Бабушка учит молоденькую внучку:
- Запомни, деточка, в жизни каждой женщины должна быть одна-единственная любовь.
- И кто же был твоей любовью, бабушка?
- Конечно, МОРЯКИ!!!
Эту книгу следовало бы назвать "Исповедь содержанки" или "Фальшивые идеалы". Не знаю, насколько авторского автобиографического осталось тут, и какова доля редакторской мысли - буду исходить только из опубликованного, веря каждому слову.
Дочь разведенной учительницы музыки, одна из четырех детей, героиня с раннего детства была предоставлена сама себе. Семья постоянно переезжала, не имея средств оплачивать жилье. Школу девочка бросила, не сочтя получение знаний ценным для себя делом. Действительно: от раннего утра до позднего вечера гулять и мечтать приятнее, а о земном - кто-нибудь, да позаботится. Гении трудом рук не пачкают, им все должны и обязаны - такой принцип героиня пронесла через всю жизнь, запечатленную в этой книге.
В погоне за мечтой, героиня настойчиво навязывает всем встречным свое понимание, свое искусство, столь же настойчиво отказываясь работать там, где ее фантазии никому не интересны. Даже полуживая от голода мать, слепо поддерживающая юное непризнанное дарование, не является поводом. А братья, которые женились и завели детей - предатели, достойные лишь презрения.
Весьма радуют перлы, часто и безапелляционно разбрасываемые героиней: древняя культура Америки, целомудренная Америка и пр. Понятия "Америка" и "древняя культура" или "Америка" и "нравственность, духовная чистота" - вещи не только не связанные, в моем понимании, но и глубоко полярные. Тем смешнее видеть лицемерные уверения героини в обратном. Которые она же на каждом шагу опровергает описанием своих мыслей и поступков. Шоу.
Отдельного содрогания достойна эпопея с хором греческих мальчиков и строительством храма искусств - читайте сами, дико и ошеломительно.
В богемной среде приятно вести бесконечные разговоры о древних культурах и шедеврах, там можно открыто и прямо выражать богатую палитру сиюминутных эмоций. А деньги? Деньги всегда можно выпросить у добрых скучающих покровителей.
Я не ханжа и не святая, но заявление я всегда верна своим любовником, пока они сами не бросят меня вызывает отвращение - из уст особы, прыгающей в постель все равно к кому и за спиной официального покровителя. Ее, нищую и никому не нужную, подбирают в очередной раз, лечат, выделяют на ее прихоти немалые суммы - а она благодарит спонсора легкими загулами, конечно, в интересах искусства, да. И еще удивляется: почему после этого ее перестают финансировать и вообще выкидывают вон? Я не знаю почему, а вы?
Вечно с протянутой рукой к титулованным и иным обеспеченным особам, она не находит в себе достоинства ответить простейшей благодарностью на многократно оказываемую ей и ее бестолковым амбициям помощь.
Дети, которых она, наконец, собрала в стенах своей школы, они легко забываются. Высокие, казалось бы, цели на практике ей самой нужны только для полноты картины ее гения и дополнительных отчислений с концертов. Я вырастила, вылечила, откормила и воспитала их - говорит героиня. Она или ее спонсоры и слуги?
Ее собственные дети и стиль свободных отношений с мужчинами (в т.ч. - семейными) кто-то может счесть зарей феминизма в патриархальности тех лет, борьбой женщины за свободу. Однако, ее свобода в этом плане, не предполагающая никакой ответственности ни за что, больше напоминает проституцию. Тем более ярко оттеняемую полным равнодушием ко всем, кто не представляет практическую пользу для кокотки в настоящий момент.
Проблемы у матери или тяжело заболел брат с семьей? Дети не видят мать годами, она не позаботилась их познакомить с отцами? Какие мелочи! У нее есть искусство, все другое не важно. Даже во время войны не она думает о своих как бы любимых воспитанницах, о которых мечтала всю жизнь, нет. Спасением и обеспечением детей занимается неоднократно преданный героиней, но все равно пытающийся вытащить неблагодарную особу спонсор, отец ее младшего сына.
И еще одна гениальная тема: революционная борьба и стремление помочь простому народу в ее исполнении. Она так мило борется против капиталистов-угнетателей, обедая в дорогом ресторане с очередным покровителем или путешествуя в круизе, или выпрашивая денег, или гуляя на очередных богемных курортах. Настоящая революционерка-народница. Ей совершенно не обременительно держать штат прислуги (на деньги покровителя) и откровенно презирать крестьян и иную чернь. Мое искусство не для масс, но лишь для избранных - говорит сама героиня.
Вы думаете, ее революционные убеждения открыли ей дорогу в Россию? Или дорогу туда ей открыла европейская минутная мода (на первом этапе), наряду с невостребованностью ее искусства в Европе и в Америке в то время? Как она ненавидит холодные просторы страны, куда вынуждена ехать, в последней попытке заработать деньги! И как она ненавидит их снова, когда вынуждена опять ехать туда и с той же целью. А Россия, до и после революции, видит в ней только символ культурных связей с Европой. Но все попытки милой дамы сесть на шею одобрения не встречают и только вежливое молчание служит им ответом.
Чтение этой книги начиналось с романтического интереса к истории одной из жен Сергея Есенина, мятежного голоса юной до- и послереволюционной России. Долго ждалось упоминание его имени, и.. И авторы книги умудрились обозвать его "сырым мужицким поэтом", эдаким бесцветным "мальчиком для развлечения" великой героини. Да простят меня думающие иначе, но для меня сия недалекая лицемерная кокотка - всего лишь неудачный эпизод в нелегкой жизни С.Е. Он и сам это понял, старался избавиться от фальшивого заморского бриллианта, который при ближайшем рассмотрении оказался и вовсе премерзеньким.
Но опытную мадам ни что не смущает. Не успело остыть тело убитого, якобы горячо любимого мужа, как сия потрепанная жизнью прелестница ринулась на охоту за очередным молоденьким и перспективным "мальчиком для развлечений". Амбициозную тетушку поставили на место.
И где-то в этот момент, оглянувшись и оценив результаты бездарно потраченной на погоню за пустыми удовольствиями жизнь, где не было места семейным привязанностям или дружескому теплу - только лицемерие и фальшь, где все ее великое искусство оказалось ничем, она покидает нас.
Разочарованием, просто безумным разочарованием стала для меня героиня прочитанной книги. В этой женщине оказалось столько животного эгоизма и бесстыдного лицемерия, что даже ее искусство не может служить оправданием всего содеянного, пустоты ее бытия.
Как говориться, не жалею, не зову, не плачу.