О коммуникации замолвите слово...

Dec 19, 2010 23:23

Как говорили в древнем Китае, говорить можно либо о Боге, либо о том, как его познавать...

Если вдуматься, то это довольно точное, хотя и ассоциативное для нас определение. Ибо основная задача в коммуникации - познание истины, что в предельном своем  выражении (для неатеистов) и есть Бог. Другие формы взаимодейсвтвия, в которых так же используются языковые формы не обязательно могут быть коммуникацией. Например, общение, где ведущим процессом является отождествление с другим (например в дружной и веселой компании). Но не на этом хотелось бы акцентироваться тут.
Существует одна главная мотивация, где базовым является, познание истины. Мотивация в "разгроме" соперника (большинство коммуникационных ток шоу а-ля "К барьеру) врят ли можно отнести к чистой коммуникации. Скорее это война с использованием средств языка. Наверное, это получше чем с пистолетом у барьера, но сути это не меняет.... 
Итак, вкратце,  что интересного можно было бы вынести по поводу коммуникации и какие наиболее характерные ошибки (или манипуляции) встречаются в ней и какие качества надо "подтягивать". Более занудно подробно можете почитать тут.

деструкции

версии необходимых качеств

позиция автора

чрезмерное самовыражение

развитие навыка по самовыражению в рамках требуемого

“выращивание” ценности выслушивания и понимания другого

вскрытие и осознании зависимости уровня понимания другим от формы авторского самовыражения

стимулирование установки на облегчение (со своей стороны) понимания другим авторской версии

уход от темы

(привлечение опыта, мыслей и примеров, не соответствующих теме)

формирование способности ясного видения тематических пределов

осознание значимости выражения мысли в рамках темы

обретение навыков соотнесения конкретных мыслей с тематической рамкой

приобретение умения по контролю и управлению своим эмоциональным состоянием

отсутствие значимых приоритетов в изложении

развитие навыков по выделению наиболее значимых частей в излагаемом содержании

развитие способности по ораторскому (актерскому) акцентированию значимого в излагаемом материале

отсутствие структурности в авторской версии

развитие интеллектуального качества по обобщению содержательного материала

освоение техники структурной организации содержательного материала

структурное, но целостно неорганизованное представление;

освоение метода организации содержания доклада по критерию целостности (тематической однородности)

развитие абстрактно-конкретного мышления

неаккуратный, неправильный подбор слов для изложения своей мысли (нарушение правил грамматики и синтаксиса в высказывании)

осознание важности правильного подбора слов для выражения своей мысли

овладение техникой адекватного выражения своей мысли в словах

приобретения качества по переходу в изложении на специфику лексики понимающих

обретение навыка изложения своего представления в коротких предложениях

нелогичность изложения частей высказывания;

освоение техники логичного, последовательного изложения частей высказывания;

слишком абстрактное изложение версии

осознание важности приведения конкретных примеров для облегчения понимания другими авторской мысли

приобретение навыков конкретизации абстрактных положений

приведение примеров, не соответствующих тезису;

развитие умения приведения примеров адекватных введенному тезису

неучет степени компетентности понимающего

овладение приемами диагностики компетенции понимающего в тематическом содержании

развитие качеств по идентификации с профессиональным уровнем понимающего

позиция понимающего

не принятие автора /личностная неприязнь, нежелание воспринимать версию автора/

развитие качества снисходительности и терпимости по отношению к другому

формирование мотивации принятия другого, таким, какой он есть

отсутствие у понимающего значений терминов, употребляемых автором;

снятие психологического барьера по проверке значений авторских терминов

отсутствие у понимающего опыта по теме или опыта, соответствующего авторскому;

формирование навыка по построению версии автора с опорой на элементы своего опыта

