Крепостной зодчий Яков Бухвостов создал в храме села Убор по поручению помещика боярина П.В.Шереметева одно из самых законченных достижений среди церквей так называемого "нарышкинского барокко". Во время Отечественной войны 1812 г. через Уборы проходили французы, сильно разорившие храм (в церкви стояли лошади французов). Совсем недавно, 100 лет назад, в маленьком сереньком флигельке, единственном уцелевшем домике с колоннами-столбиками, украшающими крылечко, жил последний владелец этого родового гнезда, гр. П.С.Шереметев. Говорят, подъезд к реке и усадебным прудам совсем перекроют, будет элитный гольф-клуб…
14 апреля 2012 г.
Усадьба
УБОРЫ
Шереметевы
М О С К О В С К А Я о б л а с т ь ...
... р а й о н О Д И Н Ц О В С К И Й
Уборы - древнее подмосковное село. Оно упоминается с 1610 г. как вотчина стольника Ивана Петровича Шереметева.
2. Вид с другого берега от заправки "Лукойл".
В 1673 г. здесь строится первая церковь Спаса Нерукотворного Образа - деревянная. Строительством руководил потомок И.П. Шереметева - Пётр Васильевич, именовавшийся в актах Шереметевым-Меньшим.
3. "Отсюда открывается далекий вид. Напротив, за рекой - Уборы. Стало быть, был некогда здесь большой лес, куда ездили, верно, охотиться и Борис Годунов, и Тишайший царь Алексей Михайлович. Место это древнее, и воспоминания о нем старее, чем о многих других местах." (А.Греч "Венок усадьбам")
Под конец жизни Шереметев вместо обветшавшей деревянной церкви пожелал поставить каменный храм. Строить церковь (1693 г.) подрядился Яков Бухвостов с товарищами Мишкой Тимофеевым и Митрошкой Семёновым, с обязательством закончить работу в 1695 г.
4. Спасский храм - шедевр древнерусского искусства.
Здание было завершено отделкой, по-видимому, лишь в 1700 году, так как 17 сентября этого года был выдан антиминс на освящение храма.
5. Футбольное поле и старый липовый парк.
Совершенно естественно, что, приступая к постройке нового храма в своей усадьбе, Шереметев не просто думал заменить рядовую деревянную церковь каменной, а хотел создать выдающееся по своим художественным качествам произведение, не уступающее лучшим московским храмам того времени.
6.
Надо думать, что вместе с храмом строились и боярские хоромы, поскольку на их месте в начале прошлого столетия были найдены обломки многоцветных изразцов.
7. Слева от липового парка усадьбы А.Шилов построил на месте снесенного магазина небольшой замок.
В течение лета 1694 года строительные материалы для постройки церкви в Уборах стали поступать на место. Перед Бухвостовым встала не терпящая отлагательств задача - начать постройку. Сооружение задуманного храма с его убранством за два строительных сезона было для конца XVII века очень коротким сроком.
8. В парке.
Несколько месяцев уже были потеряны из-за отсутствия строительных материалов. По-видимому, в течение 1694 года по сооружению храма было сделано весьма мало. В течение следующего, 1695 года дела в Уборах по существу двигались также крайне медленно, что вынудило заказчика П. Шереметева обратиться в Приказ каменных дел.
9. Выход к прудам.
В челобитной, поданной 20 мая, еще до истечения срока постройки, который приходился на 1-8 сентября 1695 года, Шереметев указал, что зодчие «тое церковь против порядной своей записи на срок и после сроку и полавины не зделали, и ныне не делают».
10. Все близлежайшие территории усадьбы уже отмечены столбиками "частная собственность"
Заказчик просил составить опись произведенным работам, а Бухвостова и его товарищей в Переславле «сыскать и взять в Приказ каменных дел». Так возникло «Судное дело» против Бухвостова.
11. Говорят, подъезд к реке и прудам совсем перекроют, будет элитный гольф-клуб.
В течение осени и зимы 1694-1695 годов запасы строительных материалов были попоплнены. С весны 1695 года работы должны были возобновиться. Но неожиданно все дело затормозилось.
