Вячеслав Звягинцев. Трибунал для Героев

Jul 23, 2022 13:31





продолжение

Версия 3.

Тем не менее, мы должны проанализировать и эту версию. Ее сторонники считают, что трагедия, произошедшая 15 декабря, - это не случайное, роковое стечение обстоятельств, а умышленное политическое убийство. Этой версии придерживаются в первую очередь дети В. Чкалова.



Его дочь, Валерия Валерьевна, например, утверждает:

- Смерть такого популярного человека уже не может быть просто случайностью, и я нашла подтверждение своим мыслям в документах разных архивов… Документы, с которыми я получила возможность познакомиться, свидетельствуют о том, что ни о какой случайности речь не может идти. Самое главное теперь ясно: гибель отца легко можно было предотвратить. В этом меня окончательно убедили два письма Берии, написанные 12 декабря, в день, который первоначально был назначен для испытаний, и 15 декабря - сразу же после катастрофы.[1]

А вот, что говорит сын Игорь Валерьевич:

- Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина. В одной из книг приводится эпизод, когда разговор с вождем закончился тем, что отец встал и так хлопнул дверью, что Поскребышев подскочил на стуле. На следующее утро Сталин позвонил отцу и сказал: «Ты давай не обижайся, а приходи. Ты мне нужен».[2]

В другом интервью сын, правда, признает, что документальных подтверждений версии преднамеренного убийства недостаточно:

Ни в одном документе это не зафиксировано, но маме было доподлинно известно, что в начале 1938 года Сталин предложил отцу должность наркома внутренних дел. Пытаясь вручить отцу «топор палача», ему ставили своего рода ультиматум: «жить или не жить…» Когда отец отказался, на него было совершено семь покушений…[3]

Об этих покушениях, - о пущенном под откос поезде, на котором должен был ехать В. Чкалов, о раскрытом НКВД заговоре, в результате которого легендарного летчика должны были зарезать дети кулаков, о специально оставленном в замке шасси самолета сверле и некоторых других «покушениях», - рассказал сыну перед уходом на фронт личный охранник Чкалова И. И. Варенов. Других серьезных доказательств и свидетельств в подтверждение подобного рода сенсационных заявлений, на сегодняшний день нет. Поэтому откровения Варенова и некоторых других свидетелей вызывают большие сомнения в своей достоверности. За исключением, пожалуй, истории с патронами. Их привезли В. Чкалову незадолго до гибели. А потом выяснилось, что при производстве стрельбы патроны давали осечку и при переламывании ружья стреляли то ли в обратную сторону, то ли - в ту же, но через несколько секунд, когда охотник заглядывал в ствол, чтобы выяснить причину сбоя. В 1939 году от этих патронов чуть не погиб родственник Чкаловых. Позже выяснилось, что в патронах были установлены специальные замедлители, и что изготовили эти патроны по заказу Чкалова в Горьковском управлении внутренних дел.

Кроме И. Варенова, дети ссылаются на мать - О.Э. Чкалову, которая им рассказывала, о том, что в последние месяцы перед гибелью отец был встревожен, спал с револьвером под подушкой, осунулся, у него изменилось выражение глаз…

Несмотря на отсутствие документов, версию, которую отстаивают дети Чкалова, все же не назовешь детской. Да, прямых доказательств нет. Однако, имеется немало фактов и обстоятельств, косвенно свидетельствующих о том, что эта версия имеет право не только на существование, но и на дальнейшую проработку.

Что мы имеем в виду, помимо истории с патронами?

Во-первых, историю с тремя «Паккардами»,[4] предупреждающие звонки с Лубянки и Кремля, и письмо Л. Берия от 12 декабря, в котором он прямо информирует Сталина, Молотова и Ворошилова, то есть первых лиц страны и армии, о том, что испытание самолета грозит гибелью Чкалова. Все это сильно смахивает на показное, демонстративное предостережение. Не исключено, что с целью отвести от себя какие-либо подозрения, поскольку никто из троих, получивших сообщения Берии, так и не отреагировал на них должным образом, а сам запрет на испытания распространялся почему то только на 12 декабря.

