Усадьба СТАРБЕЕВО, Московская область, Химкинский район

Mar 09, 2011 17:53


Дата фотографий 1 марта 2011 года
Усадьба Старбеево по дороге от усадьбы Петровское-Лобаново в Химках через Химкинский лес в сторону а/п Шереметьево. От усадьбы сохранилась пара деревьев на берегу канала им.Москвы, напоминания о прудах и деревянная церковь XVIII века, которую еще 250 лет назад перенесли в соседнюю деревню Гнилуши...





Первым владельцем этой местности на правах поместья считается окольничий  князь Петр Иванович Татаев.

2. Остатки усадебного парка вдоль канала Москва.  
Трудно сказать, в каком состоянии ему  была пожалована подмосковная вотчина в ХVI веке. Но при нем уже здесь в селе, расположенном на берегу заболоченной речки Гнилуши, у пруда, в окружении убогих крестьянских строений, стояла  небольшая деревянная  церковь «страстотерпца Егория, а в ней образа, и свечи,  и книги, и на колокольнице колокола». И, конечно же, присутствовал образ святого Георгия, пронзающего дракона.


3. На другое стороне через канал напротив Старбеево видны новые коттеджи.  
Обычно так  »страстотерпец Егорий» изображался  на православных иконах, ведь одна из легенд, посвященная  его житию, рассказывает, что когда-то страшный змий, поселившийся  в озере, долгое время мучил жителей близлежащего города, и они  были вынуждены  приносить ему в жертву своих детей.


4. Остатки парка и прудов в Старбеево.  
Когда на откуп змею  привели прекрасную царскую дочь - христианку - по Божьему благословению  явился святой Георгий в образе молодого воина.



5. Вдоль канала Москвы в усадье Старбеево было два вытянутых пруда.  
Сотворив  крестное знамение, он поразил  копьем змия, который пал к его ногам. И вновь добро восторжествовало над злом.


6. Остатки напоминаний о парке и прудах.  
Но, когда мужественный юноша, уверовав в Иисуса Христа, публично принял христианство, и вступился перед императором за братьев по вере, его заточили в темницу.


7. Парк усадьбы Старбеево находился на том месте, где сейчас ближняя к Химками часть Старбеево примыкает к каналу Москва.

Претерпев жестокие мучения, он все же не отрекся  от Христа,  за что и был казнен в Никомедии 23 апреля (6мая) 303 года.



8. Вид на Гнилуши от Старбеево.  
На Руси святого Георгия издавна почитали, ему посвящались и храмы, в том числе - в поместье Старбеево.


9. Вид от Старбеево в сторону Химок.  
Какой период времени владел Старбеевым Петр Иванович Татаев, неизвестно. Однако, согласно Писцовым книгам, уже в 1573 году это село и  церковь  принадлежали Георгию Неклюдову и Михаилу Соманову.


10. На то место, где сейчас построена церковь Казанской иконы Божией Матери в Тарбееве и в 20 метрах от нее, была перенесена старая деревянная церковь из Старбеево в Гнилуши.  
В те годы, видимо, вотчина переживала свой упадок. В селе значился двор помещиков, да два двора крестьянских с тремя душами мужского населения. Женщины тогда еще в официальных документах не учитывались.


11. Новая церковь Казанской иконы Божией Матери в Тарбееве закрывает деревянную Георгиевскую.  
Остальные дворы - двор боыльский, да три крестьянских - были  пусты.  Церковь стояла без пения. Никто не проживал и в домах, предназначенных для священнослужителей.


12. От Старбеево до Гнилуши было недалеко.  
Через 12 лет вотчина в Старбеево  оказалась в руках Аксиньи Михайловской, а после нее, некоторое время находилась во владении старицы Вознесенского девичьего монастыря, бывшей княгини Фетиньи Дехтеяровой-Ростовской.



13. Сейчас на месте деревни Гнилуши вот такие коттеджи.  
В первой четверти ХVII столетия,  в 1616г.,  поместье Старбеево было куплено Григорием Мартемьяновым, и  немного позже, в 1623-1624  годах, передано по наследству жене Марии и сыну Луки.



