"I was born when she kissed me, I died when she left me, I lived a few weeks while she loved me."
Голливудскому сценаристу Диксону Стилу (в исполнении неподражаемого Хамфри Богарта) - в ком успешно уживаются импульсивно-взрывной характер, цинизм, склонность к безумным поступкам и саморазрушению - предлагают написать сценарий по дрянной книге из разряда посредственного "бульварного чтива", штудировать которую Стил не имеет ни малейшего желания. Тут под руку Дикса подворачивается симпатичная гардеробщица Милдред Аткинсон, прочитавшая роман и готовая безвозмездно пересказать ему содержание книги.
Вместе они направляются домой к Стилу, после недолгого пребывания в гостях девушка уезжает. На утро Дикс узнаёт, что Милдред была убита ночью (посредством удушения и выбрасывания тела из машины на ходу).
Дикс становится главным подозреваемым в убийстве. Именно в этот сложный момент его жизни он встречает другую девушку, подобно древним сиренам, увлекшую его к неминуемой гибели...(только погибать придётся от любви). Соседка Дикса, актриса средней руки Лорел Грэй (Глория Грэм), оказывается не только предметом обожания, но и свидетелем, обеспечившим его алиби.
Любопытный эпизод:
Стил, отправляя моральное возмещение (300 долларов) зверски им избитому в ночном дорожном происшествии футболисту Джону Мейсону, называет работнику почтового отделения вымышленную фамилию Mr. Squirrel - Мистер Белка. Однако, в ужасающем закадровом русском переводе эта фамилия звучала не иначе как "Мистер Дебил".
5 ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ СТОИТ СМОТРЕТЬ ЭТО КИНО:
1. Наличие бесподобного Боги (Хамфри Богарта), звезды "Мальтийского сокола" и "Касабланки". По словам Трюффо сотрудничество с Николасом Рэем завершило превращение Богарта в икону мирового кино. Богарт сыграл неоднозначного одиночку, которого Рэй наделил некоторыми автобиографическими чертами, киногерой оказывается своеобразным Альтер Эго режиссёра.
2. Просто потому что фильм снят тем самым режиссёром, о котором Годар писал:
"Кино - это Николас Рэй".
3. Мистер Ватерман - колоритный третьестепенный персонаж, изъясняющийся исключительно стихами. Такими, например:
4. Очаровательная Глория Грэм (по совместительству жена режиссёра Николаса Рэя). Признаюсь, я видела её впервые, но, насмотревшись фильмов с предельно каменным лицом Ингрид Бергман (в том числе и в "Касабланке", где её партнером был Богарт), я была покорена живостью и пластичностью лица Грэм,
особенно этой вот замечательной игриво приподнятой бровью:
5. Ради этой реплики Боги: "I was born when she kissed me, I died when she left me, I lived a few weeks while she loved me."
Я родился от её поцелуя. Умер, глядя ей вслед. Я жил лишь пару недель, пока она любила меня.
А также ради великого множества самых разнообразных шуток: от убийственного чёрного юмора и циничного сарказма к абсолютно примитивному юмору, в духе анекдота про "бактеропроктолога".
В ОБЩЕМ И ЦЕЛОМ:
Почерпнув немного от классического "нуара" (легкий саспенс, ночные сцены, тени, особенности освещения и конечно же детективный нерв и само преступление), Рэй эффектно сочетает триллер с психологической драмой.
Однако, криминальные аспекты сразу же оттеняются и переходят на второй план, в фокусе оказывается персонаж Богарта и его внутренний конфликт, разлад с самим собой, смешиваемый с сентиментальной сюжетной линией взаимоотношений Дикса и Лорел. При ближайшем рассмотрении зритель обнаружит необычайную глубину, неуловимые нюансы и подтексты, наводящие на размышления.
"В укромном месте" - кино, в котором вы не найдёте типичных для "нуара" коварно-расчетливых роковых женщин, крутых парней, скрывающих свои "золотые сердца", зато обнаружите историю отношений голливудских неудачников на фоне довольно мрачного портрета самого Голливуда. Голливуд - идеальное место действия для "нуара", он плодит столько же отчаявшихся одиночек, сколько и преступный мир. Убийство в фильме имеет дополнительное значение - оно связывает главных героев.
История любви между беспокойным сценаристом Хамфри Богарта и героиней Глории Грэм развивается неумолимо вопреки обвинению Дикса в убийстве, вопреки его скверному характеру, вопреки тому, что она вовсе не уверена в его невиновности. В разговоре с подругой Лорел признаётся: "Я люблю и боюсь его, я ему не верю". Её беспокоит другое - собственное убеждение в том, что буйно-сумасбродный характер Стила уничтожит их обоих. Стил действительно способен на жестокие поступки, а героиня Глории Грэм наделена тёмным прошлым. По сценарию фильм должен был закончится неожиданно жёстким мелодраматическим ходом - оправданный Дикс убивает Лорел. Рэй сделал иной, более реалистичный финал - Лорел и Дикс расстаются. Голливудские реалии без прикрас и никакого хеппи-энда.
Итог: смотреть, смотреть и ещё раз смотреть!
Ещё кадры: