркое впечатление на современников производил белокаменный замок Андрея Боголюбского.

Его красота предопределялась самим местом расположения - на высоком берегу Клязьмы, откуда открывалась величественная панорама на заречные леса, устье реки Нерль, и далее, на раскинувшиеся во все стороны бескрайние просторы. Окруженный каменной стеной с воротами, он включал в себя целый комплекс дворцовых построек, группировавшихся вокруг площади, вымощенной плитами. Арочные переходы с башнями, внутри которых располагались винтовые лестницы, соединяли княжеские покои с дворцовым Рождественским собором. Перед ним на площади возвышался "святой шатер", поставленный на тонкие колонки. Он символизировал то сооружение, в котором явилась ему Богородица. Прямо из верхних покоев дворца князь и его приближенные могли, не спускаясь на землю, через анфилады переходов пройти на церковные хоры. Известно, что благочестивый князь Андрей любил водить сюда иноземных гостей, и те, пораженные роскошью и великолепием храма, во все края разносили молву о богатстве и могуществе владимирского «самовластца». Сам белокаменный дворец Андрея до настоящего времени, к сожалению, не сохранился. Однако, мне, теперь, понятно во многом, почему был построен Храм Покрова на Нерли. Ведь этот храм был возведен по приказу Андрея в память трагической гибели его сына, Изяслва в сражении с волжскими булгарами. А из окон его княжеского дворца всегда был виден этот чудный храм, наполненный любовью отца к сыну, превосходством духовного над материальным. С самому храму на Нерли, к моему глубокому разочарованию, добраться не удалось. Как раз, в это момент, разлив Клязьмы достиг своего апогея, всё вокруг было залито весенними водами.

Обитель претерпела множество взлетов и падений, её посещали многочисленные князья, цари, императоры, патриархи и святые. Жизнь постоянно бурлила здесь. Поэтому, было интересно самому погрузиться в энергетику подобного места. Монастырь действующий, женский. Было 2 мая, преддверие Святой Пасхи. Пекли куличи, запах печива был тонкий, ароматный и являлся прекрасным инструментом и средством погружения в древнюю русскую историю.

Рождественский собор вызывает разные чувства.  Если посмотреть на фасад - остатки великокняжеского дворца видны слева, под шатровой колокольней. Однако, полностью погружение в историю произойдет, если вы обойдете храм с тыльной стороны, слева, и перед вами откроются древние стены собора 12 века. Здесь явно чувствуется влияние византийской архитектуры, так полно представленной образцами церквей древнего христианского мира. Смотрите сами.
3.


4.


5.


А здесь, видно, где располагался белокаменный дворец князя - это за стеной, прямо, сразу, за собором.
6.


7.



А там, где сгрудились экскурсанты, как раз, и был убит великий князь.
8.



А это - часовня, построенная в 2000 году на месте, где находилось тело убитого великого князя Андрея, до его погребения.
9.


Сам собор, как я уже упоминал, очень древний. Даже, внешне, видно, что он ушел "своими корнями" глубоко в землю. В нем, сейчас, располагается музей этого исторического места с результатами археологических раскопок. На фото видно основание фундамента и опоры стен с фигурными каменными деталями основания. По некоей информации, мастера были иноземные, из Византии. Это шурф, освободивший основание фундамента как минимум на метр с лишним по сравнению с нынешним уровнем земли.
10.


А это то, что видели, входящие в церковь верующие в те далекие времена. Справа виден тот же археологический шурф.
11.


12.


А здесь, представлен найденный погребальный саркофаг. Не правда ли, чем то напоминает египетский погребальный инструментарий!?
13.


А теперь, давайте, просто, полюбуемся фресками этой жемчужины нашей древней земли.
14.



15.


16.


Храмы строились и расписывались так, чтобы молящиеся ощущали себя в храме как в Царстве Божием.
17.


18.


А это он - Великий князь Андрей Боголюбский. Реконструкция выполнена М.М. Герасимовым, и находится перед входом в основной объем собора. Похож, кстати, на своего отца, Юрия Долгорукого, судя, по реконструкциям того же Герасимова.
19.



Давайте, выйдем на воздух, и немного осмотримся. Справа от Собора, за киворием, находится Трапезная церковь Благовещения. Возведена при Андрее Боголюбском на месте деревянной церкви мученика Леонтия.
20.


Слева - Келейный корпус, 19 век.
21.


А теперь, разворачиваемся на 180 градусов и видим величественный Собор Боголюбивой иконы Божией Матери. Справа находится высокая колокольня высотой 58 м. Она находится на месте, где ещё Андрей Боголюбский возвел надвратную церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного, но в конце 18 века она была разобрана, и на этом месте в 1842 году возвели колокольню. В первом ярусе колокольни помещались Святые врата, во втором - храм Успения Божией Матери, в третьем - звонница с колоколами. Самый тяжелый весил почти 500 пудов.
22.


23.



24.


А теперь, о самом значительном сооружении монастыря - Соборе Боголюбивой иконы Божией Матери. Давайте пройдем к лицевому фасаду Собора. Голубя оставил на фото, как символ души, в полете к Небесам. Закладка этого храма состоялась в 1855 году - ровно через 700 лет с того дня, когда благочестивому князю явилась Пресвятая Богородица. Этот огромный пятиглавый собор строился по проекту знаменитого архитектора К.А.Тона.
25.


26.


Также, здесь, я выложил фото внутреннего убранства Собора Боголюбивой иконы Божией Матери. За нами всеми тщательно следили на предмет нарушений запрета на фотосъемку, ну а мне, лично, в ультимативной форме, высокая монахиня в черном, потребовала убрать камеру в сумку. Но, я, все же, исхитрился, по возможности, донести до Вас эту красоту.
27.


28.


29.


Это - Иустиновский корпус. 18 век. Расположен справа от основного храма обители.
30.


А это - те самые ароматные пасхальные куличи.. )))
31.


Остается только обрисовать свои впечатления и чувства. Мне в монастыре, не то, чтобы понравилось. Скорее, я ощутил некую значительную смешано-тревожную и сумбурную энергетику. Это совершенно логично вписывается в канву истории этого места. Замечу, что, все же, здесь изначально находился не столько монастырь, сколько древняя загородная великокняжеская крепость. Ведь, после смерти Андрея, она была полностью разграблена и разорена как своими так и татаро-монголами. Только позже, на этом месте будет стоять, сначала, мужской, а потом и женский монастырь, как сейчас. После революции здесь была колония для несовершеннолетних, школа-интернат, отделение милиции, в соборном храме был тир... Вот уж, незавидная и скорбная судьба обители!

Здесь, я ощутил не столько трепет от священного места, сколько погрузился в нашу, не всегда светлую и тревожную историю. Что здесь точно чувствуется, так это то, что история нашего государства делалась во многом именно здесь, и, именно этим это место для нас важно, и всё, что происходило с обителью, происходило со всей нашей страной. Не могу не поделиться грустной тенью чувств великого князя, потерявшего сына. Был момент, когда, я, почти, видел его, стоящим в галерее великокняжеского дворца, с внутренней тоской, молча взирающего на одинокий храм Покрова на Нерли, далеко затерявшийся среди заливных лугов, как смятенная душа Сына, ушедшего к Богу...

© Vladimir d’Ar
Previous post Next post
Up