14. Остатки парковых деревьев в Старбеево.  
К этому времени Россия начала потихоньку залечивать свои раны, нанесенные ей польско-литовской  интервенцией и борьбой Бориса Годунова, Василия Шуйского и Лжедмитрия за русский царский престол.  


15. Дорога в поселке Старбеево.  
Проходивший в феврале 1613 года Земский Собор торжественно провозгласил российским царем 17-летнего Михаила Федоровича Романова. А в 1619 году в России было возобновлено  патриаршество, установленное здесь в 1589 году и прерванное кончиной патриарха Ермогена  в застенках Чудова монастыря.


16. Сейчас Старбеево состоит и старых домов и новых коттеджей.  
Во главе русской православной церкви встал патриарх Филарет, который  многое сделал для усиления ее значимости, как в государственных делах, так и в жизни общества.



17. Завод в Старбеево.  
С этого момента изменяется положение и в селе Старбеево. Увеличилось число его жителей,  во дворах священнослужителей поселись  «поп Сидор Андреев да дьячок Климко Данилов».  


18. Пруд в Старбеево.  
Стало втрое больше бобыльских дворов. В пустовавших ранее вотчинников строениях  разместились деловые люди. Возросло и число крестьянских дворов.


19. Аллея которая вела от усадебного дома к прудам.  
Георгиевская церковь была обложена данью, которая собиралась в патриаршую казну с «жилых церквей» - ведь ей принадлежала пустошь с покосами.


20. Пруд в поселке Старбеево.  
В 1667 году  в Старбеево существовало уже 11 крестьянских да 7 дворов деловых людей, как теперь стали называть  дворовых.


21. Предки рабочего 250 лет назад переносили деревянную Георгиевскую церковь.  
Почему здесь появляются деловые люди? Дело в том, что Мартемьяновы, кроме этого поместья, владели и другими вотчинами, поэтому своих дворовых людей, которым теперь предписывалось выполнять повинности не только по хозяйству, но и обрабатывать вотчинниковые земли для нужд двора, они переселили и в Старбеево.


22. Химкинский лес.  
После окончательного закрепощения крестьян Уложением 1649 года, и вследствие  расширения  барской запашки, в ХVII веке вотчинники все больше и больше    используют деловых людей в сельском хозяйстве.


23. Это уже Гнилуши и новая церковь Казанской иконы Божией Матери в Тарбееве.  
Проживая во дворах владельца поместья, они работали скотниками, конюхами, мельниками, плотниками, обрабатывали  хозяйские земли.


24. Церковь была построена между 1997 и 2003 годом.  
Более ста лет владели своим имением Мартемьяновы,  передавая его по наследству. Лишь в 1723 году Старбеево было отписано «к гошпиталю».  А спустя шесть лет у него появились новые владельцы.


25. Церковь двухэтажная, но богослужения проходят только на первом этаже (второй сейчас реставрируется). В храме 4 батюшки..  
В 1729 году по Указу Верховного Тайного Совета поместье продали из Вотчинной коллегии с торгов - княжне Александре Григорьевне, по мужу Салтыковой, дочери князя Григория Федоровича Долгорукова, сподвижника Петра 1.


26. Старые дома на территории церкви.  
С этих пор история села и храма тесно переплетается с историей этого древнего княжеского рода Долгоруковых (Долгоруких), Рюриковичей по ветви рода Оболенских.


27. В храме находится часть мощей святой блаженной Матроны Московской.  
Александра Григорьевна, будучи княгиней, вышла замуж за В.Ф.Салтыкова, родная  сестра которого Парасковья Федоровна была супругой царя Ивана Пятого. Известно, что  дочерью царя и Парасковьи Федоровны  Салтыковой  являлась Анна Иоановна.


28. В церкви лучший в Долгопрудном церковный хор, состоящий из выпускников консерватории. Есть воскресная школа для детей.  
Став русской императрицей, она начала жестоко  преследовать Долгоруковых.


29. Вид в Сторону Лихачево от Гнилуши, сейчас это уже Долгопрудный.  
Родной брат  Александры Григорьевны - Алексей   Григорьевич, светлейший князь и действительный Тайный советник, член Верховного Тайного Совета, по Указу Анны Иоанновны был сослан в Сибирь и позже казнен.


30. В воскресенье в 12.30 проходят катахезаторские курсы для взрослых, ведёт их бакалавр богословия Александр Суворкин..  
Причиной этому послужило то, что Алексей Григорьевич Долгоруков, имевший огромное влияние на Петра II, добился в 1729 году обручения его со своей дочерью Екатериной, и вскоре со своими братьями С.Г. и И.Г. Долгоруковыми, пытался получить подпись больного Петра II на подложное завещание в пользу своей дочери, как будущей российской императрицы.


31. Вид от деревни Гнилуши на Старбеево.  
Однако, замыслам Долгоруковых осуществиться было  не суждено. В 1730 году царский престол заняла Анна Иоанновна. А князей Долгоруковых обвинили в оскорблении Величества, умышленном разрушении здоровья Петра II, казнокрадстве и  прочих земных грехах.


32. Вид от Гнилуши в сторону Терехово и Лихачево (Долгопрудный).  
Их имущество было конфисковано, а сами они отправлены в ссылку: сначала в Воронежскую губернию, а затем - в Сибирь, в Березовский острог, где в 1738 году и состоялась казнь Алексея Григорьевича.


33. Вид от Гнилуши на Химки.  
Детей Алексея Григорьевича оставили в живых. Но девочки были сосланы в монастыри, а сыновья - на каторгу или в армию.  Что касается Александра Алексеевича, впоследствии ставшего хозяином старбеевских владений, то он некоторое время находился в ссылке Тобольске и Вологде, а с 1740 года  - на каторжных работах на Камчатке.


34. Старбеево.  
Лишь 3 декабря 1741 года  Указом новой русской императрицы Елизаветы Петровны все оставшиеся в живых Долгоруковы были освобождены.


35. Параллельно каналу им. Москвы много лыжных трасс.  
Таким образом, в период правления Анны Иоанновны село Тарбеево (так оно называлось в тот момент), оказалось отписанным у княгини Долгоруковой на имя самой императрицы, в 1730 году причислено к Дворцовому ведомству и «того же году пожаловано    генералу Андрею Ивановичу Ушакову».


36. Огороды напротив церкви.  
С приходом к власти императрицы Елизаветы Петровны, Старбеево возвратилось от Ушакова к прежней владелице. 20 сентября   1742 года в ответ на прошение вдовы Василия Федоровича Салтыкова - Александры Григорьевны, отписанное поместье по именному Указу вновь закрепляется за ней, как прежней хозяйкой.


37. Казанская церковь.  
Именно с ее персоной долгое время местные старожилы связывали версию о перенесении Георгиевской церкви на новое место.


38. Вид со смотровой площадки Церкови Казанской иконы Божией Матери.  
Рассказывали, что однажды барыня, решив отблагодарить крестьян,  отрабатывающих у нее барщину, за хорошее прилежание    - приказала перенести Георгиевскую церковь поближе, чтобы не столь далеко приходилось ходить им на богослужение.


39. Остатки Гнилуши рядом с церковью.  
Имя «Георгий» в переводе с греческого языка означает «возделывающий землю» и в  России имеет несколько вариаций: Юрий, Егор, Егорий.  


40. Вид через канал на Старбеево.  
С древних пор на Руси весенний Юрьев день считался началом работ в поле.  В этот день служили молебны, испрашивая у святого Георгия  благословения в трудах и богатого урожая. Крестьяне верили, что «все звери, вся живая тварь под рукой у Георгия», поэтому обычно в этот день впервые после долгой зимы выпускали свой скот в поле.



41. Смотровая площадка.  
И, конечно же, для старбеевских крестьян маленькая деревянная  церковь святого Георгия Победоносца, к которому они обращались во всех житейских   нуждах, почитая как своего защитника и покровителя, имела большое значение в их жизни. Поэтому лучшего подарка от барыни для них не могло и быть.


42. Скворечник.  
Однако документальные источники говорят  о другом. В 1762 году А.Г.Салтыкова   продала село Старбеево родному племяннику Александру Алексеевичу Долгорукову.


43. Перенесенная из Старбеево в Гнилуши Георгиевская церковь.  
Еще 20 лет назад, в документах о возвращении вотчины Салтыковой указывалось, что церковь во имя Великомученика Георгия деревянная и, хотя со всей церковной  утварью и большим количеством  икон, очень ветхая.


