Вот и настал самый интересный момент в нашем повествовании. Попали в это место мы не случайно. Пред отъездом на отдых разглядывали WikiMapiu и составляли себе программу минимум на послебаклажанный период отпуска:
На Тамань впервые мы попали в 2004 году, но попали в это место спонтанно, объезжая небольшие винные заводы. В первый раз нам удалось побывать на самом высоком грязевом вулкане Тамани Карабетовой Сопке, потом на знаменитой косе Тузла. И каждый раз, возвращаясь во время отпуска в эти благодатные края мы решили делать для себя каждый раз маленькое открытие. Распечатали карты и двинулись к поставленной цели. Сначала мы пытались прорваться к месту назначения как можно ближе по асфальтированной дороге, а от туда свернуть на проселок .Но чем ближе мы приближались к Бункеровочному Комплексу, тем быстрее таяли наши шансы найти съезд на накатанную грунтовку:
Со всех сторон нас окружали сооружения возведенного здесь гигантского комплекса, готового поглотить все вокруг себя:
Пришлось останавливаться и делать рекогносцировку, используя местное население. Так и есть нам пришлось немного возвращаться назад. Одно утешало, что не так далеко. Сворачиваем на частные виноградники, благо ворота пока открыты, но уже через несколько дней их наглухо закроют от посторонних, т.к. начинает поспевать урожай и его необходимо сберечь от мародеров. В некоторых местах виноградники пытаются восстановить после вырубки во времена антиалкогольной компании:
Минуя виноградник, замечаем впереди последний островок цивилизации в виде заброшенной фермы. Тут был хутор и небольшая пристань купца Кроткова. Крупный предприниматель торговал зерном. Основал свою артель. При раскулачивании был расстрелян. Вот на этом месте и выросла маленькая деревня с 10 домов и ферма. (ферма Кроткова) От фермы сейчас уже почти ничего и не осталось. На въезде одни руины, на территории полная разруха. Посередине жилой дом, рядом палисадник в котором копошится мужчина. Я вышел из машины и попытался с ним заговорить. У меня сложилось такое впечатление, что мы здесь оказались не во время, словно залезли в чужую тарелку. Ответы были скупы словно сквозь готовые оголиться в любую минуту зубы. Чтобы не нарываться на неприятности мы уехали восвояси. Выехав за территорию, свернули на пустырь и сделали снимок этого забытого богом места со строны:
Только мы тронулись дальше, как к ферме подъехал небольшой микроавтобус. Как же можно жить в таких нечеловеческих условиях. Для себя мы сделали вывод:
-толи это сквотерры, которые мягко говоря поселяются в пустующих домах;
-толи какие-то сектанты.
И те и другие не любят посторонних. В общем мы решили ехать вдоль побережья, минуя заброшенную рыболовецкую базу, где встретили подвыпившую компанию. Дорогу нам перегородил овраг, который в сырую погоду вряд ли удастся преодолеть даже на внедорожнике не соскользнув с его краев. Но нам повезло и не пришлось искать объезд.Впереди заметили очень живописное место. Даже захотелось здесь задержаться. В последствии выяснилось, что здесь был старинный античный город Корокондамма, о котором я уже писал.Далеко на горизонте появился маяк. Это наш основной ориентир и мы поспешили к своей цели. Дорога по которой мы ехали петляет прямо рядом с обрывами, на которых периодически случаются оползни. И море каждый день понемногу съедает сушу. На одном из поворотов залюбовавшись местными красотами мы чуть не угодили в такую пропасть. Больше всех испугалась моя старшая дочь, которая мирно читала книгу на спальном месте в багажнике и случайно посмотрев в заднее окно просто не увидела внизу ничего. Довольно долго мы ехали молча:
На нашем треке тоже очень хорошо видно, как виляет дорога рядом с обрывом. Мы приняли единственно правильное решение, ехать помедленнее и подальше от берега. И вот мы около возвышавшейся из воды скалы Парус. На горизонте отчетливо видны корабли ожидающие на рейде своей очереди для захода в порты:
С утеса прямо к воде ведут узкие тропинки по которым могут передвигаться только настоящие казаки. По такому гребню нам пришлось переезжать овраг, но в тот момент было не до фотографирования:
Левее над самым обрывом нависают остатки бетона. Сам блок небольшой примерно 0,5 м на 0,5 м и гдето в половину тоньше. Но примечателен он тем, что по нему перпендикулярно обрыву в сторону берега уходят рельсы колея которых составляет 2480 мм. Скорее всего здесь стоял береговой прожектор, который подсвечивал цели в небе и на море в темное время суток:
Если направить свой взгляд еще дальше вдоль обрыва, то отчетливо видно поселение дикарей в голубой палатке прямо около моря, наверху на обрыве остатки командного пункта береговой батареи, куда мы держим свой путь. А в левом нижнем углу свежий оползень. Я постоянно акцентирую на этом внимание, т.к. они здесь очень часты и неожиданные. Предугадать это явление просто невозможно:
Здесь же, не далеко от берега стоит покосившийся поклонный крест, может в честь зарождения христианства, а может в память героическим событиям во время становления советской власти на Кубанской земле:
Потом мы подъехали к маяку, который в некоторых источниках указан как заброшенный, но на самом деле оказался более ухожен чем около действующей пограничной заставы, недалеко от которой был наш лагерь:
На него вполне можно было залезть и вблизи разглядеть конструкцию лампы, но мы это оставили на следующий раз. Если смотреть на маяк с другого ракурса, то можно заметить невзрачные на первый взгляд куски бетона:
На этой остановке даже никто не захотел вылезать из машины с работающим кондиционером, а все из-за того, что я не обещал руфинг на маяк. А вот немного в стороне от маяка стоил заброшенный обелиск. По другому сказать просто невозможно. Ведь наши деды и отцы отдавали здесь свои жизни за наше светлое будущее. Пусть это будут не просто красивые слова. Я думаю, что у многих не вернулись с этой войны родственники. Как я не пытался прочитать надпись, мне это не удалось. Даже попытался сделать несколько снимков под разными углами и разобрать текст дома, но не тут то было. Есть несколько версий о безуспешных попытках восстановить текст. Вполне возможно что тут один текст находится над другим. Точки над и может расставить лишь реставрация или замена обелиска. Но об этом чуть позже:
Все, что удалось разобрать на обелиске одному местному краеведу: «Здесь 1943-1944 годах стояла дальнобойная батарея № 743 капитана лейтенанта Спахова С. Ф. с крейсера Коминтерн. Защищая вход в Керченский пролив» И ниже еще надпись: «Перед фашистскою чумою вы не встали на колени . . . . .» Дальше текст совсем уже не читаемый! Правее ближе к обрыву можно увидеть остатки взорванных бетонных укреплений:
С другого ракурса явно проглядываются остатки металлоконструкций и можно даже провести некую ассоциацию с какой-то крышкой ШПУ в миниатюре:
Следующая остановка около командного пукта:
Справа характерные трубы от зарытых под землю резервуаров:
С резервным запасом нефти или мазута для энергетических установок:
Вентиляции подземного хранилища топлива:
И запасов воды для охлаждения силового оборудования:
Все они конечно очень сильно загажены, в некоторых даже были устроены скотомогильники… Башни командного пункта находятся на самом краю обрыва, так что подходить к ним довольно опасно. Один из выходов подвергался консервации, т. е. имеются следы кирпичной кладки, закрывающие проход в КП со стороны залива:
Между КП и замурованным входом имеется вентиляционная шахта. На этом снимке хорошо заметна эрозия, которой подвергся здесь рельеф. Верхняя часть должна быть вровень с землей:
Можно конечно заглянуть во внутрь, но правда ничего особенного там не видно, кроме желания некоторых гомо-сапиенсов оставить свои автографы для потомков:
Дальше продвигаемся к наблюдательному пукту выполненному в виде двух цилиндрических башен. Одна из них являлась помещением РЛС с радиопрозрачным колпаком сверху:
Внутри частично сохранились крепления для кабелей:
А так же наблюдательная амбразура и технологические основания и проемы для оборудования. Если я конечно не заблуждаюсь, но в левой нижней половине снимка можно заметить даже дамские средства гигиены:
Правое сооружение КП является наблюдательным пунктом :
И имеет более серьезные амбразуры чем помещение РЛС:
Внутри массивный фундамент. Я предполагал, что под пулемет, оказалось, что под визир перископа управления огнем:
Спуститься в подземные потерны КП можно через два прохода, один с береговой стороны, но вход в него перекрыли злобные пчелы, которые начинали очень нервничать при малейшем к ним приближении. Второй проход с береговой линии, но он был более чем наполовину занесен песком, так что продвигаться пришлось на корточках:
Нашему вниманию открылся длинный коридор, тоже на половину заиленный селевыми потоками в некоторых местах:
Далее попадаем в более впечатляющий коридор с сохранившимися металлоконструкциями крепления кабелей и вентканалами. Признаюсь это мой самый любимый снимок:
В проемах уже давно срезаны гермы, но в некоторых местах на стенах сохранилась окраска в синий цвет:
В левой части КП большое количество помещений, в которых можно спокойно заблудиться. Хорошо видно, что бесчисленные семейства паукообразных прекрасно себя здесь чувствуют:
Говорили, что в кабельных каналах между стен в этом году еще можно было обнаружить резиновые уплотнители, но я их не нашел:
В следующем коридоре на потолке сохранился трубопровод, толи для топлива, толи для воды, а так же часть подвесных лотков кабелей:
В дальнем конце потерны, если повернуть направо мы попадаем в просторное помещение с массивными фундаментами и плант-шайбами отверстий в потолке. Предположительно здесь стояли дизеля. Как раз рядом на поверхности выходы труб, с закопанными топливными резервуарами:
В стене имеется несколько проемов и большое отвестие. Либо для мощной вентиляции, либо запасной выход:
И тут сверху начинают разноситься нервные призывы возвращаться, т.к. проснулась наша самая маленькая участница экспедиции и начинает капризничать. В это время я, теряя контроль пытаюсь прорваться наружу через проход, забаррикадированный дикими пчелами. И в награду за свою дерзость получаю сильнейший укус одной из них прямо в икроножную мышцу. Укус был такой силы, словно меня ударили в это место со всей силы ломом. На некоторое время я теряю контроль и паникую. Потом беру себя в руки и понимая, что еще не скоро сюда смогу вернуться иду в сторону орудийных позиций. Они имеют тоже довольно замысловатую структуру, которую удалось разобрать позже по приезду домой:
Каждая из них защищена огневой точкой, имеет разветвленную структуру подземных сообщений. Если посмотреть на это же место с противоположной сторны, то отчетливо видны: вентиляционная шахта, огневая точка прикрывающая позицию, а также видна верхняя часть потерны, а вправом верхнем углу восьмигранное бетонное ограждение орудийного дворика. В вблизи структура орудийного дворика просматривается лучше:
Место основания орудий засыпано землей полность и чтобы добраться до оснований орудий, нужно капать. На принципиальной схеме в разрезе видна конструкция орудийного дворика. Как раз во время ВОВ выяснилось, что именно такие батареи, со 130-мм орудиями, установленными в открытых железобетонных двориках, обладая достаточно высокой живучестью, могли вести эффективный огонь на 360 градусов:
Кольцевые бетонные дворики имели огибающую кольцевую галерею с проемами для подачи снарядов или кольцевой свес. Такая галерея или свес хорошо закрывали большую часть работающей у орудий прислуги от действия взрывной волны и осколков при близких разрывах бомб и снарядов, а также от пулеметного обстрела с самолетов. Из орудийных двориков в тыл были выведены закрытые и заглубленные в землю ходы сообщения, в нишах которых хранился расходный комплект боезапаса. Расстояние между двориками доходило в ряде случаев до 300 метров, а расстояние между командным постом и огневой позицией зачастую превышало километр, поскольку батареи часто размещали на закрытых или полузакрытых позициях. Пороховые погреба (по два-три погреба на батарею) также были разнесены друг от друга и от орудий на достаточно большое расстояние. Столь широкая разброска объектов на местности обеспечивала повышенную живучесть батарей, хорошее применение их к местности и, соответственно, крайне затрудняла их обнаружение с воздуха. Чуть дальше видно взорванное помещение одного из сооружений. Вполне вероятно, что для это был погребок для боеприпасов:
Вот так оно выглядит с более близкого расстояния:
Огромная территория покрыта огневыми точками прикрытия орудийных позиций:
И проходами в подземелья:
Повсюду множество взорванной инфраструктуры батареи, идентифицировать которую уже невозможно:
Мне еще случайно удалось обнаружить два основания под орудия. Одна из них сильно погрызена металлистами. Конструкция имеет 32 болта по диаметру 2159мм. и принадлежит орудию 8"/50:
Вторая основание имеет диаметр штырей 36 мм, 24 шт. на диаметре 1200 мм. Что предположительно соответствует 130/55, либо какая-то времянка Б-13 без ниши для подвода воздуха высокого давления и всяких прочих кабелей:
На горизоте видна территория Бункеровочного комплекса, откуда мы не смогли напрямую проехать. А так же до самого горизонта простираются укреп сооружения, которым не видно конца:
Крики, доносящиеся из машины о возвращении становятся все убедительными, а боль в ноге становится все пронзительнее и я принимаю самое правильное в этой ситуации решение о возвращении к машине. В душе затаил надежду вернуться сюда еще раз с утра пораньше и облазить все без спешки. Но моим планам не было суждено сбыться в этот раз. На выезде прямо из машины я заметил еще один проход в подземелье и долго себя упрекал в том, что не остановился и не зашел во внутрь. Только дома выяснил, что это всего лишь один из уцелевших погребков. Вполне возможно для провизии или санчасти:
На форуме фортоведов нашел отчеты «miall» , в которых нашел много ответов на поставленные вопросы. Но он был в этом месте не раз и опыта у него больше. Кстати в 2011 году вполне возможно мы даже рядом купались на территории одного авто кемпинга. А в заключении приведу приблизительную КП, которую он составил в 2009году вместе со своей супругой
:
P.S. Постараюсь собрать небольшой ролик из того материала, который имеется...