В парке Остафьево в 2012 году вернулась беседка-ротонда, ее восстановили. В музей «обещают» вернуться тысяча экспонатов, а главный дом должен быть доделан в 2014-2015 году… Остафьево - музей-усадьба князя Петра Андреевича Вяземского, в которой жил и работал Н. М. Карамзин и неоднократно (три раза) бывал в гостях А.С.Пушкин…
13 января 2013 г.
Усадьба
ОСТАФЬЕВО
Часть 1.
Путешествие по усадьбе Остафьево.
Вяземские, Шереметевы
М О С К О В С К А Я о б л а с т ь ...
... р а й о н П О Д О Л Ь С К И Й
Усадьба Остафьево. 1 часть. Путешествие по усадьбе Остафьево.
Усадьба Остафьево. 2 часть. Музей Остафьево.
Усадьба Остафьево. 3 часть. Старые фотографии и карты усадьбы Остафьево.
Усадьба Остафьево. 4 часть. Остафьево летом 2006 года.
Популярная в Остафьеве легенда гласит о том, что Петр Андреевич Вяземский решил назвать усадьбу первым же словом, которое произнесет приехавший к нему в гости Пушкин. Когда экипаж остановился у дворца, лакей спросил у Пушкина, что делать с его саквояжем. "Оставь его", - ответил поэт. Так и появилось название "Остафьево".
2. В январе 2013 года в Остафьево проходил праздник "Мир отмечает Рождество".
На самом деле название Остафьево упоминается в истории уже в эпоху образования Московского государства. Впервые встречается оно в XIV в" в духовной Калиты, позднее же в духовной Дм. Донского.
3. Дворец реставрируется уже 10 лет.
В начале XIX в. у Остафьева было еще несколько старомосковских названий - Остафьево, Климово тож, и Резаново, Остафьево тож. Часто писали и "Астафьево", "село Астафьевское". Но Вяземские придерживались "окающего" варианта и называли усадьбу только "Остафьево".
4. Пруд.
Усадьба, размещенная в 35 верстах от Москвы, в Подольском уезде, была приобретена князем Андреем Ивановичем Вяземским в честь рождения сына Петра у поручика Журавлева 9 августа 1792 г. за 26 тысяч рублей.
5. Вид от въездной аллеи на запруду реки Любуча.
До Вяземских усадьбой владел с 1751 г. коллежский асессор К.М.Матвеев (1703-1775), "энергичный промышленник из тульских крестьян", он купил у корнета лейб-гвардии Конного полка Александра Яковлевича Голицына деревню Остафьево и сельцо Климово. Новый хозяин сразу же соединил Остафьево с Климовым плотиной через р. Любучу и построил барский дом.
6. В прежние времена дворец был увенчан бельведером, за ветхостью разобранным.
В 1758 г. Матвеев основывает в Остафьеве сначала красочную, а затем суконную фабрику, положившую начало распространению по всей округе прядильно-ткацкого производства.
7. Аллея к западной стороне парка.
Впоследствии жена его выстроила в Остафьево храм, освященный во имя живоначальной Троицы и великомученика Георгия. После этого деревня Остафьево стала именоваться селом.
8. Бельведер недавно вернули на свое место.
Бельведер (от итал. belvedere - «прекрасный вид») - легкая постройка (вышка, надстройка над зданием (часто круглая в плане) или небольшая отдельная постройка) на возвышенном месте, позволяющая обозревать окрестности
По легенде, А.И.Вяземскому очень понравилась липовая аллея в парке, и именно это стало решающим аргументом при покупке. Одновременно было приобретено небольшое (152 крепостных души) село Остафьево. Поместье оставалось во владении Вяземских до 1898 г., после чего перешла во владение графов Шереметевых.
9. Усадьба Остафьево для князя П.А. Вяземского была святым местом, куда он стремился душою.
Усадебный дом в стиле русского классицизма стоит на берегу старинного озера-запруды в Подольском районе Московской области. Его построил в 1800-07 гг. отец поэта, князь Андрей Иванович Вяземский.