12. Пруды уже превращаются в болота.
Подрядчик отказался от продолжения работ, так как со стороны заказчика - Шереметева - было предъявлено требование изменить композицию сооружения: «…по воле его боярина Петра Васильевича учинилась в том церковном деле сверх записи прибавка большая; на стопе церковной довелось было делать осмерик, и в том де месте велел делать четверик, а тот осмерик ведел делать на четверике…».
13.На усадебных прудах катаются на квадрациклах.
Дальнейшая история постройки храма в Уборах вкратце представляет собой следующее. Приехавший из Переславля Рязанского Бухвостов был поставлен перед необходимостью приспособить уже построенное к новым требованиям Шереметева.
14.
Естественно, мастер не стал заново перестраивать всего того, что было сделано за 1694 год, хотя Шереметев не отказался оплатить увеличившийся объем строительных работ. Постройка продолжалась на основе уже сделанного.
15. Чайки на нижнем пруду.
Бухвостов, объясняя причины недоведенной до конца постройки, говорит: « мы, подрятчики…на выкрушках же и на четворике, и на осмирике, и на шестерике кзымсов и шпренгелев, и столбов, и короштунов не поставили…», то есть здесь перечисляются недоделанные и не поставленные на места белокаменные детали на основных частях здания, а именно - на трехлепестковых в планах притворах, на четверике, на восьмерике и на шестерике.
16.
Известно, что в настоящее время никакого шестерика на храме Убор не имеется. Как будет видно ниже, в начале XIX века ремонт существенно затронул внешность здания, в результате чего исчезли значительные архитектурные и декоративные детали памятника.
17. Пирамидальный объём храма поставлен на высокий стилобат, повторяющий волнообразный план здания, и превращённый в круговую галерею - гульбище с двумя лестницами-всходами.
К этим деталям относился и шестерик, венчавший собой второй восьмерик, где расположен звон. Любопытно, что Бухвостов не называет этой последней части здания. По-видимому, это можно объяснить тождественностью ее форм с основным световым восьмериком.
18. Слева "нижний" пруд.
Но не только в этом существо дела. Наличие названного шестерика, действительно, было бы странным в архитектуре храма, если бы не существовали подобные детали в других памятниках. Фотография церкви того же села Петровского-Дурнева свидетельствует, что завершающие притворы главы имели шеи-барабаны в виде шестигранников.
19.
Первоначальный замысел Бухвостова храма в Уборах может быть воссоздан следующим образом: нижняя часть храма с окружающей его папертью-галереей (первый ярус) была такой же, как она существует сейчас; притворы и алтарь увеличивались главами; над этим нижним ярусом должен был подняться восьмерик основного храма. Восьмерик храма должен был быть увенчан восьмериком звона, близким по форме и убранству к существующему. Последний в свою очередь венчался шестериком барабана-шеи главы. Существующее убранство, естественно, дает возможность предполагать подобное же и на неосуществленном основном восьмерике.
20. Безупречные пропорции церкви дополняет роскошное, феерическое декоративное убранство. Глиптография, [глиптика, резьба по камню] достигающая во втором ярусе кружевной ажурности вовсе не аппликативна или статична, она носит необыкновенно объёмный, сочный и темпераментный характер. Резной белый камень здесь настолько пластичен, что поначалу представляется лепниной, скульптурно выступающей на гладкой терракотовой поверхности стен.
Равновеликость алтаря и притворов, а также центричность общего композиционного построения плана здания привели зодчего к необходимости повторить в притворах как общую форму, так и детали очертания алтаря. В результате сложился план, отличающийся особым единством и цельностью. Сравнение с планом надвратного храма Нового Иерусалима и с церковью в Филях позволяет утверждать, что Бухвостов добился здесь гораздо более ощутимых результатов в разработке центрических композиций (в первом случае трехчастие алтаря выделено постановкой колонн, во втором - алтарь и западный притвор увеличены в объеме).
21. Вдалеке Москва-река.
