К.ф.н., л-т Коробов-Латынцев А.Ю. «Эта небольшая хрестоматия составлена специально для тебя, воин. Ты знаешь, идет война. Война всегда идет. Война повсюду. Война начинается, когда ты просыпаешься и открываешь глаза.
Главная битва внутри тебя - там, внутри, как писал Достоевский, Бог с диаволом борются, и поле их битвы - твое сердце и твой ум. Но и внешние битвы важны. И к ним надо быть готовыми. Не только внешне, но и внутренне. А для того, чтобы внутренне быть готовым к войне, надо понимать ее сущность, ее нравственное и историческое значение. С этим помогает разобраться философия войны.
Философия войны - это самостоятельная дисциплина философии, которая спрашивает о природе и смысле войны, т.е. о том, почему и для чего люди ведут войны, а также могут ли они обойтись без войны. Сама война с древности интересовала философов. Древнегреческий философ Гераклит Эфесский сказал, что «война - отец всех вещей: одних она объявляет богами, других - людьми, одних творит рабами, других - свободными». Эту мысль Гераклита продолжил русский философ Федор Достоевский. Война, которая несет страдания, лишения, кровь и смерть, вместе с тем вызывает к жизни самые благородные свойства человека: подвиг, жертву, любовь и т.д. Все великие поэмы - о войне. Все самые жуткие свидетельства человеческой жестокости - тоже о войне. Именно эта противоречивость войны заставляет философов мучительно раздумывать о войне, о ее смысле и нравственном значении, присматриваться к ней, спорить. Написано множество книг о войне, всех не перечесть. Но чтобы составить представление о философии войны, предлагаем небольшую карманную хрестоматию, где даны цитаты русских философов, многие из которых не только мыслили о войне, но и сами воевали.
* * *
«Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Война - священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости - в защиту правды, веры, отечества». Поэтому когда мусульмане спросили у святого равноапостольного Кирилла, почему христиане участвуют в войнах, если Христос повелел им любить врагов, он ответил: «Христос, Бог наш, повелел нам молиться за обижающих н,а,с и благоволить им; но Он же заповедал нам: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Поэтому мы терпим обиды, которые причиняете каждому из нас отдельно, но в обществе защищаем друг друга и полагаем свою жизнь за братий наших, дабы вы, увлекая их в плен, не пленили вместе с телами и души их, склоняя благочестивых к своим злым и богопротивным делам». Святитель Филарет Московский
«Война - большой экзамен. Она разоблачает скрытые язвы и вдруг показывает, до какого болезненного состояния дошел организм народный; но она выявляет и скрытые достоинства, и скрытые здоровые силы». Владимир Эрн
«Последние истины всегда приоткрываются в повышенных, а не в пониженных восприятиях жизни, в активных восприятиях, вносящих смысл и свет. Для духа подавленного тайны жизни бывают закрыты - они открываются лишь подъему духа. И я верю непреложно, что настоящую правду о войне знают лишь натуры героические. Война должна быть воспринята творчески-духовно. Само восприятие войны, есть делание, активность духа». «Война - великая проявительница». Николай Бердяев
«Превосходная сторона войны заключается в том, что она в сердцевине своей есть страшная до страдальчества работа, и вокруг себя на необозримом пространстве вызывает тоже деятельнейший труд». Василий Розанов
«Война учит нас жить, любя нечто высшее, такое, за что стоило бы и умереть; любить его больше, чем себя, и доброю волею становиться на его защиту». Иван Ильин
«Я говорю, грозен наш народ, - раздельно повторил генерал, - красив и грозен, когда война становится у него единственным делом жизни. Лестно принадлежать к такой семье... - Он собирался добавить также, что хорошо, если Родина обопрется о твое плечо и оно не сломится от исполинской тяжести доверья, что впервые у России на мир и на себя открылись удивительные очи, что народы надо изучать не на фестивалях пляски, а в часы военных испытаний, когда история вглядывается в лицо нации, вымеряя пригодность для своих высоких целей». Леонид Леонов
«О войне люди думали и старались разгадать ее природу с того момента жизни нашей планеты, когда род людской начал вообще мыслить. Не было ни одного сильного ум,а, ни одного наблюдающего человека, который ни сказал бы о войне того или иного слова, но странно, ни о чем другом, как именно о ней, мнения всегда отличались крайним разнообразием и постоянными противоречиями. Война всегда слишком потрясала людей, тревожила их воображение и пробуждала их внимание, но странно: она заставляла мозги человека работать по-разному, в миллионах течений и изгибов напуганной мысли». Андрей Снесарев
источник: Русская философия войны. Карманная хрестоматия для бойца. Сост. А.Ю. Коробов-Латынцев. - М., 2023. - 88 с.
Продолжение