Начало Глава VI
Несмотря на тысячи убитых по приказам Бандеры мирных жителей и уничтоженных украинских националистов из ОУН Андрея Мельника, сам он никогда не воевал и, более того, никогда не принимал участия в организованных им терактах. Вообще, с 25 лет Бандера нечасто бывал на родине, почти все свое время он проводил в Германии. После Великой Отечественной войны он и его семья жили в Федеративной Республике Германия по документам на фамилию Поппель, но это не помогло ему спрятаться от советской разведки: 15 октября 1959 года он был ликвидирован агентом КГБ СССР Богданом Сташинским. Для покушения на Бандеру Сташинский использовал пистолет-шприц, наполненный цианистым калием. За два года до убийства Бандеры Сташинский таким же способом убил другого видного украинского националиста Льва Ребета.
Почти всю жизнь в той или иной форме Бандера сотрудничал с германской разведкой. В годы Великой Отечественной войны он настаивал на союзе с немцами против Красной армии. И хотя современные украинские историки пытаются реабилитировать Бандеру, утверждая, что он был просто за украинскую независимость, а сотрудничество с фашистской Германией было идеей лидера ОУН (м) Андрея Мельника, документы - в частности, приказы, письма и статьи самого Бандеры такой подход опровергают.
Бандера был подлинным русофобом и ненавистником всего «москальского». «Нашим врагом есть не только данный режим - царский, большевистский ли, не только государственная и общественная система, а сама русская нация, заражённая бесами империализма, жадностью быть все большей, могучей, богатой», - писал он в 1952 году. И это направление русофобской мысли сейчас вовсю задействовано в украинской пропаганде, направленной на внутреннюю, так и на внешнюю аудиторию.
Даже беглый анализ биографии Степана Бандеры позволяет понять, что ничего ни выдающегося, ни хоть сколько-нибудь привлекательного в его жизни не было, и удивиться, почему именно его в современной Украине сделали символом борьбы за независимость и примером для подражания. «Он продажный, мелкий, визгливый политикан, тупой, без всяких талантов: писал плохо, выступал плохо, плохой конспиратор, никогда лично не принимал участия в терактах», - говорит о Бандере российский историк Александр Колпакиди. Выводы историка подтверждаются и характеристиками, которые дают Бандере его ближайшие соратники, в частности Мирон «Усмих» Матвиейко: «Бандера ненавидит людей с другими взглядами, скоро освобождает их от занимаемых важных должностей. Когда речь идёт о нём, то его противники или люди, в чем-то заподозренные, к нему доступа не имеют… Бандера как проводник использует организацию исключительно для своих целей…» Впрочем, ничего парадоксального в выборе невзрачного, но жесткого Бандеры на роль героя современной Украины, на самом деле нет. Именно отсутствие у него хоть какой-то идеологии, кроме оголтелой русо- и советскофобии, ненависти к коммунистам, а также отсутствие хоть какой-то программы развития будущего «Украинской державы» и каких-либо воинских или человеческих подвигов дает нынешним украинским идеологам колоссальные возможности для манипуляции общественным сознанием. С «бандеровщиной» невозможно спорить на рациональном уровне, что-то доказывать или опровергать. А любая попытка ставить под сомнения «достижения» и «героическую» биографию Бандеры внутри страны мгновенно вызывает обвинения в антиукраинстве и разжигании национальной розни, поскольку сам факт наличия такого «национального» или «народного» героя действительно может оскорбить любой народ. Сделав Бандеру «священной коровой» украинского национализма и украинского народа в целом, его сознательно вывели из-под любой критики и мифологизировали уже почти до степени фольклорно-сказочного персонажа.
Лозунги «Бандера придет, порядок наведет», песни вроде «Батько наш - Бандера, Украина - мати», комиксы и другие произведения художественной литературы про бандеровцев, футболки, кружки и другие «сувениры» не позволяют большинству населения, особенно молодежи не то, что разобраться в исторической правде, а даже задуматься о том, какого человека власть предлагает им в качестве кумира и образца для подражания - нацификация в «бандеровском» духе невнятных идей, ксенофобии и бессмысленного насилия внедряется на уровне технологий, направленных на бессознательное, а не на осознанное. Факельные шествия в день рождения Бандеры 1 января (сразу после празднования Нового года!), многочисленные портреты, знамена, ритуалы и традиции от приветствия «Слава нации!/Смерть врагам!», являющимся паролем и отзывом подпольщиков из УПА, «побратимство» и готовность умереть в «последнем бою», оправдание вандализма и терроризма, направленных против всех, кто не соответствует туманному представлению о «высших расах», зомбирует по принципу тоталитарных сект, предоставляющих своим членам возможность «правильного насилия» в отношении будь то памятников, выставок, книг или живых людей, а также провоцирует и инспирирует создание новых ритуалов и способов насилия, как, например, в радикально националистических организациях новейшего времени вроде С14, «Правого сектора», УНА-УНСО, добровольческих батальонах и других, признанных в Российской Федерации экстремистскими.
Ну а 20 июня 2022 года Православная Церковь Украины, образованная при Петре Порошенко и признанная Вселенским патриархом Варфоломеем, издала Указ о причислении Степана Бандеры к лику святых.
«Сохнут» занимается репатриацией в Израиль и помощью репатриантам, содействовать этому в России как минимум странно, считает руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов
Я накануне вернулся из Израиля и могу сказать, что в израильском обществе (в том числе среди русскоязычной части), да и внутри израильской политической элиты наблюдается некая истерия.
Связана она с планами Управления Минюста по Москве в судебном порядке отменить регистрацию организации «Сохнут». Напомню, создана эта организация была еще в конце 20-х годов ХХ века. Официальной ее деятельностью является содействие возвращению евреев на историческую Родину. Но не нужно забывать, что «Сохнут», хоть и является негосударственной организацией, активно лоббирует интересы Израиля в тех странах, где он существует, в том числе и в России.
Даже если посмотреть на официальную цель деятельности данной организации - выезд из России наших граждан, пусть и еврейской национальности - думаю, содействовать этому не стоит. Наверно, нет смысла и запрещать, как это было в Советском Союзе, но и помогать, мягко говоря, странно.
Тем более когда израильские политики допускают крайне антироссийские, русофобские заявления. В частности, премьер-министр Израиля Яир Лапид, правда, будучи еще министром иностранных дел, пару месяцев назад обвинил Россию в военных преступлениях. Это крайне антироссийское заявление, конечно, не могло остаться без внимания наших властей.
Так что, Израилю - и гражданскому обществу, и властям - не нужно удивляться и спрашивать: «А нас-то за что?». Есть за что.
Если Израиль собирается отказаться от своей политики нейтралитета в отношении России и Украины, то он должен понимать негативные последствия этого.
Русофобские заявления Израиля без ответа не останутся Глава VII
Казалось бы, зверства бойцов УПА, не щадивших ни своих, ни чужих, в западных областях Украинской СССР с момента присоединения и до окончательного разгрома должны были бы надолго отвернуть украинское население от какой бы то ни было поддержки их идей, однако уже при Никите Хрущеве начинается медленная, но достаточно эффективная реабилитация идей радикального национализма.
В мае 1947 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смертной казни», в результате действия которого бандеровцам и нацистам не грозила высшая мера наказания за акты геноцида и особо тяжкие военные преступления, совершенные в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенный период. Ну а по так называемой «бериевской амнистии», объявленной 27 марта 1953 года, на свободу вышли многие политические заключенные, в том числе и осужденные за преступления, совершенные на Украине. Активным инициатором массовой амнистии бандеровцев и пособников нацистов выступал лично Хрущёв, который 7 сентября 1953 года стал первым секретарем ЦК КПСС. Он же стал инициировал Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» от 17 сентября 1955 года, в соответствии с которым были освобождены из мест заключения и от других мер наказания лица, осужденные на срок до 10 лет лишения свободы, пособники гитлеровцев, осужденные за службу в немецкой армии, полиции и специальных немецких формированиях. Граждане, принадлежавшие к указанным категориям, были не просто амнистированы, с них сняли судимость и поражение в правах. В результате этого многие бывшие украинские нацисты, бандеровцы и члены их семей смогли быстро «перекраситься», и в дальнейшем даже войти в советские и партийные органы.