44. Церковь была построена в 1774 году.  
С годами ее состояние еще ухудшилось. В связи с этим,  в 70-е годы ХVIII столетия князь Александр Алексеевич Долгоруков подал прошение о переносе старой, пришедшей  в ветхость, церкви в селе Старбеево,  на новое место.


45. Существующая деревянная церковь построена в 1774г. согласно прошению князя Долгорукова.  
Он задумал построить ее ближе  к деревне Лихачево.  Вскоре храм был перенесен на погост, вдали  от жилья.


46. На соседней звоннице с 1995 года находится новый колокол, а старый, весом более 28 пудов,  поставлен рядом на постамент.  
Но, когда имение в 1784 году перешло во владение к детям князя А.А.Долгорукова - Федора, Михаила, Александра - храм перестал пользоваться вниманием хозяев.


47. Внутри Георгиевской церкви.  
«Клировые ведомости церквей Московского уезда» за 1838  год сообщали, что церковь святого Георгия, будучи деревянной, за время своего существования, снова стала ветхой, утварь ее скудна, причт отсутствует.


48. Русская печь, отапливающая церковь.  
В Великую Отечественную войну 1812 года, во время вторжения французов,  были сожжены рукописи, летописи об истории храма.


49. Внутри деревянного храма.  
Приход состоял из дворовых людей села Старбеево, дворов деревни Гнилуши, Вашутино, Лихачева, всего 389 человек.


50. Вокруг Георгиевской церкви кладбище.  
Поблизости от этого храма находилась Петропавловская церковь -  в двух верстах (усадьба Петровское-Лобаново), и Спаса Нерукотворного Образа в селе Спасском-Котово (Усадьба Спасское-Котово),  расположенном в трех верстах.


51. Дорога из Старбеево в Химки.

Старые карты
В 1852 году владельцем села Старбеева и деревни  Гнилуши значился князь Александр Дмитриевич Львов, статский советник, потомок  Рюриковичей    в 30 колене, первым организовавший в России пожарную охрану.


1760 год.  
Именно при нем проходила в этой местности  крестьянская реформа 1861 года, где числилось 24 крестьянских двора и 85 ревизских душ. По местному положению крестьяне должны были  получить  добавки к своим земельным угодьям. Однако этого не произошло.

1766 год.  
В  собственности у помещика оставались пруд, мельница.


1796 год.  
Менялась жизнь  в поместье, его хозяева, но стояла Георгиевская  церковь, построенная некогда русскими умельцами  из дуба и мореной сосны в «обло», т.е. топором. Будучи совсем небогатой, на протяжении нескольких столетий радовала она звоном своих колоколов, неподдельной  красотой внутреннего и наружно убранства сердца многих людей, оставаясь для них по-прежнему близкой и дорогой.

1849 год.  
Поставленная на кирпичном цоколе, церковь состояла из невысокого четверика, завершенного четырехскатной железной кровлей, над  которой возвышался обшитый железом восьмигранный барабан с луковичной главой на «круглой шеи» и  металлическим ажурным крестом с цепями и «сияньем».

1860 год.  
Когда -то, в конце ХVII века храм венчал  деревянный крест с надписью: «Водружен бысть крест сей церкви святого Великомученика Георгия Победоносца в лето 1684 году. Впоследствии этот крест на главе храма был заменен металлическим, а первый,  как драгоценная реликвия хранился в Георгиевской святыне.


1878 год.  
К востоку к основному объему храма примыкал более узкий, квадратный в плане алтарь с трехскатной кровлей. Первоначально стены церкви снаружи были украшены тонкой резьбой, очень оживляющей    вид самого здания. Церковь имела три входа с крыльцами, южный - на столбах, северный и западный  - в виде тамбуров. Над боковыми входами в храм, располагались окна. Как и прочие окна, они были большие, прямоугольные,  а на них - тесовые наличники. Южный фасад церкви украшали крыльям с резьбой во фронтоне и ограждении.


