Продолжаю рассказы про усадебных фотогорафов 1920-1930-х гг.Я уже делал
подборку фотографий Гринберга,
Юрия Еремина, сегодня рассказ про П.В.Клепикова. После революции Клепиков - фотограф-художник, ставший известным благодаря артистичным съемкам архитектуры. На его снимках усадьбы Марфино, Царицыно, Высокие Горы, Николо-Урюпино, Кусково, Быково. На заглавной фотографии портик главного фасада дворца графа Разумовского, фото 1944 года...
Клепиков родился в 1884 году в Архангельской губернии. Фотографией, как любитель, начал заниматься в 1901 году.
В 1905 г. поступил на военную службу, окончил Чугуевское пехотное училище и Севастопольскую авиационную школу. Во время Первой мировой войны Пётр Клепиков в званиях поручик и штабс-капитан - один из первых русских пилотов-специалистов по аэрофотосъемке. Выполнил большое количество аэрофотосъёмок австрийских позиций в районе города Радом. Клепиков написал учебное пособие по аэрофотосъемке для пилотов (1915). После революции Клепиков - фотограф-художник, ставший известным благодаря артистичным съемкам архитектуры. Одновременно Клепиков выставляется среди пикториалистов с пейзажами и изящными фотографиями-виньетками. Ему были присущи драматизм и монументальность (особенно ярко выраженные в построении диагональных контрастных композиций), оттененные лирическими деталями. Не удивительно, что любимыми сюжетами фотографа были массивные псковские соборы и тонкие силуэты деревьев на фоне неба. Впервые художественные произведения Клепиков выставляет в Москве в начале 1920-х годов, когда становится членом РФО и членом редколлегии журнала «Фотограф». В середине 1920-х годов Клепиков участвует в летних экспедициях в Крым вместе с Ереминым и самостоятельно совершает поездки на Русский Север.
Работая для Общества охраны памятников и в фотоотделе Интуриста на протяжении 1920-1950-х годов он печатает в технике прямой печати фотографии архитектуры, и создает бромойли тех же сюжетов в 1920-1930-х годах, которые были представлены на крупнейших советских и многих зарубежных выставках, особенно с 1928 по 1937 годы. Многогранность натуры Клепикова подчёркивает его изобретательская деятельность - он автор специальной подвески аэрофотоаппарата, изобретеённой в 1917году, в 1930-е гг. изобретает зеркальную насадку к фотоаппарату ФЭД и конструирует электорокисть для бромойля.
В 1962 году в Москве посмертная выставка произведений П. Клепикова демонстрировалась в Центральном доме журналиста и Московском доме учёных.
2. 1925 год.
Усадьба Марфино, псарня.
3. Мотив для декорации (усадьба Николо-Урюпино), 1924 год.
4. Архитектурный мотив (Церковь в
усадьбе Быково).
1920-е годы.
5. 1943 год. Усадьба
Высокие Горы.
6. 1943 год.
Высокие Горы 7. 1945 год.
Кусково.
8. 1948 год. Усадьба
Высокие Горы.
9. 1948 год.
Усадьба Царицыно.
10. П. Клепиков «Подмосковная
усадьба Марфино». Автор удачно использовал солнечный свет. Он создает отражение на воде, благодаря которому изображение выглядит объемным. Покоем веет от этого снимка. Нет ряби на воде, не колышутся листья на деревьях. Снимок ритмичен и строен по композиции.
Краткая биография:
Член Русского фотографического общества с 1922 года - П.В. Клепиков (1884-1960) начал заниматься
художественной фотографией с 1918 года.
До этого времени он окончил Чугуевское пехотное училище, проходил военную службу,
в 1912 году прошел обучение в Севастопольской авиационной школе и получил специальность военного летчика.
В дальнейшем он работал в области аэрофотографии: в 1921-1923 годах был начальником Центрального
аэрофотопарка Воздушного флота, служил на фабрике "Аэрофото" и в "Промвоздух" Воздушного флота.
В 1922 году П.В.Клепиков вступает в РфО и в ВОф, в 1926-1929 годах входит в состав редколлегии журнала "фотограф", где публикует статьи по вопросам теории фотографии и фотографическим процессам.
После экспедиции в Крым выступает на заседании Общества с докладом "Крым в советской фотографии" (в соавторстве с Ю.П.Ереминым).
Клепиков состоял в комитете по организации выставки "Советская фотография за 10 лет", участвовал в экспозиции
и был отмечен "за технически высокий уровень работ, за поиски новых сюжетов и новых способов воспроизведения".
В 1936 году он был подвергнут резкой критике на дискуссии о формализме и натурализме в фотоискусстве
за пристрастие к съемкам "старого быта", "березок и церковок" в ущерб новой социалистической тематике.
С середины 1930-х годов Клепиков работал в Интуристе и совершил поездки по Средней Азии, Крыму, Кавказу,
снимал архитектурные ансамбли Москвы и Подмосковья.
Автор книг "Позитивный процесс" и "Позитивный процесс на солях хрома".
Выставки:
1923 год - Международный фотографический салон в Лондоне; Международный салон фотографического искусства
в Нью-Йорке; 1-я Международная фотографическая выставка в Батавии;
1924 - Международный фотографический салон в Париже; фотографическая выставка РфО в Москве;
1925 - 1-й Итальянский салон художественной фотографии в Турине; выставка, организованная РфО при содействии
Российского общества по изучению Крыма;
1926 - 1-я отчетная выставка Главнауки РСфСР;
1928 год - выставка "Советская фотография за 10 лет" (почетный диплом).
Источники:
Тихое сопротивление. Русский пикториализм 1900 - 1930-х гг.;
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/110228
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/110153
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/110228
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/109787
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/19921
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/110155
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/110229 http://mamlas.livejournal.com/902147.html http://www.photographer.ru/gallery/author77.htm Спасибо, есть что добавить?