Untitled Document
Итальянский павильон в усадьбе Кусково был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова - тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов». В убранстве павильона находил отражение характерный для ХVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея…
2. Такой лев нас встречает на входе в Итальянский домик.
3. Начнем со второго этажа. Он отличается от скромно убранных комнат первого этажа, своими высокими и нарядными помещениями, предназначавшимися для «малых приемов».
4. Слишком миниатюрные, чтобы быть настоящими дворцовыми покоями, они скорее воспринимаются как символ изящества и уюта, как игра материалами и объемами, подлинным и условным. Но к «игре» в ХVIII веке относились серьезно, и потому по расположению и назначению эти комнаты полностью отвечали установленному быту и этикету.
5.
Декоративный лейтмотив Зала построен на сочетании мрамора, хрусталя и позолоты. Доминирующим элементом убранства здесь выступает пластика - мраморная и фарфоровая. Камины фланкируют резные постаменты работы немецкого мастера Иоганна Юста с мраморной скульптурой XVIII века: двумя женскими бюстами, «Марсом» и «Меркурием». В больших зеркалах отразились изящные гостиные столики с фарфоровой неглазурованной пластикой - бисквитом - «Купальщица» (по модели Э.Фальконе) и «Пастушок» (по модели М. Козловского).
6. В центре второго этажа - Зал. Сравнительно небольшой по площади он воспринимается достаточно просторным и торжественным. Эффект объемности Зала усиливается боковым освещением, идущим сквозь застекленные двери с лоджии - неотъемлемой части итальянского палаццо.
7. С правой стороны Зала, благодаря остекленной двухстворчатой двери, ведущей на балкон, и двум высоким окнам раскрываются виды на партер регулярного парка усадьбы. Обилие света подчеркивается высокими зеркалами, расположенными на противоположных простенках.
8.
Непосредственно с Залом, концентрировавшим в своем художественном решении основные эстетические принципы раннего русского классицизма, связывались Дубовая проходная и Наугольная гостиные.
9. Художественный облик Проходной определяет дубовая облицовка стен с профилированными филенками и золоченой рокайльной резьбой.
На склоне около Малого пруда в усадьбе Горки Ленинские находится грот с небольшой балюстрадой. Напротив грота - двухсотлетняя ива. С береговой дорожки просматривается перспектива на Большой дом. Грот был устроен на месте старого родника.
10. Наугольная гостиная завершает группу парадных интерьеров второго этажа Итальянского домика. Функциональное ее назначение вполне определенно исполнять в системе дворцовых покоев роль Картинной. Здесь с XVIII века размещаются полотна голландских, фламандских, немецких, французских, итальянских мастеров, явно демонстрируя принадлежность данного интерьера к рангу блестящих, дворцовых.
11. Мягкий полумрак от затеняющих окна высоких деревьев царит в маленьком Дубовом кабинете, где среди редкостной миниатюрной французской мебели из золоченой соломки «присела» необычная гостья с ребенком - живописная фигура-обманка (Россия, XVIII в.), одна из многих, «населявших» домики-павильоны. В дубовых филенках стен пристроились миниатюрные зеркала и цветочные натюрморты, среди которых картины голландского живописца Питера Кастельса (1684-1749 ).
12. Неширокая одномаршевая лестница, ведущая на второй - парадный - этаж, неожиданно приобретает черты импозантности в изящном изгибе перил и сложном рисунке нарядных резных балясин цвета слоновой кости. Стены лестницы, как и встарь, украшены живописными полотнами русских и голландских художников XVII-XVIII веков.
13. Небольшие же помещения первого этажа, зрительно более низкого, с квадратными окнами, были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, моделей иерусалимской и вифлиемской церквей в стеклянных футлярах, античной скульптуры и многого другого.
14. Первый этаж.
15. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение и в архитектуре фасада: высоких оконных проемах, ажурных ограждениях лоджии и балкона, завершении карниза нарядной балюстрадой.
Источники:
http://kuskovo.ru/interery_usadby/ital_yanskij_domik/