Руководивший УССР с 1972 по 1989 год Владимир Щербицкий занимал в отношении украинских националистов двойственную позицию: с одной стороны активно боролся с проявлениями национализма и бандеровщиной, с другой - поощрял национализм.
В Докладной записке первого секретаря ЦК КПУ Щербицкого в ЦК КПСС о фактах проявления национализма в УССР от 23 апреля 1973 года, Щербицкий признает усиление антисоветской деятельности националистов и перечисляет меры, которые партийное руководство республики принимает для нейтрализации и противодействия националистическим акциям. Он указывает, что в 1967-1971 гг. на Украине стало отмечаться заметное оживление националистических элементов, инспирируемое зарубежными антисоветскими центрами. Возросла враждебная обработка интеллигенции и молодежи в направлении критики национальной политики КПСС, призывов к сопротивлению якобы проводимой «насильственной русификации» Украины, разжигания антирусских настроений, обоснования «исторической несправедливости» воссоединения Украины с Россией, «неравноправного» положения УССР в составе Союза ССР и т.п. Щербицкий докладывает, что пользуясь отсутствием надлежащего отпора, националистические элементы организовывали ежегодные сборища у памятников Шевченко в гг. Киеве и Каневе (например, 22 мая, в день перезахоронения праха Т.Г. Шевченко), у могил националистических деятелей во Львове. Националистические проявления встречали поддержку у определенного круга творческой интеллигенции, особенно из окололитературной среды, ряда преподавателей учебных заведений и научных сотрудников институтов АН УССР (философии, истории, языкознания, литературы, археологии и др.).
Вдохновителями указанных националистических проявлений выступала часть оставшихся на враждебных позициях бывших главарей, участников и активных пособников банд оуновского подполья (по оценке Щербицкого, в тот момент на Украине их было свыше 130 тыс.), а также группа украинских националистов из числа интеллигенции - т.н. «шестидесятники» в городах - в Киеве и Одессе, имевшие сообщников в других городах республики, ряд из которых ранее уже привлекались к ответственности за антисоветскую деятельность.
Перечисленные лица проводили активную националистическую обработку своего окружения, главным образом молодежи, занимались изготовлением, распространением в республике и передачей за рубеж документов враждебного содержания.
Из записки следует, что украинские националисты установили и поддерживали регулярную связь с зарубежными центрами ОУН через приезжавших на Украину эмиссаров по нелегальным каналам. У арестованных националистов было изъято около тысячи антисоветских, националистических и других враждебных документов, в том числе «Программа украинской национальной коммунистической партии», в которой обосновывалась необходимость создания нелегальной партии для объединения антисоветских сил для борьбы за «самостоятельную Украину».
Щербицкий подробно освещает основные направления противодействия националистическим проявлениям. В частности, наряду с репрессивными мерами в отношении инспираторов националистических проявлений проводились мероприятия по развенчанию идеологии украинского национализма, по отрыву из-под ее влияния «политически неустойчивых лиц».
Однако, несмотря на проводимые партийным руководством Украины мероприятия, снизившие накал националистической противоправной деятельности, единомышленники арестованных пытаются продолжать подрывную работу на более конспиративной основе, рекомендуют «в ответ на репрессии удесятерить усилия, чтобы пробуждать национальное сознание», стремятся вовлечь в «движение» «новых людей».
Из письма Щербицкого следует, что среди националистов-подпольщиков, были представители интеллигенции - сотрудники института философии АН УССР, бывшие члены КПСС, студенты Львовского госуниверситета, распространявших антисоветские листовки, многочисленные националистические группы в городах Западной Украины, у которых при обыске было изъято оружие и антисоветская литература.
Однако наряду с признанием опасной деятельности националистического подполья, Щербицкий добился запрета разглашения сведений об участии украинцев в массовом убийстве мирных жителей белорусской деревни Хатыни. В фильме-расследовании «Позорная тайна Хатыни» (2008) подробно рассказано о трагедии, произошедшей в белорусской деревне Хатынь, в ходе которой 22 марта 1943 года все 149 жителей деревни, в том числе 75 детей, были заживо сожжены. Из 300 палачей Хатыни только 100 были немцами, а 200 - украинских националистов ОУН-УПА, вошедших в полицейские «шуцманшафты». Совместно с гитлеровцами украинские националисты уничтожили в Белоруссии больше 600 деревень, вместе с их жителями. Мотивируя свой запрос необходимостью не портить дружбу между братскими народами, Щербицкий обратился совместно с белорусским партийным лидером в Центральный комитет КПСС с просьбой не разглашать сведения об участии украинских пособников гитлеровцев в массовом убийстве мирных жителей белорусской деревни Хатынь, и эта просьба была воспринята «с пониманием». Также не афишировалось участие украинских пособников гитлеровцев в массовых расстрелах в Бабьем Яру
Глава VIII
Именно при Щербицком началась украинизация Крыма. При нем также были установлены жёсткие языковые квоты, в частности, в Харькове из пяти областных и городских газет русскоязычной была только одна, а местное телевидение и радиовещание было полностью украиноговорящим.
Как уже отмечалось выше, в советское время националистические движения воспринимались как часть общего диссидентского движения, направленного на борьбу с советской властью и отстаивание прав человека в соответствии с Хельсинским соглашением 1975 года. Националистическая составляющая диссидентства оценивалась его лидерами исключительно как попытка сохранять национальное своеобразие в противовес «советской версии» национальных культур. «Многочисленная группа политзаключенных - так называемые "националисты" из Украины, прибалтийских республик, Армении. Приговоры этим людям, которым в вину в большинстве случаев ставится их озабоченность сохранением национальной культуры перед лицом вполне реальной угрозы русификации - особенно суровые», - писал, в частности, один из лидеров антисоветского движения в СССР академик Андрей Сахаров.
Вообще восприятие украинского и других «национально-освободительных» в рамках общего правозащитного движения в СССР впоследствии сыграло на руку радикальным националистам во всех постсоветских странах - националистом долгое время воспринимали как борцов за свободу, права человека, восстановление исторической справедливости, реабилитацию жертв сталинских репрессий и т.п., что, безусловно, укрепляло их позиции в обществе. И по сей день в России многие представители интеллигенции воспринимают радикальных украинских националистов именно в рамках этого представления - как борцов с тоталитарным режимом, что приводит к отрицанию этими людьми радикального и преступного характера радикального украинского национализма, а в некоторых случаях и прямой поддержке Майдана-2013/14, Антитеррористической операции в Донбассе, репрессий против пророссийских активистов и возмущению российской спецоперацией по денацификации и демилитаризации Украины. Российские интеллигенты просто не могут поверить, что боровшиеся с тоталитарным режимом в СССР украинские националисты могут быть настоящими русофобами и проводить в отношении несогласных с ними еще более репрессивную политику (политические убийства, необоснованные аресты и содержание под стражей без решения суда и т.д.), чем советские спецслужбы и партийные органы.
В украинском обществе диссидентско-правозащитная репутация националистов старшего поколения - Левко Лукьяненко, Василя Стуса, Вячеслава Черновола, Степана Хмары и др. - долгое время приводила к позитивному восприятию их идей, а их заслуги в становлении государственности и суровый жизненный опыт (все они были так или иначе репрессированы) делали разговоры об искажении и опасности их идей практически неприличными. К тому же украинское диссидентское движение не было сугубо националистическим: в него входили и правозащитники вроде знаменитого борца с карательной психиатрией Семена Глузмана, сопредседателя украинского отделения «Мемориала», главы Украинской Хельсинкской группы Евгения Захарова, борца за возвращение и права крымско-тататрского народа, главы меджлиса Мустафы Джемилева и др. как бы защищало радикальных националистов от обвинений в ксенофобии и стремлении утверждать свои идеи насильственными методами. Конечно, с каждым годом нацификации Украины диссидентам старшего поколения становилось все труднее выражать свою поддержку многочисленным «борцам за свободу» новых поколений, но и мешать они им тоже не могли или не хотели, в основном предпочитая не обращать внимания на вандализм и радикальные лозунги молодых националистов. Единственным последовательным русофобом, с готовностью принимавшим любые, направленные против русскоязычного населения инициативы власти был и до сих пор остается лидер меджлиса Джемилев, покинувший Крым после его присоединения к России.
@Мир как конфликт