Место куда мы сейчас направимся имеет тысячелетнюю историю. Но об этом не очень сильно любят распространятся. Более двух тысяч лет назад здесь стоял античный город Корокондама, часть территории поглотило море, в котором были найдены неопровержимые доказательства существования на этом месте одного из крупнейших городов Боспорского государства.
Согласно одному из преданий мыс Панагия вписан в историю государства Российского как место зарождения христианства на нашей земле. Проникновение христианства в Северное Причерноморье связывают с проповедованием на Северном Кавказе христианства апостолом Андреем Первозванным в I в. н. э. Но это всего лишь легенды и предположения, а так же темы для дальнейших исследований и открытий археологических и краеведческих изысканий, которые здесь не прекращаются и поныне.
Сколько же ходит легенд про эти благодатные края. Сколько не найдено скрытых здесь кладов и сокровищ. Может в связи с этим умалчивается и совсем недавние по историческим меркам события первой половины ХХ-века.
Вконце 30-х годов ХХ-века здесь располагалась 33-я батарея Керченскойвоенно-морской базы под командованием капитана Б. Е. Петрова, укомплектованная203 мм корабельными орудиями образца 1905 года:
http://flot.sevastopol.info/arms/guns/8_50.htm В немецких архивах сохранилась фотография, где Немцы позируют с 203-мм орудиямибереговой батареи №10:
А в 1943 году была размещена 743-я батареякапитан-лейтенанта С. Ф. Спахова. История743-й батареи начинается летом 1942 года, когда вооружение старого крейсера«Коминтерн» пошло на комплектование батарей 166-го и 167-го отдельныхартиллерийских дивизионов (ОАД), защищавших Туапсе, а потом батареи 167-го ОАДбыли переведены на Тамань. Командовал 130-мм батареей № 743 167-го дивизиона, располагавшейсяна мысе Панагии капитан лейтенант Стахов С.Ф. который в послевоенное времяописал свои воспоминания и историю крейсера в своей книге крейсер «КОМИНТЕРН»:
С полным содержанием книги можно ознакомиться на сайте:
http://ava.telenet.dn.ua/bookshelf/Spahov_S_F_Stepanov_M_E%20-%20Krejser_Komintern/index.html. Вот лишь некоторые исторические выдержки про судьбу крейсера «Коминтерн»:
-Постройка бронепалубного крейсера «Кагул»(«Память «Меркурия», «Коминтерн»)предусматривалась судостроительной программой 1895 г. Предназначался главным образом, для борьбы с миноносцами противника и ведения разведки при следовании в составе эскадры.
-Крейсер «Кагул» был заложен 5 сентября1901 г. и строился на адмиралтейском заводе города Николаева в честь увековечивании в его названии победы русских войск под командованием В.А. Румянцева над турецкой армией Халил-Паши 21 июля 1770 г. на р. Кагул (бассейн Дуная).
-Крейсер на протяжении своего боевого пути неоднократно подвергался модернизации. А на момент постройки имел водоизмещение 6645 т, наибольшую длину - 134 м, длину и ширину по ватерлинии - соответственно 132,3 и 16,6 м, осадку при нормальном водоизмещении - 6,3 метра. На нем были установлены две главные вертикальные четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения общей мощностью 19 500 л. с. Корабль имел два винта. Максимальное количество оборотов [6] в минуту (150) позволяло развивать скорость хода 23 узла. Топливом для 16 водотрубных паровых котлов служил каменный уголь, максимальный запас которого превышал 1200 т. При этом дальность плавания экономическим ходом достигала 5000 миль, а скорость - 21, 15 и 11 узлов. В море без пополнения топлива крейсер мог находиться от 1,5 до 5 суток. Таким образом, по своим техническим данным «Кагул» отвечал непрерывно возрастающим в конце XIX в. требованиям, предусматривавшим скорость хода крейсеров не менее 21-23 узлов и дальность плавания экономическим ходом около 5000 миль. Основным оружием корабля являлась артиллерия. Он был вооружен двенадцатью 152-мм орудиями длиной в 45 калибров, столькими же 75-мм орудиями, шестью 47-мм орудиями, двумя 37-мм и двумя пулеметами. «Кагул» мог принимать до 300 мин. Экипаж крейсера состоял из 570 человек (рядовой состав - 540, командный - 30 человек).
-В апреле 1907 г. приказом по морскому министерству он был переименован в крейсер первого ранга «Память«Меркурия» и отправлен на доработку и исправление выявленных недостатков во время ипытаний.
-В первой половине 1908 году становится на боевое дежурство под Георгиевским флагом.
-в 1911-1912 члены команды и руководства принимали активное действия в революционном движении.
-Перед самой Певой Мировой войной крейсер «Память «Меркурия» прошел капитальный ремонт. Военные действия на Черном море начались в ночь на 29 октября1914 г. В 1914-м и первые пять месяцев 1915 г. «Память«Меркурия» испытывала наибольшее напряжение. В этот период на выполнение боевых задач крейсер выходил по три-четыре раза в месяц. За пять месяцев 1914 г. он совершил 17 выходов, в том числе к Анатолийскому побережью - семь, в юго-западную часть моря - десять. В море крейсер находился 84 дня (56 процентов времени). В частности, только с 1 января по 17 февраля он был в плавании 38 дней, а за первые 11 суток мая находился в море 10 дней с перерывом в один день. Всего за 33 месяца войны (с 29 октября 1914 по 31 июля1917 г.) крейсер «Память «Меркурия» произвел 82 боевых похода и находился в море 307 дней.
-В 20-х годах было осуществлялось перевооружение крейсера новыми орудиями 130/55-мм, дальность стрельбы из которых достигала 20300 метров. Здесь можно ознакомиться с их полными тактико-техническими характеристиками:
http://flot.sevastopol.info/arms/guns/130_55.htmНо фотографий этих орудий не сохранилось. Судить о них можно только благодаря участию крейсера в съемках 1925 года исторического черно-белого блокбастера Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», в роли само собой разумеется броненосца «Потемкин». Мне самому пришлось пересмотреть фильм и сделать несколько скринов из ленты:
Вполне возможно, что и этот дальномер был установлен на позиции батареи:
Всегона корабле было размещено шестнадцать 130-мм орудий, три 76-мм орудия Лендера,две47-мм пушки и четыре пулемета; из шестнадцати орудий главного калибра четыребыли установлены в двух башнях (по два в каждой), расположенных на полубаке ина полуюте, остальные двенадцать - по правому и левому бортам (по два орудия вказематах и по четыре на специально подготовленных фундаментах за броневымищитами). А вот фотография шефов Севастопольского Морского завода, осуществляющих модернизацию крейсера:
Таким образом, число орудий главного калибра на корабле увеличилось на 25%. Кроме того, 130-мм орудия в 55 калибров превышали 152-мм в45 калибров по дальности стрельбы в 1,5 раза и в скорострельности. Установка новых систем орудий главного калибра давала возможность более эффективно отражать удары легких сил и низколетящих самолетов противника. «Коминтерн» был оборудован также для постановок мин с магазином до400 штук образца 1908-1912 гг. или минных защитников. Более пяти лет крейсер «Коминтерн» был флагманским кораблем Черноморского флота. С 1927 г. в состав морских сил Черного моря начали поступать корабли, имевшие более мощное артиллерийское и радиотехническое вооружение, обладавшие значительно большей скоростью хода и маневренностью. Таким образом, роль и значение «Коминтерна» как боевого крейсера постепенно снижались. В 1931 г. он был переведен в разряд учебных кораблей.А вот фотография членов экипажа крейсера. 1939 г.:
С конца 1940 по май 1941 г. «Коминтерн» находился в ремонте. Корабль принимал активное участие в Великой Отечественной Войне. Участвовал в Керченско - Феодосийских операциях. 16 июля 1942 года при стоянке в порту Поти, был атакован немецкой авиацией. 2 самолета противника ему удалось сбить. Но к сожалению и сам сильно пострадал. На корабле был разрушен главный носовой магнитный компас, повреждены 76,2-мм орудия, два пулемета, приемная антенна и антенна передатчика. На правом борту выше ватерлинии появилась 31 пробоина диаметром от30 до 50 мм, в надстройках и дымовых трубах - 17 пробоин до50 мм. Серьезно пострадал правый борт:
10 октября 1942 года разоружен и списан. Затоплен в устье реки Хоби, Разоруженный «Коминтерн» оставался в гавани. Его хотели разобрать. Но случилось так, что крейсер еще много лет послужил флоту. В устье одной из рек была во время войны база торпедных катеров и подводных лодок. И вот, чтобы оградить базу от торпедных ударов с моря и изменить режим реки, углубить ее, своеобразным брекватером-волноломом был поставлен старый крейсер. Длинный крепкий корпус его надежно защищал вход к устью реки от тяжелых осенних и зимних штормов. И если бы во время войны пришла с моря вражеская торпеда, она бы ударилась в борт корабля... Старый крейсер-солдат прикрывал своим телом корпуса «малюток» и торпедных катеров:
Воспользовавшись благоприятной обстановкой, в январе1943 г. Красная Армия на Северном Кавказе перешла в наступление. Несмотря на отчаянное сопротивление гитлеровцев, оно успешно развивалось. Важную роль в этом сыграл Черноморский флот.Во второй половине января 1943 г. Ставка планировала освободить Новороссийск, взломать рубеж обороны немцев на подступах к Таманскому полуострову. К сожалению, эту операцию осуществить не удалось.Войска 47-й армии, наступавшие севернее Новороссийска, не смогли прорвать оборону противника.В августе 1943 г. на огневую позицию 743-й батареи под Туапсе прибыл командир Туапсинской военно-морской базы контр-адмирал И. Ф. Голубев-Монаткин (сменивший к тому времени контр-адмирала Г. В. Жукова) и вместе с новым командиром 167-го артдивизиона майором Н. В. Зиновьевым осмотрел батарею, проверил ее боевую готовность.Высоко оценив действия личного состава в оборонительных боях за Туапсе, он призвал усиленно готовиться к предстоящему наступлению.Контр-адмирал посетил и другие батареи 167-го отдельного артиллерийского дивизиона, командиры которых были информированы о возможной передислокации дивизиона на Таманский полуостров.Черноморский флот и Азовская военная флотилия, содействуя войскам фронта, высаживали тактические десанты на южное и северное побережье Таманского полуострова с целью перехвата путей отхода и срыва эвакуации немецко-фашистских войск в Крым. В ходе боев флотом были высажены десанты в районе озера Соленое, станицы Благовещенской и на косу Тузла, Азовской военной флотилией - в районе города Темрюк. 4-я воздушная армия и авиация Черноморского флота громила вражеские суда и переправы. 9 октября Таманский полуостров был полностью освобожден от немецких захватчиков. Наступление советских войск, начавшееся на Северном Кавказе в январе 1943 г.,завершилось полной победой. Сразу после изгнания врага из Новороссийска был получен приказ о передислокации из Туапсе на Таманский полуостров двух 130-, одной 76,2- и одной 45-мм «коминтерновских» батарей 167-го отдельного артдивизиона. В короткий срок орудия были полностью подготовлены для погрузки на железнодорожные платформы. В районе станции Тоннельная орудия были сняты с железнодорожных платформ, поставлены на специально изготовленные сани и с помощью тракторов отбуксированы на огневые позиции: 743-я батарея - в районе мыса Панагия, 723-я - у поселка Кротково. 173-я зенитная батарея была перебазирована в Приморско-Ахтарск, а 770-я, включенная в 163-й отдельный артиллерийский дивизион, - на косу Тузла. Оба дивизиона теперь вошли в состав Керченской военно-морской базы. На всем Таманском побережье развернулись инженерные работы по оборудованию огневых позиций батарей, устройству пристаней, причалов и подъездных дорог к ним. Сроки установки 130-мм батарей были довольно сжатые.Некоторые специалисты, ссылаясь на технические нормы, считали их нереальными.