Отношение с сознанием
- Реализм - время и пространство существуют объективно, независимо от сознания;
- Анти-реализм - объекты существуют объективно, время и пространство несубстантивны;
- Кантианство - время и пространство трансцедентально идеальны, но эмпирически реальны, в этом для нас трансцедентальное единство апперцепции;
- Идеализм - всё есть иллюзия, или время есть иллюзия, или время противоречит логике, потому что известные автору описания времени противоречат логике;
далее длинный текст статьи:
Схема теоретических представлений о времени и пространстве
В философии существуют несколько теорий времени, где теоретики пытаются найти форму осознания нестатичного мира. Вариантов вопросов и ответов достаточно много. Описать всю совокупность их - крайне тяжёлое и небезопасное занятие. Ниже представлен короткий список наблюдаемых в европейском контексте (Wikipedia approved) тематик и теорий. Исключены масса мелких (на полтора теоретика) вариаций, а также концепции, получаемые из путаных физико-логико-математических выкрутасов, недоступных простому смертному.
- Отношение с сознанием
- Реализм - время и пространство существуют объективно, независимо от сознания;
- Анти-реализм - объекты существуют объективно, время и пространство несубстантивны;
- Кантианство - время и пространство трансцедентально идеальны, но эмпирически реальны, в этом для нас трансцедентальное единство апперцепции;
- Идеализм - всё есть иллюзия, или время есть иллюзия, или время противоречит логике, потому что известные автору описания времени противоречат логике;
- Вопрос об определённости
- Детерминизм - всё определено полным набором причин;
- Индетерминизм - есть события, у которых причин нет, есть «свобода воли» сама по себе;
- Фатализм - у детерминизма есть ещё и План, некая высшая сила, высшая причинность, судьба;
- Строгий фатализм - определено всё;
- Нестрогий фатализм - определены только некие ключевые события, между какими - свобода неопределённости;
- Вопрос о положении
- Абсолютизм - время и пространство есть абсолютные объекты со своей реальностью;
- Релятивизм - время и пространство есть отношения между реальными объектами;
- Конвенционализм - пространство и время определяются измерительным соглашением, координатным определением;
- Теория относительности -объекты движутся по мировым линиям в геодезии искривлённого гравитацией пространства-времени;
- Вопрос о направленности времени
- Необходимая каузальность - события направлены из прошлого в будущее, определяют друг друга по цепи и необратимы;
- Термодинамическая невозможность - энтропия закрытой системы только растёт, потому обратимость времени невозможна;
- Статистическая возможность - обратимость очень маловероятна, но статистически возможна (а вдруг?)
- Квантовая невозможность - некоторые процессы в квантовой механике темпорально ассиметричны (например, процессы со слабым взаимодействием), а потому и всё остальное так же необратимо;
- Отношение времени и свободы воли
- Инкомпатибилистский детерминизм - всё определено полным набором причинно-следственных связей, свободы воли нет;
- Компатибилистский детерминизм - всё определено полным набором причин, но свобода воли есть, потому как определяется как совокупность внутренних мотивов, что, по утверждению, существенно меняет дело;
- Инкомпатибилистское либертарианство - полная свобода воли, никакой предопределённости;
- Отношение времени с пространством
- Презентизм - пространство 3х-мерно, время представляет собой лишь модификатор. Реальность есть только у настоящего, прошлое и будущее не имеют реальности;
- 4-дименсионализм - время и пространство есть равного статуса мерности;
- Этернализм (традиционный оппонент презентизму) - пространство-время существует и в прошлом, и в настоящем и в будущем, Вечность реальна;
- Теория растущего блока - пространство-время растёт, прошлое и настоящее есть, будущего ещё нет;
- Теории А-, Б- и С- серий - есть только три позиционных описания времени (серии)
А - серия позиций от прошлого через настоящее к будущему,
Б - серия от ранних к поздним,
С - серия порядка следования событий
(автор, МакТаггарт, логически доказывает, что эти описания логически противоречивы, других нет, а значит и времени нет);
- Вопрос о конечности времени
- Темпоральный финитизм - время конечно;
- Темпоральный инфинитизм - время бесконечно;
- Вопрос о темпоральной идентичности
- Пердурантизм - объекты существуют целиком в вечности (4-дименсионализм), а то, что существует в каждый момент времени - это их темпоральные части;
- Червячная теория - существующие объекты протягиваются сквозь пространство-время, что графически похоже на червяка (см. рисунок (с) Matthew West);
- Эксдурантизм - объект существует только сейчас, но связан некими связями (Сайдер - «модальные отношения эквивалетности», Хоули - «неюмовские (non-Humean) отношения», то бишь непозитивистские) с другими темпоральными экземплярами, что позволяет говорить о некой время-пространственной общности с неясным статусом;
- Эндурантизм - объекты существуют целиком в каждый отдельный момент времени, и неким образом отличны от реальности в другие моменты, хотя, возможно, всё это продолжается вечно;
Дискуссии на счёт времени-пространства, несмотря на кажущуюся выхолощенность, практически полезны - ряд теоретических построений нужны и реализуются в качестве системно-инженерных концептов, применяются для архитектурного описания и моделирования сложных, протяжённых во времени систем (4-дименсионализм ISO 15926).