1882 год.  
Отапливалась церковь русской печью, сложенной  в притворе. Следом за притвором находилась трапезная, отделявшаяся от него стеной с аркой ломаного очертания. Изображения на стенах храма и золотых звезд  на голубом куполе предавали ему легкость и торжественность. Иконостас с золочеными резными накладками в виде гирлянд, лент, венков на светло-лимонном фоне состоял из старинных икон, располагавшихся в три ряда.



1925 год.  
К северо-западу от храма стояла небольшая звонница на массивных, оштукатуренных столбах с низкой шатровой крышей, луковичной главкой и деревянным крестом. В ней висел колокол с узорным орнаментом.


1928 год.  
В это время по всей стране начались вводиться большие ограничения  и в отношении культовой деятельности. Но Георгиевский храм продолжал служить верующим людям.


1931 год.  
Не смогли ее отстоять и защитить лишь в 1961 году, когда отреставрированная в очередной раз, она была закрыта. В 1974 году опять была взята под охрану государства. Но и это не спасло ее от разрушения. Прохудилась крыша, начали гнить полы, стены, пропали иконы, книги, другая церковная утварь. На глазах у всех постепенно исчезала еще  одна частичка истории родного края.



1939 год.  
Чуть покосившаяся, грустная и обиженная стояла молча более четверти века церковь святого Георгия Победоносца, закрытая от постороннего взгляда разросшимися садами и частными домиками, расположившимися неподалеку от нее. И лишь 5 ноября 1988 года, в год 1000-летия   христианства на Руси, у ее стен состоялось первое богослужение.



1942 год.  
А чуть позже, решением Совета по делам религии при Совете Министров СССР и уполномоченного по Московской области от 6 декабря 1988г. в г.Долгопрудном была зарегистрирована община русской православной  церкви и ей официально передано пустовавшее здание храма  Георгия Победоносца. Началась подготовка к реставрации храма. За эти годы полностью восстановлен в своем первозданном виде Георгиевский храм. Рядом появилась еще одна церковь во имя Живоначальной  Троицы,  задуманная по первоначальному проекту как  дом причта. Возведен новый храм в честь Казанской иконы Божьей Матери с шестью приделами.


1955 год.  
Планируется благоустройство окружающей территории, набережной канала имени Москвы. Возле церковного комплекса будет заложен памятник жертвам политических репрессий. В 1998-99 годах заново отстроена колокольня.


1968 год.  
На звоннице с 1995 года находится новый колокол, а старый, весом более 28 пудов,  поставлен рядом на постамент. Рассказывают,
что во время Великой Отечественной войны   находившиеся здесь бойцы Советской армии проверяли силу своего оружия.   В конце-концов подвязали к «языку» гранату, взорвали и колокол замолчал. Узнав об этом, полковник запаса Олег Николаевич Пашин, будучи предпринимателем, заказал новый колокол, который стал весить на 14  пудов больше, чем прежний.


1982 год.  
В настоящее время почти все население Гнилуш  проживает в благоустроенных городских квартирах и, следовательно, этого села как населенного пункта уже не существует.


Google  


Google

Ссылки на Panoramio и Google Earth http://www.panoramio.com/photo/49085320
http://www.panoramio.com/photo/49085368 http://www.panoramio.com/photo/49085893 http://www.panoramio.com/photo/49085835

Ссылки http://dolgoprud.org/library/10_02.htm http://khimki.lubi.su/about/starbeevo.php
http://www.esosedi.ru/onmap/starbeevo_g_himki_/135747/#lat=55919535&lng=37474279&z=13&v=3&mt=0 http://www.khimki.org/modules/khimkiregion/print.php?itemid=13
http://www.fototerra.ru/Russia/Himki/Stvo99-5461.html http://sobory.ru/article/index.html?object=00791 http://sobory.ru/article/index.html?object=00797
Обои на рабочий стол в высоком качестве Остатки прудов Старбеево 4288х2848, 4мб Вид на Гнилуши от Старбеево 4288х2848, 6мб Пруд в Старбеево 4288х2848, 5мб Церковь Казанской иконы Божией Матери в Тарбееве 4288х2848, 4мб Гнилуши 4288х2848, 5мб Георгиевская церковь 4288х2848, 5мб
Спасибо, есть что добавить?

Гнилуши, пруды, усадьбы, Химкинский район, Долгопрудный, Старбеево, Московская область, парки, церкви

Previous post Next post
Up