10. Широкая лестница спускается от портика к лугу. Сюда в былое время подъезжали экипажи и в чугунных жирандолях горели факелы, освещая колеблющимся пламенем шестиколонный портик, охраняемый двумя беломраморными сторожевыми псами.
В своей новой подмосковной усадьбе Вяземский застал небольшой каменный дом, два маленьких деревянных флигеля и хозяйственные постройки, замыкавшие двор. К дому прилегал парк с центральной липовой аллеей.
11. Карета Вяземских была "4-х местная, с 2 фонарями и 5 стеклами, на рессорах,крытая лаком, с 2 боковыми дверцами и 2 ручками накладного серебра".
Андрей Иванович снес в Остафьево все старые постройки, за исключением амбара. Уже летом 1798 г. в Остафьево начались работы по ремонту плотины, установке кованых решеток и фонарей на мосту.
12. Правый флигель обрамлен верандой, с которой открывается вид на большой пруд.
А. И. Вяземский выстроил в Остафьеве большой дворец, сохранившийся и по сей день. Двухэтажная центральная часть дворца украшена шестиколонным коринфским портиком. Два боковых флигеля соединялись с центральной частью сквозной колоннадой, которая имела сверху открытые террасы.
13. К тому моменту, когда я проголодался, кафе уже закрылось, но говорят цены там демократичные и еда вкусная.
Позднее террасы были покрыты двускатными кровлями. Уже после революции колоннаду застеклили, что исказило облик этого великолепного классицистического сооружения. В прежние времена дворец был увенчан бельведером, за ветхостью разобранным.
14. Восточная часть парка.
Сохранился первоначальный чертеж фасада дворца. На чертеже здание покрыто рустом, боковые флигели увенчаны световыми барабанами. Эти архитектурные детали так и остались на бумаге; поэтому возникло предположение, что строительство дворца велось в отсутствие архитектора, составлявшего проект.
15. Все те же мирные и свежие картины:
Деревья разрослись вдоль прудовой платины,
Пред домом круглый луг, за домом темный сад,
Там роща, там овраг с ручьем, курганов ряд…
П. А. Вяземский
Автор проекта неизвестен; не исключено, что это был ученик Валлен-Деламота И.Е.Старов. Постройке усадебного дома с колоннадами и флигелями предшествовало возведение Свято-Троицкой церкви (автор проекта тоже неизвестен, освящена 1 июля 1782 г.)
16. Как пишет профессор М. А. Ильин, «форма флигелей со скошенными углами и низкими, в один этаж, портиками заставила предполагать авторство И. Е. Старова.
Семейное предание приписывает постройку дома самому А. И. Вяземскому: любитель архитектуры он, вероятно, принимал на месте деятельное участие в возведении дома, но, конечно, по исполненным для него чертежам, быть может, действительно принадлежавшим Старову.
17. На другой стороне пруда.
Одновременно с главным домом создавался и парк. Центральная часть его была разделена на восемь прямоугольных боскетов, сгруппированных по сторонам главной липовой аллеи и обрамленных зелеными стенами-шпалерами из стриженых кустарников.
18. В восточном флигеле находится музей.
Регулярный парк переходил в пейзажный, с небольшими зелеными лужайками, серебристыми группами берез и темными елями. С восточной стороны парк примыкал к пруду.
19. Подобно многим помещикам того времениА.И. Вяземский, он увлекался архитектурой, постройками в своем имении.
Интерьер дворца интересен расположенным по центральной оси здания типичным для многих усадебных домов овальным залом, которому соответствует со стороны паркового фасада полукруглый выступ, украшенный пилястрами.
20. Центром здания был овальный зал, где почти каждый вечер собирались гости.
Сама усадьба сохранила некоторые черты центрально-осевой композиции. Композиционная ось усадьбы совпадает с осью симметрии главного дома. По этой оси расположен въезд в усадьбу по плотине пруда, а со стороны паркового фасада - большая липовая аллея.
21. Снегозаец в парке Остафьево.
Вблизи дома явно просматриваются следы четкой регулярной планировки парка (в настоящее время в основном утраченной), но партер перед главным фасадом отличается уже свободным расположением дорожек.
22. В 1913 году в усадьбе соорудили памятник А. С. Пушкина.
Большой пруд, обрамляющий усадебный ансамбль, придает Остафьеву особое обаяние. Возведение церкви в стороне от центра усадьбы, над прудом, - прием, нередко встречающийся в усадебной планировке.
23. Надпись на памятнике А.С. Пушкину.
А. И. Вяземский пригласил поселиться в Остафьеве своего зятя, Николая Михайловича Карамзина, который с 1804 по 1815 гг. работал здесь над трудом «История государства Российского».
24. Бюст Пушкина работы скульптора А. М. Опекушина, как представляющий большую художественную ценность, быт затем взят в Музей А. С. Пушкина, в парке же установили его копию.
Остафьево вошло в историю не только русской литературы, но и русской аэронавтики. Именно там в 1804 г. приземлилась первая русская женщина, совершившая полет на воздушном шаре - Прасковья Юрьевна Кологривова. 7 лет спустя она стала тещей владельца усадьбы Петра Андреевича Вяземского.
25. Александр Сергеевич жил в Остафьево 3 раза.
В апреле 1807 г. после смерти отца владельцем усадьбы стал Петр Андреевич Вяземский, при котором Остафьево стало одним из символов культурной жизни России. Петр Андреевич посвятил родной усадьбе множество стихотворений, среди которых "Деревня" (1817), "Родительский дом" (1830), "Сельская церковь" (1856), "Приветствую тебя, в минувшем молодея..." (1857), "Нет, не видать уж мне Остафьевский мой дом..." (1863).
26. Поставил памятник граф и историк Сергей Дмитриевич Шереметев.
Осенью 1811 г. была свадьба П. А. Вяземского, после чего молодые уехали в Остафьево, а Карамзины, жившие там, приехали в Москву.
27. Горбатый мостик.
В Остафьеве нелишне вспомнить, что этой усадьбе Карамзин был обязан сохранением своего колоссального труда. Перед наступлением Наполеона Карамзин один из экземпляров «Истории...» отдал в кремлевский архив, другой (лучший, по его словам) оставил в усадьбе Вяземских. Кремлевский архив сгорел.
28. Ротонда была восстановлена в 2012 году.
Можно вообразить, каким ударом было бы для писателя известие о том, что не уцелело и Остафьево, а с ним и плод многолетнего труда. Но Остафьево, к счастью, осталось невредимо, хотя и на него был совершен набег неприятеля.
29. На восстановление было потрачено около 10 млн. рублей.
Весьма любопытна фигура Вяземского на Бородинском поле. Он прибыл в армию накануне сражения, был назначен адъютантом Милорадовича. Но, к отчаянию юного воина, оказалось, что лошадь его еще не доставлена и ему не на чем ехать на поле битвы. «Мне тогда казалось, что если до конца сражения не добуду себе лошади, то непременно застрелюсь».
30. Мост был построен через водослив пруда после войны 1812 года.
К счастью, коня Вяземскому одолжил один из адъютантов Милорадовича, и, галопируя по Бородинскому полю под свист пуль и пролетающих ядер, он чувствует себя... спасенным от смерти! Свист пуль он принимает за свист хлыста и, пожалуй, не понимает всей меры опасности, которой подвергается. В довершение ко всему на нем был малознакомый в армии мундир и многие русские принимали его... за француза.
31. Берег пруда.
Кумир московской молодежи, весельчак и острослов, за свои обличительные стихи П.А. Вяземский был практически сослан в 1821 г. в Остафьево и жил здесь под особо строгим надзором полиции.
32. Горбатый мост.