овладение методом поиска аналогии в своем опыте

не структурированность смыслов, построенных на основе авторского текста

формирование способности сведения частей авторской мысли в единую структуру

отношение понимающего лишь к части высказанного автором

выращивание понимания важности отношения ко всем значимым для автора частям

приобретение опыта выделения существенного в авторской мысли

невиденье целостности построенных авторских представлений понимающим

освоение метода организации содержания понимания по критерию целостности

отсутствие контроля понимания авторской мысли понимающим (формальность понимания)

развитие мотивации на проверку правильности понимания автора

организация навыка проверки понимания точки зрения автора

перебивание автора

выращивание ценности по предоставлении права на высказывание другим своей точки зрения

навязывание своих смыслов автору

формирование ценности адекватного понимания авторской версии

неумение выделять существенное в мысли автора

приобретение навыка по выделению существенного в авторской мысли

установка на заведомое знание авторской версии

коррекция установки (на заведомое знание авторской версии) в сторону понимания уникальности мысли другого

формальное соглашение

снятие установки на формальное соглашательство

установка на авторство

осознание значимости мыслей других

преждевременный выход в критическую позицию

приход к пониманию важности своевременного выхода в критику

овладение критериями законченности понимания

позиция критика

критиканство

преобразование критиканства в качество культурного критика

критика без понимания

формирование ценности критики только после понимания автора

критика не версии, а самой личности автора

осознание различия между критикой содержания высказывания и личностными качествами высказывания

обретение умения по контролю своего отношения и овладение своими эмоциями

критика искаженной версии понимания автора;

формирование навыков адекватного понимания авторской версии

приобретение установки на критическое отношение только к правильно понятой мысли автора

критика без приведения оснований

выращивание ценности критики с основанием

формирование способности к обоснованной критики

критика несущественного в мысли автора

приобретение навыка по выделению существенного в авторской мысли

осознание значимости отношения только к существенному в мысли автора

критика формы изложения в то время, когда требуется обсуждать содержание

операциональное овладение различием между формой и содержанием изложения автора

соавторство в функции критика

обретение понимания различия между соавтором и критиком

“цеплянье” за слова

осознание важности отношения к представлению в отличие от отношения к словам, передающим представление

не построение альтернативной точки зрения

освоение критериев культурной критики

неправильное соотнесение своей версии и версии автора

формирование способности по соотнесению двух версий

неадекватно представленность формулировки критического тезиса (нарушение правил грамматики)

формирование навыка по адекватному выражению своей мысли в словах

позиция организатора коммуникации

невиденье формы обсуждения;

формирование способности различения содержания и формы работы

не введение и не слежение за рамками обсуждения;

приобретение способности по построению содержательной и коммуникативно-позиционной рамок

вхождение в одну из коммуникативных позиций (например, автора, критика);

формирование способности соответствовать позиции организатора коммуникации и удерживаться в этой позиции

отсутствие самоконтроля за своей организаторской функцией;

формирование рефлексивных

способностей приобретение качеств самоорганизации в позиции организатора коммуникации

отсутствие способности коррекции других при выходе их за рамки позиции;

формирование коррекционных

способностей по возврату других коммуникантов в рамки их позиций

формальные придирки к способу взаимодействия, тормозящие обсуждение;

осознание различия позитивной и разрушающей коррекции к способу взаимодействия коммуникантов

коррекции без учета психологического состояния другого;

формирование навыка психотехнической коррекции другого

отсутствие коррекции безосновательности авторства и критики;

формирование способности по различению тезиса и основания

обретение навыков коррекции тезисов автора и критика

неумение отслеживать и корректировать соответствие коммуникантов позициям;

приобретение умения отслеживать и корректировать соответствие коммуникантов позициям

неумение контролировать движение содержания;

развитие навыков по контролю движения содержания в коммуникации

отсутствие контроля за самоопределением коммуникантов к:

·       теме

·       коммуникации

·       типовым позициям

формирование способностей по контролю и коррекции самоопределения коммуникантов к:

·       теме

·       коммуникации

·       типовым позициям

коммуникация, теория, осторожно - манипуляция

Previous post Next post
Up