Подготовив и выписав список фильмов из посмотренных ста одного в прошлом году , понял, что их получается больше десяти, но больше удивился, когда их непреднамеренно вышло 19. Пусть так и будет.
Конечно, никакое не «Ограбление по Фрейду», какую аудиторию наши маркетологи хотели привлечь, а "Ruben Brandt, Collector". Венгерский кинематограф для меня всегда стоит особняком. Маленькая страна с большими кинотрадициями (привет Михаю Каминеру). Раз в 10 лет Венгрия стабильно выдает что-то обсуждаемое. «Контроль» Нимрода Антала в нулевых, или потрясающая «О теле и душе» позапрошлого года. Рубен Брандт - единственный, увы, запомнившийся мульфильм прошлого года. Это одновременно и нуарный детектив и яркая игра в «угадай какого художника мы сейчас цитируем». Бодрый, оригинальный и довольно шизофренический фильм, который очень интересно смотреть.
"Закатать в асфальт" - еще один криминальный и нуарный фильм, но, осторожно, очень медленный. Длинный тягучий, смешивающий в один коктейль большое количество диалогов с отличными экшен сценами. Мэл Гибсон давно не был так хорош. Предыдущие фильмы режиссера (Костяной томагавк, Драка в блоке 99) давно уже в очереди на просмотр. Для любителей криминальных фильмов с необычным сюжетом и неплохими диалогами.
После криминального дуплета британская музыкальная пауза. 2019й был богат на яркие запоминающиеся саундртреки, как с вокализом, так и без.
Cаундтрек "Рокетмена" органичен и без картинки, но музыкальные номера сделаны круто. Обидно, что живая и яркая история Элтона Джона не имеет того хайпа и, кажется не участвует в оскаровской гонке (Глобус за песню, тем не менее, в копилке), который имела прошлогодняя Богемская рапсодия. Где ряженые плохие актеры терялись в невнятном слабом сценарии и выдавливали из себя синхробуффонаду. Я не буду настаивать, что Тэрон Эджертон заслуживает Оскара, а Реми Малек нет, но фильмы, как по мне, в совсем разных весовых категориях. Точнее сказать, здесь фильм получился, а там его попросту и не было.
"Yesterday" Дэни Бойла смотрится даже легче и проще Рокетмена. Может быть 2019 год не был столь ярким и богатым на по-настоящиему важные и знаковые фильмы, (были и такие, но меньше чем хотелось бы), но фильмов от которых получаешь при просомтре удовольствие хватало. Yesterday основан на шикарной и при этом простой идее: музыкант-неудачник оказывается в мире, где группы Beatles просто не случилось и никто, кроме него не знает этих песен. Очень смешно следить как даже с песнями Леннона-Маккартни кармический лузер не сразу становится востребован. Очень ироничное, британское и трогательное кино. Даже не очень получившаяся любовная линия его не портит. И до чего же приятно, когда и в случае с Рокетменом и в случае с Yesterday актеры поют сами (еще одно фе в сторону сами знаете кого и чего).
Click to view
В случае с "Джокером" скажу лишь, что при первом просмотре не смог понять и поддержать восторженных отзывов о фильме. Показалось, что при несомненно сильной актерской игре Феникса и крутого саундтрека исландской виолончелистки Хильдур Гуднадоттир, фильм откровенно сделан по методтичкам, выверен, правилен, но мастеровитый режиссер и талантливый режиссер не одно и то же, и выдают в итоге разный продукт. Пересмотр картина неплохо выдерживает, и понравилась больше, чем при походе в кино, но мнение не сильно поменялось: у режиссера Тодда Филлипса хороший вкус и образование, но чего-то Джокеру не хватило именно режиссерского. Тем не менее, режиссер умудрился отхватить аудиторию и от фанатов комиксов, и от любителей авторского кино, и от тех кто посередине. Комерческий успех и шумиха оправданы. Фильм яркий и запоминающийся.
Саундтрек очень и очень крутой:
"Боль и слава" тот самый случай, когда и актерская игра (Антонио Бандерас) и талант режиссера (Педро Альмодовар) поднимает фильм и ощущение от него на несколько ступенек выше. Фильм можно назвать альмодоварским 8 1/2. Те же самые творческий кризис режиссера, воспоминания о детстве, матери, о прошлом вообще, которые помогают сделать и его нынешнюю жизнь не такой печальной. Герой примиряется с прошлым и самим собой. Меня поначалу немного смущала телевизионная картинка и эстетика, присущая последним Нетфликсовским фильмам, но в какой-то момент перестал обращать на нее внимание, но все равно не понятно, почему выбран такой визуальный стиль. Ну очень крутой Бандэрос и очень приятно смотреть на Пенелопу Крус.
"Прачечная" любимого Стивена Содерберга, который периодически грозится завязать с кино, уходит и, к счастью, возвращается. Нетфликс активно сотрудничает с большими режиссерами. Куарон и его "Рома" были только началом. Про Ирландца я напишу ниже. В следующем году на Нетфликс нас ждет полноценный Дэфид Финчер, Спайк Ли и новая экранизация "Ребекки" от талантливого Бэна Уитли. В Прачечной же сыграли Мэрил Стрип, Гэри Олдман и, снова, Антонио Бандерас. Последние два являются рассказчиками, на пальцах разъясняющими особенности офшорных афер непродвинутому зрителю, но к развязке и они оказываются полноценно вовлеченными в сюжет. Выстреливший несколько лет назад Big Short Адама МакКея полюбился зрителям как раз клиповостью съемок, которую так хорошо здесь воспроизводит Содерберг. Ничего не говорю про Мэрил Стрип, она последние годы не первый, ни второй, ни третий раз играет бабушку с придурью (Florence Foster Jenkins), но этот типаж органичен и смотреть на фильмы с ней одно удовольствие. Свежая же Власть МакКея, вышедшая в России 2019 не понравилась, за исключением ярких шуток с цитированием Шекспира, или титрами в середине фильма. Так что в Прачечной, поклонники МакКея смогут вернуться в свой 2015й.
Остроумные нетфликсовскиЕ "Два папы" двухчасовой кайф с прекрасными актерами. Из Джонатана Прайса и Энтони Хопкинса получились всамделишные Бенедикт и Франциск. Что за псалом Вы насвистываете? - Regina saltus. В ответ на непониание Бергольо пояснет: Дэнсинг Квин ABBA. Папы успевают поиграть на рояле, поесть пиццу (Дьябло), посмотреть футбол, при этом успевая поговорить о казнях и пытках в Аргентине, о педофилии в 2000ные, и о том, что римскому папе гораздо сложнее услышать голос бога.
"Восход Эдерлези" открывает фантастический блок обзора. Малобюджетный сербский фантастический фильм с американо-сербской порноактрисой. Космическая притча, откровенные эротические сцены, отсылки к Солярису. Кино запоминающееся, задающее много вопросов, на которые не стремиться давать ответы, с хорошим послевкусием.
"К звездам" в отличии от Восхода максимально кубриковский фильм. Сцена с обезьянами в космосе очень впечатляющая. Бредд Питт отлично раскрывается и отлично тащит на себе фильм, хорошо играя даже в скафандре. Отличный визуал и реалистичность. За камерой оператор Интерстеллара и Дюнкерка, а погони на лунных байках, напоминают, что космос беззвучен. Сюжет универсален и его можно представить и на земле и на море. Герой отправляется в далекое путешествие, поскольку всю жизнь не может избавиться от связи с давно пропавшим отцом. Тем символичнее рвущийся в конце фильма трос, с которым Томми Ли Джонс наконец-то отпускает сына, который может начать новую жизнь.
Ну и на закуску еще один космический артхаус "Высшее общество". Роберт Паттисон и Джульет Бенош дают жару в декорациях классического грязного космоса. Здесь к звездам по канону отправляются отнюдь не лучшие умы и бойскауты-отличники, а всякий сброд. Может свет клином и не сошелся на Кубрике и Тарковском, но здесь они проявляются как никогда. Узнаваемая стилистика коридоров одного и мертвые проплывающие космонавты второго. Фантастика в этом году удалась, философическая и ведущая со зрителем диалог, где на многие вопросы нужно будет отвечать самому в обществе долгоиграющего послевкусия, ура!
"Дылда" не стала для меня тяжело смотрящейся чернухой, чего я очень сильно боялся. А стала очень красиво снятой отечественной картиной, визуал и цветовая палитра фильма отлично раскрашивают послеблокадный Лениград. Контуженные физически и душевно герои, старающиеся найти смысл жить. Актерские дебютные работы очень понравились, как и очень зрелая сильная режиссура. Не стыдно, что именно Дылду выдвинули от России на Оскара. Снималось ли оно с амбициями и претензиями на экспорт или нет, но совершенно заслуженно, мне кажется, оно пришлось ко двору и на кинофестивалях и может понравиться и рядовому зрителю. Отдельно приятно видеть хороший русский фильм в этом топе.
"Дождливый день в Нью-Йорке" опального Вуди Аллена выходил в цифровой релиз 1 января 2020 года и завершал мой киномарафон, который ежегодно с декабря поглощает и никак не может закончиться. Может быть большие актеры больше не пойдут сниматься к оскандалившемуся режиссеру, может быть он снимет проходной фильм. Но с первых же музыкальных аккордов, с первых же классический для режиссера ретротитров я всегда чувствую себя очень уютно перед экраном. Объективно довольно простоватое кино, субъективно ламповое и искреннее, напоминающее, что кино должно еще развлекать и переносить в романтизированный мир, а не только лишь обличать пороки, задавать вопросы о жизни и смерти, где актеры сбрасывают-набирают десятки килограмм и покрываются тоннами грима. При этом очень часто это всегда один и тот же фильм, этакая Ирония судьбы, которую можно и пересмотреть время от времени, и пересматривают. Смотрел с большим удовольствием и ностальгией.
Тоже самое могу сказать и про Ford против Ferrari. Кино из жанровой ленты про каких-то гонщиков умудряется стать просто хорошим фильмом. С сильной актерской работай Кристиана Бэйла и отличным типажом Мэта Деймона, который может быть то Джейсоном Борном, то клоуном или растяпой (Информатор Содерберга), где в каждой ипостаси он очень органичен. Ничего не знал ни про гонки Леман, ни про гонщика и конструктора Шелби, но подобные сюжеты отлично приходятся ко двору в кино. Битва полов, Проклятый Юнайтед, Каждое воскресенье и многие другие так называемые спортивные фильмы, рассказывают истории, о которых скорее всего никогда ничего бы не узнал и не стал бы интересоваться. Увлекательное кино и удачный мужской дуэт. Крайне рекомендую.
Не являясь поклонником жанра хоррор, даже до просмотра чувствовал, что жанровость здесь довольно условна. "Солнцестояние", не смотря на страшные моменты, подает их вроде как и не страшными. Неприятные кадры, кровь или изощренные пытки совершенно меняются в восприятии, если показать их на солнечных лугах Скандинавии, под песни и танцы нарядно одетых красивых Шведов. Самое страшное и гнетущее, получается, происходит в самом начале фильма, мрачном как раз по цветам и подаче. Очень яркое и запоминающееся кино молодого американского режиссера Ари Астера позволил бы порекомендовать и не любителям страшностей. Такие ленты с саспенсом, а не скриммерами, мне нужны. Один из самых ярких для меня фильмов прошедшего года.