Во-вторых, ряд загадочных смертей. Некоторые люди, из числа арестованных или допрошенных в связи с гибелью Чкалова, погибли при загадочных обстоятельствах. В первую очередь, это ведущий инженер по проекту И-180 Н. Лазарев. Вскоре после катастрофы при невыясненных обстоятельствах его сбросили с электрички. Начальник летно-испытательной станции В. Порай и начальник Главка НКАП В. Беляйкин сгинули в лагерях.[5] Кроме того, в народе имели хождение слухи о расстреле личного охранника Чкалова и еще, со ссылкой на П. Судоплатова, - двух офицеров НКВД, которые вечером 14 декабря были в гостях у В. Чкалова…

Лазарева успели допросить всего один раз. Однако в те годы, как мы знаем, зафиксированные в протоколе показания, как правило, не совпадали с тем, что допрашиваемый говорил в действительности.

Не найдете вы в материалах дела и ответов на такой вопрос: почему директор завода М. Усачев с таким завидным упорством игнорировал все протесты и предупреждения, в том числе по линии НКВД, а С. Беляйкин преднамеренно не явился на аэродром 15 декабря?[6]

Не будем забывать, что эти «отчаянно смелые» поступки Усачев и Беляйкин предприняли в 1938 году, в самый разгар массовых репрессий. А нагнетание нервозности и штурмовщины, царившей тогда на заводе, было делом рук сотрудников НКВД, активно работавших над искоренением вредительства. Потому-то нельзя сегодня исключить того, что действия погибших в лагерях Усачева и Беляйкина кем-то все же направлялись. И этот кто-то, если он был, обладал немалой властью…

Истина может лежать где-то посередине. Приведенные нами версии гибели Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими друг друга. Многие знали, что самолет сырой. Но многие знали и том, что Чкалов, всегда нацеленный на то, чтобы выжать из самолета максимум возможного, наверняка наплюет на установленные полетным заданием ограничения. Его ведь в этом стремлении не пугали и не останавливали ни аресты, ни осуждения. Кто-то ведь, хорошо знавший Чкалова, вполне мог использовать предоставленную возможность, надеясь, что Чкалов обязательно нарушит ограничения и в этом случае одна или несколько из более чем сорока недоделок должна «сработать».

Весь вопрос в том, - кто это мог быть? Вряд ли это был Сталин. А те более Берия, которого только накануне назначили наркомом внутренних дел.[7] Да, по некоторым данным Сталин действительно предлагал эту должность Чкалову. Поскольку от таких предложений нельзя было прямо отказываться, Чкалов попросил тогда время на обдумывание, мотивировав это сроком, необходимым для проведения испытаний нового истребителя. Весьма вероятно и то, что Чкалов делился со Сталиным своими сомнениями в обоснованности осуждения «врагов народа», и ходатайствовал перед ним об освобождении арестованных. В частности, - директора Горьковского завода № 21 Мирошникова, корреспондента «Комсомольской правды» Бабушкина. Мог он и дверью хлопнуть, выходя из кабинета вождя. Но все это не повод для столь изощренной расправы над ним. Другое дело, если в НКВД имелись на В. Чкалова оперативные материалы о его причастности к контрреволюционной деятельности, которые докладывались вождю. В этом случае убрать Чкалова «обычным» для того времени путем, то есть «пропустив через суд военной коллегии» было нельзя. Чкалов ведь не Бухарин, который был любимцем партии. Чкалова любил весь народ, и простые люди никогда бы не поверили в то, что он «враг». Но все дело в том, что каких-либо данных о сборе НКВД «компромата» на В. Чкалова, пока в архивах не обнаружено.

Между тем, нельзя исключать, что расправиться над Чкаловым таким образом мог кто-то из недоброжелателей рангом пониже. И не обязательно при этом гибель легендарного летчика связывать с политическим заказом. Мотивы могли быть иными - месть или зависть. А недоброжелателей у Чкалова было немало. К сожалению, следствие все расследование перевело в плоскость контрреволюционного вредительства и эту версию практически не отрабатывало. В. Порай в этой связи писал: «следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию».[8]

М. Усачев и С. Беляйкин были осуждены военной коллегией 20 июня 1939 года по ст. 58-7 УК РСФСР (вредительство) на 15 лет лишения свободы каждый. В. Порай осужден в тот же день по этому делу по ст. ст. 17-58-7 УК РСФСР на 10 лет лагерей. По ходатайству МВД СССР Президиум Верховного Совета СССР своим постановлением от 18 августа 1943 года досрочно освободил М. Усачева от дальнейшего отбывания наказания со снятием судимости - «за успешное выполнение ряда заданий оборонного значения». В своем заключении от 10 ноября 1956 года следователь Главной военной прокуратуры капитан Терехов, не усматривая контрреволюционного вредительства в действиях осужденных, предлагал дело в отношении С. Беляйкина и В. Порая (которых к тому времени не было в живых) прекратить полностью, а действия М. Усачева переквалифицировать с контрреволюционной статьи на ст. 111 УК РСФСР. Не согласившись с его мнением, военная коллегия 25 января 1956 года реабилитировала всех троих за отсутствием в их действиях состава преступления.

Между тем, тайна гибели Валерия Павловича Чкалова так и осталась до конца не раскрытой. Если, конечно, не брать в расчет «государственные жернова системы», созданной Сталиным в те годы, которые и уничтожили, по образному выражению дочери Чкалова, летчика № 1 Советского Союза.

Архивный документ.

(публикуется впервые)

ПРИГОВОР № 447

ИМЕНЕМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

1928 г. октября 30 дня

Военный трибунал Белорусского Военного Округа в выездной сессии в г. Брянске в составе: председателя т. Кизика и членов т. Худякова и т. Макаревича при секретаре т. Тихомирове, рассмотрев и заслушав в закрытом судебном заседании дело № 691/28 г. по обвинению старшего военного летчика 15 авиаэскадрильи Чкалова Валерия Павловича, 1904 г. рождения, из рабочих, села Васильевой слободы, Городецкого уезда, Нижегородской губ., женатого, грамотного, беспартийного, не судимого, по ст. ст. 17 п. «а» Пол. о воин. прест. И по 193-17 п. «а» УК РСФСР.

Судебным следствием установлено, что Чкалов 28 июля сего 1928 г., получив задание вылететь с Гомельского аэродрома на соревновательно - фигурный полет с посадкой по исполнении задания на точность по выполнении этого высшего пилотажа, произвел посадку. При посадке этой Чкалов не проявил достаточной внимательности и не имея никакого запаса, как по высоте, так и по расстоянию, вследствие такой невнимательности и излишней самоуверенности, не дал газ и не перетянул овраг полностью на границе аэродрома, почему самолет коснулся при приземлении посадочной площадки в то время, как хвост его находился в овраге, ударившись о край оврага, оторвался, следствием чего была порча самолета, потребовавшая малого заводского ремонта, чем совершил преступление, предусмотренное п. «а» ст. 17 Пол. о воинских преступлениях.

15 августа сего 1928 г. Чкалов, получив задание в составе эскадрильи произвести перелет из Гомеля в Брянск бреющим полетом при ведущем командире Козыреве. Во время этого перелета у разъезда Турбинки близь ст. Сураш, находясь на высоте меньшей, чем самолет ведущего, и вследствие проявленной халатности, выразившейся в невнимательности к местным предметам на пути полета, вследствие чего самолет Чкалова врезался в телеграфные провода железнодорожной линии и потерпел аварию, выведя из строя самолет, который признан технической комиссией к дальнейшей эксплуатации не годным, чем совершил преступление, предусмотренное ст. 193-17 п. «а» УК.