Если рассматривать теории из этого списка с конструктивистских позиций, или, лучше, с позиций ТТС/ТК, можно видеть, что дебаты на данный счёт представляют собой очередной плацдарм сражения с ветряными мельницами знания, построенными - не буйной фантазией, как у Дона Кихота - а рациональной активностью с неуправляемой (или интуитивно изменяемой) когнитивной конфигурацией.
В этой конфигурации присутствуют несколько практически железобетонных ограничений:
- Установка на нахождение истины, при чём единственной. Онтологической - узреть «истинную реальность» и эпистемологической - найти теорию, верно отражающую эту реальность.
- Реальность и истинность - близнецы братья. Если мы можем это зафиксировать эмпирически либо логически, это истинно. Впрочем, в последнее время разрабатывают «виртуальные реальности», где не всё так однозначно.
- Объектный когнитивный синтаксис, с вариациями. Откуда следуют, как минимум
- Склонность к реификации концептов или логических схем: пока не превратишь нечто в объект, думать о нём невозможно.
- Реальность/Вселенная как объект. Единственный либо множественный (многомировая интерпретация), априорный либо иллюзорный - сути особо не меняет.
- Склонность строить иерархии объектов has-a и концептов - таксономии is-a.
- Необходимость везде искать и формализовать парадигмальные объектные характеристики, их формальные отрицания и отношения, а потом, естественно, объективировать их. Как в случае с конечностью/бесконечностью или дискретностью/непрерывностью пространства и времени.
- Тяжелейшая зависимость от языка - формального (логика и математика) или неформального (философский дискурс). Графические средства выражения, инструментального приложения и развития концептов относительно редки;
- Нерефлексивность. Попытка осознать себя (в том же скорее-объективистском ключе) выводит построения за рамки теорий в гносеологию/эпистемологию, и этот переход меняет структуру дискурса, обрывает либо переопределяет связи. Попытки смешивать и то и другое смотрятся эклектично и диковато.
Можно выделить параметры этой конфигурации, вариации в сочетании которых и задают фазовое состояния конкретных теорий, а ограничения на аргументы задают конус возможных вариаций. В сыром виде, параметрами можно назвать вопросы, находящиеся в первом вышеприведённом списке на первом уровне. Работа теоретиков состоит в том, чтобы
- инстинктивно нащупывать ещё какой-нибудь параметр (это научный прорыв);
- определять возможную вариабельность через частную аргументацию параметра, разработку конкурирующих по данному параметру теорий (существенный вклад);
- накапливать эмпирику и/или доказательную (в рамках аксиоматического основания логики) базу (черновая работа);
- упорядочивать вариативность, структурировать аргументы и теории - эпистемологическая компаративистика (обзорные работы).
Концептуализировать типы и параметры когнитивной конфигурации, и тем нарисовать карту развития представлений - наличную и возможную, можно только с позиций достаточно способной для этого теории превозходящего порядка. Для доконструктивистских теорий это невозможная задача - не хватает параметров и нужно следовать правилам. Требуется нарушить не несколько, а сразу все правила, и ввести несколько новых параметров - но это слишком большая перегрузка, с такими скоростями инертные научные институты и сообщества не работают.
Конструктивистские теории могут это сделать, вопрос в качестве и расходах (на конструирование). Предполагаю, что телеономическая/телеокибернетическая установка как раз позволят сделать это в достаточно компактной и качественной форме. Получение такой модели - путь к управлению когнитивным развитием и отдельных концепций, и всего общества.
Ну и сами представления о времени получают новую размерность, с учётом конструктивистских и телеономических величин. Возможно, только с такими инструментами можно внятно работать со временем - когда от самого понятия времени, собственно, уже ничего не остаётся, кроме параметризованного операционального конструкта. Если начинать не с главного вопроса Философии Созерцания - вопроса о существовании и истинности, а с главного вопроса Философии Действования - вопроса о цели и реализации, то необходимость многих отнимающих интеллектуальные силы концептов становится очень сомнительной. Для конструктивистски мыслящего теоретика обильные теоретизации вокруг времени-пространства становятся столь же имеющими смысл и ценность, как рассуждения о количестве ангелов на кончике иглы, богочеловечности Христа или непорочном зачатии для неопозитивистского физика.
Кастанеда в своих книгах приводит шаманистическую интерпретацию времени: время, как и пространство - это способ организовывать поток восприятия особым для некоторого класса существ способом. Но и эта блестящая конструктивистская интерпретация ещё недостаточна.
Есть предельно общие вопросы: Зачем нам время и пространство? Зачем нам понятия времени, пространства и пространства-времени?
И есть общие ответы: чтобы организовывать действие, универсальное и личное, на предельно общих (для класса существ) основаниях.
Если мы хотим организовывать свою деятельность неким другим образом, который был бы адекватен новому классу реальностей, нам нужны новые концепции пространства и времени. Что по сути открывает эволюционную дорогу - к переход в другой класс существ.
http://anticomplexity.org/shema-teoreticheskih-predstavleniy-o-vremeni-i-prostranstve/ ps тут со многим не согласен, это чисто чтобы было под рукой