Участие России в СВО всё больше напоминает наше участие в Первой мировой войне: отношение к спецоперации со стороны элиты, отказ от мобилизации тыла, нехватка вооружений, позиционный тупик, дипломатические неудачи, отсутствие чётких и понятных населению целей войны.
После окончания Первой мировой, историки, проанализировав события, пришли к выводу, что среди причин Первой мировой войны на первом месте стоят англо-германские противоречия: молодая и динамично развивающаяся Германская империя стремилась возглавить Западную цивилизацию, потеснить в качестве главной европейской индустриальной державы Великобританию и переделить английские и французские колонии - бурно развивающаяся германская промышленность остро нуждалась в источниках сырья и рынках сбыта. Кроме того, Германия решила лишить её статуса владычицы морей и приступила к программе строительства ВМФ. В ответ британцы начали увеличивать собственный флот. Началась гонка вооружений. Внесла свой вклад в развитие конфликта и Франция, горевшая желанием вернуть утраченные в пользу Германии после Франко-Прусской войны Эльзас и Лотарингию и защитить свои колонии, и царская Россия. Собственно, между Россией и Германией не было острых противоречий: Россия входила в технологическую зону Германии, получая от неё технологии, станки и оборудование. Петербург хотел расширить зону своего влияния среди балканских славян (что привело к столкновению с Австро-Венгрией, пытавшейся подчинить себе Балканы) и получить контроль над черноморскими проливами, что возрождало старую вражду с Османской империей.
В 1912-1913 гг. прошли две Балканские войны. В первой из них противниками были созданный под патронажем России Балканский союз (Сербия, Черногория, Болгария и Греция) и Турция. Уже в самом основании союза были заложены противоречия: создавая Балканский блок, Россия и Сербия планировали использовать его против Австро-Венгрии, а Болгария и Греция - против Турции. Начав войну против воли России, союзники и примкнувшая к ним Румыния разбили Османскую империю, а затем переругались из-за дележа доставшихся им турецких территорий. В сентябре 1913 г. союзники и примкнувшая к ним Турция начали войну против Болгарии, за месяц разгромив её. Россия не смогла ни предотвратить эту войну, ни сгладить её последствия: Балканский союз распался, Болгария стала ориентироваться на Германию. Вместо союзников Россия получила новых врагов на Балканах. В таких неблагоприятных для России условиях произошло Сараевское убийство и началась австрийская интервенция против ни в чём не повинной Сербии. Последняя была обвинена в подготовке террористов, хотя убивший эрцгерцога Г. Принцип был подданным Австро-Венгрии, а связь террористов с сербскими властями не была доказана. Всё обвинение строилось на том, что террористы были сербами по национальности.
Россия вступилась за Сербию. Возможность конфликта с Австро-Венгрией рассматривалась как минимум начиная с Боснийского кризиса 1908 г., когда Вена, открыто игнорируя протесты Петербурга, аннексировала населённую славянами Боснию и Герцеговину. Однако дальше глубокомысленных разговоров дело не пошло: Россия даже не имела отдельного плана войны с Австро-Венгрией, не говоря уже об информационной подготовке к войне среди населения. В итоге проблемы начались с первых же дней. Патриотический подъём, охвативший население обеих столиц, как вспоминал А.И. Деникин, был распространён в основном среди тех, кто был уверен, что он-то на фронт точно не попадёт. Крестьяне, из которых состояло более 90% армии, не понимали, за что они воюют. Как вспоминали офицеры, участники событий, кто такие сербы и почему их надо защищать, понимали единицы, а кто такие славяне не знал практически никто. Всё это было следствием наплевательского отношения николаевского режима к собственному народу: считалось, что народ - бессловесная масса, которая безропотно последует за элитой в любую авантюру. Уроки русско-японской войны и Первой революции ничему власть не научили.
2-я часть Россия не Европа