"Ирландец", как, наверное, и в случае с фильмами Вуди Аллена, может быть очень разным фильмом, для тех кто смотрел классические (и обязательные к просмотру) предыдущие фильмы классиков, и кто их (да как такое может быть) не смотрел. Это не только Роберт де Ниро и Джо Пеши и Харви Кейтель, но и примкнувший к ним уместный здесь Аль Пачино. Отсутствие здесь Леонардо ДиКаприо оправданно, ведь Лео стал работать со Скорсезе, когда тот перевернул страницу с участием славных парней. Хотя, приятной новостью становится анонс фильма 2021, где обещают и Де Ниро и ДиКаприо. Скорсезе в Ирландце очень долго раскачивается и обманывает зрителя. Сначала нам подсовывают классический сюжет о романтическом становлении нарушающего закон героя что не раз нам показывали и в Славных парнях, и в Казино. С привычных рельс кино сходит ко второй половине фильма. Где престарелые герои напоминают, что конец, даже если ты выжил, может быть лишь один и расплата за содеянное неминуема. Возможно, что даже больше повезло погибшим насильственной смертью, о чем нам постоянно игриво напоминают субтитры, десяткам проносящихся в кадре героев. А вот дальше начинается уже какой-то пост-Скорсезе. Ирландец в последний час становиться фильмом не столько о бандитах, мужской дружбе, отношениях отцов и детей, сколько кино о страхе смертельного одиночества, в котором мы и оставляем главного героя за приоткрытой дверью. Очень длинная лента, снятая на деньги Нетфликс, не идеальна. Идея компьютерного омоложения героев имеет много минусов, походку и тяжесть лет замаскировать не удалось, военные сцены с Де Ниро неубедительны. Но при всех недостатках, это очень мощное кино, мастерски написанное и сделанное. Сценарист и режиссер проделывают невероятную работу и более чем трехчасовое кино умудряется практически не буксовать. Цифровой формат премьеры лишь идет ленте на пользу. Пусть режиссер и советуют смотреть без пауз и не на меленьких устройствах, дабы достичь большего эффекта, но возможность поставить на паузу и при этом не пропустить ничего, крайне удобна. Нельзя сказать, что режиссер наплевал на хронометраж и не резал ничего лишнего. Уверен, чувства умеренности режиссер не потерял. Трехчасовые кинорелизы Волка с Уолл-Стрит или Молчания также не были образцами лаконичности. Спасибо Нетфликсу за возможность смотреть хорошее кино и относительную свободу, которую получил режиссер.
И тройка победителей.
Ноа Баумбах - пока еще сложно запомнить, но, кажется, это имя нового любимого режиссера, пока авансом. Планирую в этом году посмотреть его предыдущие работы, но все предпосылки к любви есть."Брачная история" - редкий мелодраматический фильм, вызывающий у меня вау-эффект. Ничего не буду писать про фильм, просто порекомендую к обязательному просмотру
"Паразиты". Уже много лет Пон Джун-Хо является моим любимым корейским режиссером. А его Воспоминание об убийстве одним из самых рекомендуемых мной фильмов любителям, как детективов, так и классного неголливудского кино. При этом и другие его фильмы заслуживают внимания, в частности Вторжение динозавра или Сквозь снег. Паразиты - крутое разноплановое кино, со сменой жанров, удивляющие зрителя. Мне очень нравятся фильмы с сюжетами, которые нельзя предугадать. И режиссерами, которые любят это делать. Призер многочисленных фестивалей и главный фаворит на грядущем Оскаре. Смотреть всенепременнейше.
Однажды в… Голливуде
Фильм номер 19 весьма ожидаем, как бы ни хотелось соригинальничать, но приятно, когда мнение многих о лучшем фильме совпадает. Уже имя хорошую роль в К звездам у Тарантино Бред Питт выдает игру, за которую в номинации за лучшую роль второго плана можно и поболеть на Оскаре, пусть и второй план здесь весьма условен. Питт с ДиКаприо здесь абсолютно равнозначны и оба хороши. А про фильм и так все сказано уже много раз. Смотреть и пересматривать.
В ближайшее время найду время и напишу про прошлогодние сериалы.
Спасибо за внимание.
Бонус
Уже опубликовав текст, неожиданно вспомнил про Лантимоса. "Фаворитка" в России появилась лишь к февралю 2019, но настолько асоциировалась с годом прошлым, что я про нее попросту позабыл. Хороший, но очень сухой и холодный фильм популярного греческого режиссера. Правда и его другие фильмы славятся такими интонациями. На данный момент это самый яркий, отмеченный множеством наград. Думаю, стоит пересмотреть. Так как ощущения немного смазались со временем.