Год рождения: 1889
Место рождения: Тобольская обл. г. Ишима
Национальность: русская
Социальное происхождение: из крестьян
Образование: низшее
Место проживания: г. Москва ул. Краснопрудная, д. 22, кв. 98
Работа: инвалид 2-й категории (член Союза транспортников)
Дата ареста: 02.10.1937
Решения по делу: Комиссия НКВД СССР и Прокурора СССР, 29.10.1937.
Приговор: ВМН
Дата расстрела: 03.11.1937
Реабилитация: 1989-10-02
ГАРФ. Фонд 10035, оп. 2, дело № 28032
Ее арестовали 2 октября 1937. В Постановление об избрании меры пресечения говориться: "… изобличается в том, что проживая на территории СССР, занимается шпионской деятельностью в пользу одного иностранного государства".
В 1935 году, вместе с мужем, они вернулись в СССР из Харбина, где муж занимал не последнюю должность в Правлении КВЖД.
В момент ареста ей было 48 лет, она являлась инвалидом, имея целый букет болезней, точнее - не имела уже некоторых внутренних органов.
На первом и, единственном допросе, следователь интересовался ее кругом знакомств в Харбине и кого "Харбинцев" она знает сейчас в Москве. Никаких вопросов о "шпионской" деятельности задано не было.
Екатерина Константиновна перечислила не очень большой круг лиц в основном, жён и взрослых детей, сослуживцев мужа. После некоторых фамилий указано - арестован/арестована. Ничего особенного она не сказала в ходе допроса, никого ни в чем не обвиняла. Скорее всего, так бы и закончился этот допрос и на следующем все бы повторилось…, если бы она, в заключении, не упомянула Заргенфрей - "Кроме того я знала Заргенфрей, давно прибывшую из Харбина".
Уже 20 октября следователь допрашивает Марианну Владимировну Заргенфрей, работающую в поликлинике НКПС медсестрой в стоматологии, где они и познакомились. На вопрос следователя: как Вы можете охарактеризовать с политической точки зрения Толстову", последовал ответ
- "На второй встречи, Толстова сказала, что много арестовано невинных и прекрасных людей, например б/ответработники КВЖД… с которыми они с мужем были в хороших отношениях и их виновность она не … (не разборчиво). Аресты идут повсюду, по всем отраслям промышленности".
….
- "А Вы думаете не страшна смерть Орджоникидзе, погибшего при весьма странных обстоятельствах. Толстова дала мне понять, что Орджоникидзе умер не сам, а отравили".
На этом допрос закончен и в тот же день, проведена очная ставка. Заргенфрей на ней показала, ссылаясь на Толстову:
- "… Троцкизм миф, который придумали для тог, чтобы замаскировать раскол в парт, где идет борьба за власть, в результате чего гибнет много прекрасных людей"
- … "аресты, высылки и расстрелы в Совсекторе говорят о том, что здесь не умеют ценить честных специалистов и держат только негодяев и лжецов".
Толстова эти высказывания не подтвердила, но это не имело никакого значения - через 9 дней было готово обвинительное заключение:
Обвиняется "… в том, что проживая в Харбине… поддерживая связь с ныне осужденными врагами народа Кузнецовым и Рудым".
- … " на основании вышеизложенного следственное дело №2998 по обвинению Толстовой Екатерины Константиновны направить на рассмотрение судебной инстанции, согласно приказа № 00593 от 20 сентября с/года".
3 октября 1937 года Екатерину Константиновну, по Постановлению НКВД СССР от 29 октября 1937 года, расстреляли.
Ее муж - Василий Федосеевич Толстов, был арестован в 16 ноября 1937, по обвинению в шпионаже, и расстрелян 19 февраля 1938 года.
2 сентября 1989 года Толстова Екатерина Константиновна, Военной прокуратурой МВО была реабилитирована…
Вот, вроде и все, но хочется обратить внимание на такие моменты:
- скорее всего, Толстова делала такие высказывания, что может развеять миф о том, что в те годы люди подобного не понимали и, ни с кем, этими соображениями не делились;
- высказывания о Троцкистах, о борьбе в партии, о честных специалистах, заставляют по новому, по крайней мере мне, взглянуть на живших в то время;
- ссылка на приказ № 00593, в обвинительном заключении, несостоятельна, поскольку ни сама Екатерина Константиновна, ни "ее высказывания" не являются "предметом" этого приказа.
- в обвинительном заключение фраза о том, что враги народа Кузнецов и Рудый осуждены - ложь, т.к. Рудый и Кузнецов были осуждены только в 1938 году, 14 февраля и 14 января соответственно.
P.S. Вот фамилии и должности тех сотрудников карательных и надзорных органов, которые причастны к фабрикации уголовного дела:
Гришаев - пом. оперуполномоченный 2-го отделения 3-го отдела УГБ УНКВД МО;
Шлихт - мл. лейтенант ГБ, оперуполномоченного 2-го отделения 3-го отдела УГБ УНКВД МО;
Вольфсон Станислав Францевич - старший лейтенант ГБ, начальник 2 отделения 3 отдела УГБ УНКВД МО;
Наседкин Алексей Алексеевич - капитан ГБ, начальник 3-го отдела УГБ УНКВД МО;
Якубович Григорий Матвеевич - майор ГБ (?), зам. начальника УГБ УНКВД МО.
О судьбе первых двух мне ничего неизвестно, а торе последних были расстреляны в 1939 - 1904 годах, двоих осудили "за участие в антисоветском заговоре и шпионаже", а Вольфсон - за фальсификацию уголовных дел.
Не обошлось и без "доброй знакомой", давшей порочащие свидетельские показания.