Как видно из приказа по 15 авиаэскадрильи за Чкаловым наблюдалась раньше недисциплинированность в полетах, именуемая хулиганской тактикой, проходящей красной нитью за всю его полетную службу.

А потому Военный трибунал ПРИГОВОРИЛ: ЧКАЛОВА Валерия по ст. 17 п. «а» Пол. о воин. прест. лишить свободы сроком на шесть месяцев без строгой изоляции и по ст. 193-17 п. «а» УК РСФСР лишить свободы без строгой изоляции сроком на один год, а по совокупности преступлений, в силу 49 ст. УК лишить свободы сроком на один год, без строгой изоляции, считая таковой со дня приведения приговора в исполнение.

Приговор может быть обжалован в Военную Коллегию Верховного Суда СССР в течение 72 часов с момента вручения копии приговора подсудимому через ВТ БВО в порядке 400 ст. УПК РСФСР

Председательствующий Кизик

Члены - Худяков и Макаревич

Надзорное производство №ки-3630/с, ГАРФ, арх. № 112, оп. № 7

Из писем Л. Берии И. Сталину (К. Ворошилову, В. Молотову)

12 декабря 1938 года

«Распоряжением директора завода НКОП N156 Усачева, на центральный аэродром вывезен с наличием 48 дефектов, отмеченных протоколом отдела технического контроля, новый истребитель «И-180» конструкции инженера Поликарпова.

На машине нет ни одного паспорта, так как начальник технического контроля завода N156 - Яковлев их не подписывает до устранения всех дефектов, обнаруженных отделом технического контроля.

Однако под натиском директора Усачева, Яковлев подписал паспорт на крылья самолета, где отметил, что он разрешает полет на ограниченной скорости…

Это источнику известно со слов инженера 67 подразделения завода № 156 Гендина, которому все это рассказал начальник ОТК завода Яковлев, возмущаясь незаконными требованиями Усачева. Сегодня, 12.XII с.г. в 12 часов дня, при наличии летной погоды, самолет-истребитель «И-180» должен пойти в первый опытный полет. Машину поведет Герой Советского Союза - комбриг - В.П.Чкалов. По мнению источника, имеющиеся дефекты, могут грозить катастрофой самолета в воздухе. Для проверки сообщения агента на завод выезжал оперработник НКВД тов. Холичив, которому помощник директора завода № 156 Суровцев подтвердил, что самолет «И-180» отправлен с завода на аэродром с дефектами Л. Берия».

15 декабря 1938 г.

«Сегодня, 15-го декабря 1938 года в 12 часов 58 минут новый самолет-истребитель И-180 конструкции инженера Поликарпова, пилотируемый Героем Советского Союза комбригом тов. Чкаловым, пошел в первый испытательный полет. Примерно через 10 минут после взлета самолет потерпел аварию. При аварии погиб Герой Советского Союза тов. Чкалов, который был доставлен в Боткинскую больницу уже мертвым. Самолет разбит. При падении упал на гору старых лесоматериалов дровяного склада Мосжилгорстроя. Производившимся нами до этой аварии расследованием было установлено, что самолет в результате преступного отношения директора 156 завода тов. Усачева был сдан на летную испытательную станцию завода 156 с рядом дефектов, часть которых неизбежно должна была вызвать аварию.

Пробный полет самолета И-180 был назначен на 12 декабря в 12 часов дня при наличии 48 дефектов, зафиксированных отделом технического контроля завода, о чем стало известно и мы сообщили об этом товарищам Сталину, Молотову и Ворошилову.