Естественно, что при подобном последовательном проведении принципа центричности, притворы не могли остаться прежними несколько аморфными и безразличными к центральному пространству пристройками. Действительно, Бухвостов максимально расширил арки, соединяющие их с собственно храмом, и придал этим аркам стрельчатое очертание. Этот прием объединил пространство притворов с пространством храма. Тем самым новая планировка получила свое естественное и логическое развитие в композиции внутреннего пространства здания. Храм внутри вместе с притворами выглядит единым и целостным организмом, находящим себе параллель в небольшом храме Петра митрополита 1689 года в Высоко-Петровском монастыре в Москве.
22. Первая бабочка.
Пространственность и легкость внутреннего облика храма в Уборах была достигнута благодаря ряду новых технических приемов. Подключников отметил, что пролет арок Бухвостов довел до 7,5 метров (против 5 метров в Филях). Он упразднил в них промежуточные столбы и свел площадь сечения угловых столбов (без учета стен притворов) до 4,7 квадратных метра, вместо 9,8 квадратных метров в церкви в Филях. Иными словами, он облегчил их ровно вдвое. Пяты угловых арочек (при переходе четверика в восьмерик) Бухвостов разместил над разгрузными арками оконных амбразур. Помимо этого, следует указать, что толщина сводов восьмериков храма была доведена до минимума, достигнув в восьмерике звона толщины всего лишь в один кирпич. Система же построения сводов притворов свидетельствует о стремлении зодчего рассматривать их как своего рода аркбутаны, передающие часть распора от сводов центральной части здания на стены притворов.
23. Декор здания пронизан западными барочными традициями, спаянными с национальными декоративными приёмами.
Особенностью гульбища храма в Уборах является его значительная ширина. Если в Филях гульбище по существу представляет собой лишь узкий проход, мало приспособленный для движения даже одного человека, то в Уборах это настоящая широкая терраса.
24. Наличники окон и обрамления порталов с разорванными фигурными очельями, украшенные крупными завитками и раковинами необычайно эффектны.
Гульбище же в Уборах наделено совершенно иным качеством. Оно незначительно возвышается над уровнем земли, представляя собой как бы архитектурно оформленную часть последней. Гульбище Убор - это выровненная горизонтальная плоскость, окружающая поставленное на ней здание. Относительно невысокие лестницы северной и западной стороны (южная лестница более значительна из-за склона холма, на котором поставлен храм) невольно заставляют взойти по ним, а выстланная белокаменной лещедью терраса, обходя храм, вводит и во внутрь. Такое построение принципиально ново по сравнению с одновременными произведениями. Бухвостов сделал здесь значительный шаг вперед по отношению к своим собратьям по искусству. Осуществленный им прием более жизнен, более непосредствен, он связывает здание теснее с землей.
25.
Данные «Судного дела», наблюдения исследователей памятника и изучение существующего здания при их сопоставлении позволяют сравнительно полно представить себе облик храма. На широком открытом гульбище-террасе, обведенном, словно поясом, парапетом с белокаменной фигурной резьбой в ширинках, с белокаменными же шарами по его борту на террасе. В местах пересечения этих криволинейных в плане поверхностей поставлены колонны. Стволы колонн покрыты врезанными в их тело акантовыми листьями, черешки которых обрамлены нитками жемчуга. Этой белокаменной резьбе вторят пышные наличники окон, украшенные завитками растительного орнамента. Над карнизом притворов некогда поднимались замысловатые по рисунку и декоративные главы (все это уничтожено, видимо, в XVIII веке).
26. Капители колонок неординарны по своему художественному образу, они сочетают листья аканта и нежные гелики, а так же головки херувимов (в порталах), дополненные растительными элементами.