Именно в эти годы сюда заезжала творческая элита золотого века русской литературы. Поэты К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский, В.Л.Пушкин - дядя великого поэта, А.И.Тургенев - близкий друг Н.И.Новикова, писателя, журналиста и издателя, дружившего с А.И.Вяземским; …
33. Снеговик-старичок.
…граф А.И.Мусин-Пушкин - государственный деятель, археограф, историк и коллекционер, прославившийся открытием и первой публикацией "Слова о полку Игореве"; писатель М.М.Херасков, баснописец И.И.Дмитриев, историк М.П.Погодин;…
34. Здесь регулярный парк переходит в пейзажный.
…будущие декабристы В.К.Кюхельбекер, М.С.Лунин; Н.И.Тургенев, герой войны 1812 г.; поэт Денис Давыдов; наконец, А.С.Грибоедов, Адам Мицкевич, Н.В.Гоголь и сам А.С.Пушкин.
35. Многочисленные дорожки огибали рощи и купы деревьев.
Отделывался дом, был построен мост через водослив пруда, поддерживались оранжереи и цветники, а комнаты наполнялись мебелью, фарфором и разной утварью. Вяземские зажили в Остафьеве открытым домом. В торжественные дни бывал в усадьбе съезд гостей с раннего утра, а иногда еще и с вечера накануне.
36. Копаный пруд.
Нередко, в той комнате, где стоит биллиард, разыгрывались русские и французские пьесы, пелись сочиненные на случай куплеты. День заключался балом в зале, освещенной расставленными по карнизу сотнями плошек и стаканчиков, прерываемый столь же обильным, как и обед, ужином и непременным фейрверком, огневой забавой, без которой не обходился ни один праздник в помещичьем быту.
37. Сколько подлинного величия душевного - в одной хотя бы фразе о Пушкине из письма Жуковского Вяземскому 1815 года: «Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».
Далеко за полночь продолжался бал под звуки крепостного оркестра, обычно приглашаемого из соседнего Суханова. На домашней сцене, в разное время, играли Грибоедов, молодой Ваксель, будущий каррикатурист, оба Пушкина. Заблаговременно выписывались из Москвы материалы для декораций, приглашался художник и даже танцмейстер.
38. Обелиск.
Пушкин гостил в Остафьеве трижды; здесь даже должна была состояться свадьба поэта. После смерти Пушкина его вдова подарила часть пушкинских реликвий Петру Андреевичу Вяземскому; а его сын, Павел Петрович, перевез их в Астафьево и разместил в специальном мемориальном кабинете.
39. Памятник П.П. Вяземскому.
Название «Русский Парнас» принадлежит Пушкину. Парнас - гора в Греции; в мифологии - место пребывания муз, в античной и европейской культуре - символ поэзии, поэтического признания. Также во Франции существовала парнасская школа - группа (движение) французских поэтов, противопоставивших своё творчество поэзии и поэтике романтизма (1860-1890-е годы).
40. Марсово поле.
Среди вещей - письменный стол Александра Сергеевича, жилет, снятый с раненого поэта, свеча с панихиды и даже кора с березы, возле которой Пушкин стоял во время дуэли. А еще - тринадцать автографов поэта, среди которых его письма к Вяземскому и Жуковскому.
41. Вдоль главного дома и галерей в начале XX века росла сирень обыкновенная.
С июня 1861 г. усадьбой по доверенности отца управлял, а с 1865 г. - владел сын П.А.Вяземского Павел Петрович, поддерживавший в нетронутом виде мемориальные комнаты своего отца, Пушкина и Карамзина.
42. Западный флигель.
Он также обставил в средневековом вкусе Готический зал, где были выставлены «ранние доски» - картины средневековых немецких художников, привезённые им из Германии. Основная часть художественного собрания Вяземского в настоящее время принадлежит Пушкинскому музею в Москве.
43. Галерея.
После смерти вдовы князя Павла, Марии Аркадьевны, в 1889 г. имение перешло к их сыну князю Петру Павловичу (1854-1931), однако он жил в Петербурге и практически не уделял Остафьеву внимания.
44. Восстановление галереи.
В 1898 г. Остафьево приобрел граф С. Д. Шереметев, женатый на внучке П.А.Вяземского Екатерине Павловне. Он обустроил липовую аллею «Русский Парнас», в 1911-13 гг. установил в парке памятники Карамзину, Пушкину, Жуковскому, П. А. и П. П. Вяземским.
45. На галерее Остафьева в память об этих событиях стояли прежде пушки времен войны с Наполеоном.
Природа Остафьева, неброская и типично русская, уже сама по себе должна была чем-то определять характер, духовное состояние, настроение людей, живших здесь и бывавших. Хорошо сказал о ней один из более поздних владельцев усадьбы - С. Шереметев: «Кто ищет богатства и разнообразия природы, у кого мысль блуждает и уносится в чужую даль, того не удовлетворит скромная природа Остафьева, но у кого не иссякло родное чувство, тот поймет, что здесь он дома, потому что эта природа.
46. За участие в Бородинском сражении Вяземский получил незначительный орденок - на этом и закончилась его военная карьера.
В конце XIX века было предпринято издание Остафьевского архива с бесценными сведениями о жизни литературной России пушкинского времени. Неизданные документы из остафьевского архива Вяземских находятся в распоряжении Российской национальной библиотеки.
47. За Бородинское сражение Вяземский был награжден орденом св. Владимира четвертой степени с бантом и памятной медалью. В честь этих событий Вяземские украсили боковые фасады Остафьевского дома четырьмя барельефами.
В 1911 году в парке Остафьева по проекту Н. 3. Панова был поставлен памятник Н. М. Карамзину. В верхней его части - отлитые из металла тома «Истории государства Российского». Памятник стоит напротив окна бывшего кабинета Карамзина.
48. В июне 1807 г. А. И. Вяземский скончался, оставив на попечении Карамзина 15-ти летнего сына Петра, будущего поэта, и родную дочь Екатерину.
В 1913 году в усадьбе соорудили (также по проекту Н. 3. Панова) памятники А. С. Пушкину, П. А. Вяземскому, В. А. Жуковскому.
49. Памятник Н.М. Карамзину.
Бюст Пушкина работы скульптора А. М. Опекушина, как представляющий большую художественную ценность, быт затем взят в Музей А. С. Пушкина, в парке же установили его копию. Позднее к этим памятникам присоединился скульптурный портрет П. П. Вяземского.
50. Главная аллея парка, подходящая вплотную к дому, имеет свое название. Пушкин, гостивший у Вяземских, окрестил ее, по преданию, "Русский Парнас"; действительно, по ней гуляли Жуковский, Карамзин, Дмитриев, Мицкевич, Д. Давыдов, Пушкины и многие другие гости Остафьевского хозяина.
В Остафьеве не сохранилось затейливых садовых украшений. Только четыреугольный пруд, теперь высохший, старинная планировка дорожек и куртины между дубами дошли до нашего времени.
51. Памятник П.А. Вяземскому.
Разрослись деревья, заглох парк, в своей запущенности имеющий своеобразную прелесть, особенно осенью, когда осыпаются багряные и желтые листья и на светло-синем небе выделяется черное плетение сучьев. А задумано было много всяких прикрас.
52. Многие липы, по мере роста, изогнулись в сторону боскетов, чтобы получать больше света.
Сохранился проект сада "практика садов и архитектора" Ф. Мельникова (1821 г.), где находим "руин разоренной Трои", место "карусели" и различные "цветовые горки". Тут же предполагались еще "увеселительная роща для различных игр", "Драконово гнездо" и многие другие затеи. Надо думать, что проект этот шел слишком вразрез с существовавшими уже насаждениями и потому, вероятно, не был приведен в исполнение.
53. Лиственница возле главного дома.
Планировка парка осталась, в общих чертах, такой же, какой была еще при покупке имения Бяземскими. Гораздо ближе к действительности уже упоминавшийся, значительно более ранний, общий перспективный план усадьбы 1805.
54. Веселый остафьевский снеговик.
Шереметевы не эмигрировали. Оставшись в России, они сочли своим долгом спасти Останкино, Кусково, Остафьево с их уникальными коллекциями. Они добились охранной грамоты для усадьбы. Для себя запаслись рекомендательным письмом, подписанным Луначарским. В 1918 г. умирает Сергей Дмитриевич. Его сын - Павел Сергеевич Шереметьев назначается хранителем усадьбы и первым директором «Музея дворянского быта».
55. Кабинет медали.
Но в 1928 году его уволили, семью выселили из усадьбы. С этого момента судьба Остафьева была решена.
56. Секретный проход к колодцу.
Музей был закрыт и разворован, экспонаты уничтожены, частично разбросаны по другим музеям и к нашему времени зачастую осели в частных коллекциях. П.С. Шереметьев закончил свои дни в башне Новодевичьего монастыря в бедности среди жалких остатков библиотеки, знамен Полтавской битвы и нескольких картин.
57. Хозяйственные строения. Здание бывшей суконной фабрики.
Усадьба подверглась национализации. До 1930 г. действовала как музей, хранителем которого был правнук П.А.Вяземского граф Павел Сергеевич Шереметев (1871-1943), затем Остафьево было отдано под пионерский лагерь, в 1950-е гг. переоборудовано под дом отдыха Совета Министров СССР.
58. Храм Святой Троицы.
В это время облик усадьбы подвергся значительным изменениям: была полностью обновлена планировка усадебного дома, пристроена каменная балюстрада, утрачены многие оригинальные детали планировки остафьевского парка.
59. Промышленник К.М.Матвеев, владевший усадьбой во второй половине XVIII века, выстроил церковь Михаила Архангела (начало 1780-х гг.).
В 1988 г. Остафьево было перепрофилировано в литературно-исторический музей. В феврале 1995 г. Указом Президента РФ музей-усадьба Остафьево «Русский Парнас» была включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. В усадьбе ведутся реставрационные работы, которые предполагается полностью закончить в 2015 году к празднованию 250-летия со дня рождения Н. М. Карамзина.
60. Церковь была построена в 1781 году.
Пару слов об Остафьевском храме. К основному кубическому объему храма, над которым возвышается глухая ротонда, увенчанная куполом с четырьмя люкарнами, примыкают с противоположных сторон равные по высоте и ширине трапезная и алтарная часть. Элементы декора храма частично выполнены из белого камня.
61. Композиция плана указывает на тесную связь памятника с культовой архитектурой барокко.
Интересен интерьер церкви. Внутреннее помещение не квадратное в плане, как можно было ожидать, исходя из внешнего вида здания, а круглое, причем его диаметр равен внутреннему диаметру венчающей ротонды.
62. В годы войны в пустующем здании церкви была столовая для военных Остафьевского аэродрома.
Ротонда как бы встроена нижней частью в кубическое основание. Подобный прием является характерной чертой архитектуры барокко, влияние которой чувствуется в этом раннеклассическом памятнике.
63. Всех священнослужителей, как и положено, хоронили около церкви, а самих священников - у стен алтарной ее части. Последними из священников были захоронены Михаил Петровский в 1922 году и Александр Архангельский в 1929 году.
У стен церкви похоронена Екатерина Павловна Шереметева, которая умерла 24 января 1929 года.
64. Ротонда как бы встроена нижней своей частью в кубическое основание.
Послереволюционные годы стали самыми тяжелыми в жизни графини Шереметевой: были арестованы и вскоре расстреляны оба её зятя, подвергались арестам родственники и друзья семьи. В декабре 1918 года скончался её муж, и Екатерина Павловна была вынуждена жить в семье сына Павла Сергеевича, который был назначен заведующим музеем-усадьбой «Остафьево», бывшим имением Вяземских.
65. Тишина и уединение.
Во второй части рассказа вы увидите фотографии из Музея Остафьево...