Но именно эти орудия были самыми дальнобойными из имеющихся в составе Керченской военно-морской базы; только они были способны поражать цели противника в районе планируемой высадки нашего десанта и уничтожать неприятельские корабли в Камыш-Буруне. Учитывалось также, что крупные надводные корабли флота для поддержки десанта не смогут войти в Керченский пролив из-за сложной минной обстановки. Работы по установке 130-мм орудий велись форсированно. Рылись котлованы для их фундаментных оснований, заготовливалась гранитная щебенка , подвозился цемент. Строились командные пункты батареи (главный и запасной),землянки для личного состава, землянка-камбуз, санитарная часть. Днем и ночью кипела работа. Щебенку добывали из бетонных оснований взорванных орудий 203-мм батареи Керченской базы периода1941-1942 гг., огневая позиция которой находилась тогда на мысе Панагия в 500-х метрах к северо-востоку от устанавливаемой 743-й. На огневой позиции старой батареи с тремя взорванными телами203-мм орудий решили организовать ложную. Впоследствии на нее в ходе боев противником было сброшено немало бомб, выпущено сотни артиллерийских снарядов. Люди трудились с полной отдачей сил. Напряженно тренировались орудийные расчеты. Командный пункт тщательно готовил данные для предстоящих стрельб. На самой высокой отметке мыса Панагия над обрывом был установлен трехметровый дальномер, на котором отлично работал дальномерщик старший краснофлотец В. П. Тропынин. В двадцатых числах октября, на седьмые сутки после установки,первое орудие сделало пробный залп по врагу. Вообще по техническим нормам бетон должен был выстояться 21 сутки. Но война «пересмотрела» существовавшие нормы: бетонное основание выдержало. В конце октября все орудия 130-мм батарей были установлены, и все батареи 167-го отдельного артдивизиона вошли в состав действующих частей на Таманском полуострове. Все стационарные артиллерийские батареи продолжали поддерживать своим огнем действия десантников на захваченном побережье, прикрывали наши суда на переходе, обеспечивали перевозки по Керченскому проливу из Новороссийска и Анапы в порты Таманского полуострова. Наиболее выгодную позицию занимала 743-я батарея, расположенная на холмах мыса Панагия. Она перекрывала огнем весь Керченский пролив от мыса Железный Рог до горы Митридат в Керчи:
Артиллеристы 723-й и 743-й батарей совместно с другими артбатареями активно участвовали в нанесении ударов по плавсредствам гитлеровцев в порту Камыш-Бурун, в котором отмечалось скопление быстроходных десантных барж. Две из них были уничтожены их метким огнем. Ожесточенные сражения с немецко-фашистскими захватчиками на Керченском плацдарме велись и в январе 1944 г. при высадке советских тактических десантов на мыс Тархан и в Керченскую бухту. После освобождения Керчи весной 1944 года 743-я батарея вошла в состав 163-го отдельного артиллерийского дивизиона. Ее командиром был назначен капитан В. П. Дмитриев, выросший впоследствии до генерал-майора - начальника ракетных и артиллерийских войск и морской пехоты Черноморского флота. В последствии 743-я батарея была перебазирована в северо-западную часть Черного моря и установлена на острове Березань (район Очакова). Она срывала ведение разведки и постановку мин неприятельскими самолетами, отражала удары гитлеровских бомбардировщиков. Если подвести небольшой итог выше изложенного, то предположительно, что на этом месте в 30-е годы была стационарная батарея №33 на 3 корабельные орудия калибром 203-мм 8"/50 образца 1905. Как предположение - орудия на Панагию перенесены с позиции батареи №29 у Эльтигена после ввода в строй батареи №29 (или №29-бис) у Челядиново, но это только предположительно. После войны практически на том же месте, где была огневая 33-й батареи построили батарею на 4 130-мм Б-13. Номер ее не известен. На спутниковом снимке:
Отлично видны три открытых земляных дворика 33-й батареи и 4 послевоенных дворика с кольцевой галереей, соединенные крытым ходом сообщения. Командный пункт о котором здесь пойдет речь предположительно послевоенной постройки. А вот эта фотография с фронта вносит некоторые сомнения, что орудийные дворики возводились после войны:
История Крейсера еще не закончена и он продолжает нести свою вахту и в мирное время: