Орловчанин создал гомосексуальную антивоенную скульптуруХудожник из Орла, 28-летний Аристарх Усольцев, создал гомосексуально-антивоенную скульптуру, которую планирует установить в Катыни. Скульптура «Мужчина, войди!» представляет собой две мужские фигуры, запечатленные в соитии.NEVSru.com Художник из Орла, 28-летний Аристарх Усольцев, создал гомосексуально-антивоенную скульптуру, которую планирует установить в Катыни. Скульптура «Мужчина, войди!» представляет собой две мужские фигуры, запечатленные в соитии.
Суровый мужчина с арийским лицом нависает над стоящим на четвереньках женственным парнем, физиономия которого искажена пароксизмом страстного блаженства. «Актив» одет в форму офицера вермахта времен второй мировой. Он даже не расстегнул китель и не ослабил ремешок каски - лишь слегка приспустил брюки. И в лице, и в фигуре читается равнодушие, некая физиологичная механичность его участия в действе, будто его партнер - лишь один из череды многих.
Выгнутая в похотливом напряжении вторая фигура полна изящества - он отдается с удовольствием. Паренек одет в явно форменную одежду, но сразу трудно определить, к какому роду войск какого государства она относится. Лишь характерный орел на фуражке выдает - расхристанный «пассив» явно польского происхождения.
Нам удалось пообщаться со скульптором в его студии.
- Аристарх, как родился замысел скульптуры?
- Я хотел противопоставить трагедии мужчин в ужасах войны вторую сторону бытия - счастье и толерантность: лучше заниматься любовью, чем убивать друг друга.
- Нацист безошибочно узнается по каске. А что за форма на втором персонаже?
- Мало кто знает, что после захвата Польши Германией, огромное количество поляков стало служить оккупантам. Профессор Рышард Качмарек, директор Института Истории Силезского Университета, автор книги «Поляки в вермахте», считает,
что через немецкую армию во время войны их прошло около полумиллиона. На Восточном фронте
польские добровольцы бились в 3-й танковой дивизии СС Totenkopf, в 4-й полицейской гренадерской дивизии СС, в 31-й добровольческой гренадерской дивизии СС Bohmen und Mahren и 32-й добровольческой гренадерской дивизии СС 30. Januar.
Поляки одевали форму вермахта, но была и особенная, которую носили бойцы вооруженных подразделений «Польской полиции Генерал-губернаторства». Их называли «
Голубой полицией», что крайне символично. Именно эту форму я воспроизвел в скульптуре.
- Только это название навело вас на ассоциации с гомосексуалами?
- Нет, конечно. У поляков был выбор: не впустить «в себя» гитлеровцев или слиться с ними в евроинтеграции, напрягаться и погибать на войне или расслабиться и получить удовольствие, проявить национальную нетерпимость к оккупантам или разумную толерантность. Пожалуй, именно толерантность, терпимость - ключевое слово: нужно немножко потерпеть, чтобы получить удовольствие.
- Аристарх, но вы понимаете, что скульптура может быть неоднозначно воспринята поляками?
- Признаться, у меня были определенные сомнения - будет ли понято мое искусство, мой посыл, мощный антивоенный творческий заряд. Но теперь они рассеялись - поляки продемонстрировали всему миру, что они привержены толерантности и евроинтеграции:
прокуратура Гданьска не нашла основания для уголовного дела в отношении автора скульптуры советского солдата, под угрозой оружия насилующего польскую женщину. Значит, однополый секс по взаимному согласию тем более будет одобрен польским народом.
- Правда ли, что вы хотите установить скульптуру в Катыни?
- Да, и предварительное согласование уже получено. Осталось дождаться визы губернатора. Но, я надеюсь, господин Островский утвердит проект. Думаю, четырехметровый бронзовый монумент, взывающий к исторической памяти и толерантности, поможет раз и навсегда порвать кольцо обид и недопонимания польской стороны.
- Бронзовый? Это же гипс…
- Это - лишь мастер-модель. Но мой друг из Германии оплатил отливку композиции. Как мне сообщили с завода, на котором размещен заказ, предварительные работы уже завершены, и, если все сложится, к концу года бронзовая скульптура будет доставлена в Орел. К тому времени, надеюсь, Смоленск даст добро и выделит площадку в Катыни. В Польше насильника установили на аллее Победы, рядом с памятником погибшим советским воинам, участвовавшим в освобождении Гданьска. Вполне толерантная реакция польских властей дает мне основания полагать, что и «Мужчина, войди!» в Катыни им понравится.
- Вы не боитесь, что скульптура станет жертвой вандализма? Все же гомофобские настроения сильны в России.
- Не исключаю такую возможность, но надеюсь, вся Европа и Польша в частности, встанут на защиту антивоенной сущности памятника. Да и немцы, вспомнившие свое вхождение в Польшу, наверняка вступятся за исторически достоверный образ.