Как некоторым из нас известно по научно-популярным фильмам, геологи-полярники сверлят полярные ледники и изучают извлеченные из глубин керны (трубки) накопившегося там древнего льда. Изучают осевшую когда-то атмосферную пыль, радионуклиды, пыльцу растений, газовый состав законсервировавшегося в пузырьках воздуха и т.д. и т.п. На основании этих данных получают представление о прошлом Земли, а также строят прогнозы о ее будущем (в т.ч. климатические).
При этом считается, что лед на полюсах накапливался в течение сотен тысяч лет, а тонкие слои в полярных ледниковых шапках - это как кольца на древесном стволе, где каждая линия равна 1 году.
Однако есть основания полагать, что это не совсем так.
В 1942 г. шесть американских боевых самолетов полетели в сторону Англии, чтобы
присоединиться к боевым действиям. Но над Гренландией они попали в сильную снежную бурю и совершили аварийную посадку на ледовом поле. Пилотов спасли, но самолеты оставили там, потому что дешевле было построить новые. С 1988 года в Гренландию отправлялись экспедиции, чтобы отыскать эти самолеты (для одного богатого коллекционера авиатехники). Когда наконец нашли, то оказалось, что за 48 лет поверх этих самолетов накопился слой снега и льда толщиной в 75 метров, т. е. больше чем по полтора метра в год. С такими темпами прироста ледовой шапки она могла сформироваться не за сотни тысяч, а за несколько тысяч лет. Причем самолеты под лед не проваливались - они оставались в горизонтальном положении. К ним протопили во льду большую шахту, разобрали один внизу и по частям подняли наверх. Уже снова летает. А на стенках шахты было много сотен "годовых" слоев льда. Видимо, они не годовые, а образовываются при изменениях погоды / перепадах температуры. После этого случая научное сообщество стало рвать на себе волосы, а также свои графики, таблицы, монографии и дипломы никак не изменило свои методы определения возраста отложений льда. До сих пор называют те слои годовыми.
Так искали самолеты зондированием толщи льда:
Такую проделали во льду шахту, чтобы по частям поднять тот самолет наверх (на стенках видно много сотен "годовых" линий):
Чем эту шахту делали:
Разборка самолета в пещере, вымытой во льду горячей водой:
Цветная фотка из журнала (статья "Потерянная эскадрилья"):
Здесь можно почитать подробнее:
The Search for the "Lost Squadron": A Story of Teamwork (да и в других местах Инета тоже)
Здесь можно скачать эти картинки в более крупном, слайдовом формате (ок. 3 Мб).