Одновременно 12 декабря с.г. рано утром мною были направлены на летную испытательную станцию завода 156 исполняющий обязанности начальника 1-го отдела Главного Экономического Управления НКВД тов. Гагкаев и помощник начальника 1-го отделения 1-го отдела Главного Экономического Управления тов. Холичив, которые предупредили Героя Советского Союза тов. Чкалова, начальника 1-го Главка НКОП тов. Беляйкина, дежурного по Наркомату Оборонной Промышленности и директора завода 156 тов. Усачева о наличии дефектов и неподготовленности самолета И-180 к пробному полету. Получив такое сообщение т.т. Чкалов, Беляйкин и Усачев решили провести повторную рулежку самолета на земле. Во время производства рулежки сломалась тяга нормального газа. Поломка тяги в воздухе, по словам самого тов. Чкалова и заместителя начальника летной испытательной станции завода 156 тов. Соловьева привела (так в тексте - авт.) к невозможности управления газом мотора и повлекла бы за собой вынужденную посадку самолета. Эта поломка была исправлена 14 декабря и пробный полет был назначен директором завода тов. Усачевым на 15 декабря 12 часов дня.

Необходимо отметить, что 12 декабря, когда т.т. Беляйкину и Усачеву стало известно мнение отдела технического контроля, возглавляемого тов. Яковлевым, сигнализирующее о неподготовленности самолета к полету, Беляйкин и Усачев обвинили т. Яковлева в перестраховке и в том, что он об этом поставил в известность НКВД.

15 декабря, перед тем как самолет пошел в воздух, директор завода 156 тов. Усачев позвонил Наркому Оборонной Промышленности тов. Кагановичу М.М., которому сообщил о том, что самолет И-180 под пилотированием Героя Советского Союза тов. Чкалова в 12 час. 58 мин. делает пробный полет, на что тов. Каганович дал согласие. Ведется следствие. Л. Берия».

Документы опубликованы в книге В.В. Чкаловой «ЧКАЛОВ БЕЗ ГРИФА «СЕКРЕТНО»

Примечания:

[1] Интервью В.В. Чкаловой корреспонденту «Парламентской газеты», 15.12.1999 г.

[2] Интервью И.В. Чкалова корреспонденту журнала «Большая Волга», 16 августа 2002 г, № 28

[3] Московский комсомолец, 16.11.2001 г.

[4] Председатель секции авиации ВИО при УМВС СССР И.И. Сафронов говорил по поводу этого эпизода: «Довольно интригующе звучит этот эпизод. Опираясь не на документы…, а только лишь на свои воспоминания, Г.Ф. Байдуков рассказывает, что самолет В.П. Чкалова, уже идущий на взлет, неожиданно останавливает тройка «паккардов». Сомневаясь в том, что все это было в действительности, И. Сафронов все же ставит закономерный вопрос: «…Или же на подобный, «показной» вариант предотвращения неминуемой аварии были у «отца народов» какие-то свои причины, о которых мы можем только догадываться? Надо поискать подтверждающие документы. Ведь где-то они все-таки должны быть. А пока что, на мой взгляд, все это выглядит, лишь как загадочная история.

[5] большинство исследователей указывают, что Беляйкин отсидел в лагере 5 лет и был убит на следующий день после выхода на свободу. Между тем, по материалам дела В. Порай погиб в лагере в 1942 году, С. Беляйкин - в 1950 г.

[6] В обвинительном заключении указывалось, что Беляйкин «не явился в день полета 15.12.1938 года на аэродром, сославшись на то, что ему не было известно о назначенном на 15.12.1938 г. испытании самолета И-180, но уличается свидетельскими показаниями в том, что день полета ему был известен и, следовательно, он намеренно не явился на аэродром» (надзорное производство ГВП № 47860-38, л.д. 6-7)

[7] 25 ноября 1938 года Н. Ежов был отстранен от должности наркома внутренних дел СССР. Л. Берия в тот же день занял эту должность, а Указ о его назначении был опубликован только 8 декабря.

[8] надзорное производство ГВП № 47860-38, с. 84об.

продолжение следует

история СССР

Previous post Next post
Up