В центре этой столь пластической по своему характеру группы цилиндрических тел высился четверик, на углах которого, перед настенными лопатками, также, видимо, стояли колонны. Восьмигранные «лежачие» окна подчеркивали статичную форму четверика. Поверх последнего к небу поднимались два поставленных друг на друга уменьшающихся по объему восьмерика. Последний, предназначенный для размещения в его открытых арках-пролетах колоколов, нес шестигранный барабан венчающей главы. Декоративные детали ребер граней, окон и арок имели богатейшую белокаменную резьбу, отчетливо выделявшуюся на фоне оранжево-красных стен. Ажурные подзоры, отбрасывавшие узорную тень на тонко-профилированные карнизы, вторили ажурным же позолоченным крестам на главах.
27.
Во время Отечественной войны 1812 г. Через Уборы проходили французы, сильно разорившие храм (в церкви стояли лошади французов). В 1938 г. Советские власти принародно разграбили церковь, уникальный иконостас был распилен на части и сожжен в центре храма. Колокола звонницы сбросили и увезли на переплавку. Церковь пустовала много лет, потом в ней хранили сено. В настоящее время храм действующий.
28. Совсем по европейски выглядят барельефные заполнения парапетов мотивами изобилия с заморскими цветами, виноградными гроздьями и лопнувшими плодами гранатов.
Собственно, усадьбы уже давно нет здесь и почти не видно даже места, где стоял прежде барский дом. Только двухсотлетние липы, за вековую жизнь свою величаво разросшиеся, намечают следы еще не вполне исчезнувшего парка, омываемого излучиной синеющей Москвы-реки.
29.
В маленьком сереньком флигельке, единственном уцелевшем домике с колоннами-столбиками, украшающими крылечко, жил последний владелец этого родового гнезда, гр. П.С.Шереметев.
30.
Здесь сохранялся любопытнейший бытовой архив села Убор, здесь висели между книжными полками старинные портреты Яковлевых из имения Покровское, что выше по реке, на границе Звенигородского и Рузского уезда, где проводил свои молодые годы А.И.Герцен. Все это было увезено потом в Остафьево. А сам домик исчез.
31. Кладбище.
У подножия храма сохраняются остатки старинного кладбища, есть интересные надгробия. Здесь покоится семейство священников Добролюбовых, посвятивших свою жизнь служению Господу в этом храме.
32. Здесь покоится семейство священников Добролюбовых.
За последние два года в храме произошли разительные изменения. Благодаря усилиям настоятеля отца Александра и прихожан Спасская церковь обрела новую жизнь, в полной мере выполняет православную духовную миссию и восстанавливает утраченную в советские годы красоту.
33.
34.
35. Вид из церкви на нижний пруд.
36.
37.
Старые карты
1766 год. Село Спасское.
1796год.
1860 год.
1925 год.
1939 год.
1940 год.
1942год.
1942 год.
1980 год.
2008 год.
Google
Google
Старые фотографии
Ссылки на Panoramio и Google Earth
http://www.panoramio.com/photo/70502202
http://www.panoramio.com/user/3393283/tags/Уборы Ссылки
http://nataturka.ru/usadiba/ubori.html
http://hist-usadba.narod.ru/links0-104.html
http://www.dio.ru/moskovia/ubori.htm
http://nubo.ru/pavel_egorov/home/turism/turism10.html
http://autotravel.ru/otklik.php/2435
http://autotravelru.livejournal.com/349681.html
http://hram-ubory.ru/
http://rus-nature.livejournal.com/338507.html
http://www.photosight.ru/photos/3934117/
http://mkrivosheeva010660.ya.ru/replies.xml?item_no=22405
http://mishbanych.livejournal.com/85980.html
http://baroque-art.livejournal.com/31858.html
http://av4.livejournal.com/50877.html
http://taanyabars.livejournal.com/111609.html
http://stilarhitekturi.livejournal.com/147916.html
http://zevelev.livejournal.com/67418.html
http://ilja-matveev.livejournal.com/183901.html
http://put-neispovedim.livejournal.com/41310.html
http://byzantine-way.livejournal.com/98544.html
http://tunna.livejournal.com/77560.html
http://daybyeday.livejournal.com/37847.html
http://temples.ru/card.php?ID=2578
http://www.oiru.org/biblio/40.html
http://www.flickr.com/photos/deadokey/sets/72157629481526138/
Спасибо, есть что добавить?