В прошлые выходные небольшой компанией активистов добрались до местной достопримечательности - огромного заброшенного здания уже теперь бывшей городской клинической больницы скорой помощи (ГКБ СМП).
Написал главным образом для тематического сообщества про всякие заброшенности
ru_abandonedно пусть тут тоже будет. ГКБ СМП - это и памятник архитектуры, и просто очень атмосферное место.
Здание больницы было построено в 1932 году по проекту архитектора Югова. В облике здания органично сочетаются черты авангарда и неоклассики. Возможно, изначально авангардный проект же ближе к концу строительства был обогащен неоклассическими чертами - колоннами, пилястрами, лепниной и т. п.- Как раз в этом время авангард был осужден как «безыдейное» искусство, и началось активное применение новых-старых классических приемов.
Вот так оно выглядело тогда (скан старой открытки):
2.
Изначально больница была построена как госпиталь НКВД. Кстати, не так далеко от нее располагается квартал, построенный в 30-е годы для работников прокуратуры и прочих тогдашних «силовиков».
К 1939 году больница переведена в гражданский режим, а в 1943 году стала называться Центральной клинической больницей. В 1959 году произошло объединение с поликлинической службой, которая была признана школой передового опыта. В 1973 году - переименована в Городскую клиническую больницу скорой медицинской помощи. С этого времени все подразделения и службы переведены на круглосуточное оказание экстренной мед. помощи.
И еще один советский открыточный вид:
3.
На базе ГКБ СМП работало 7 центров областного и межобластного значения.
- кардиологический;
- токсикологический;
- сосудистый;
- по лечению травм глаза;
- ожоговый;
- по лечению ОПН;
- микрохирургии сосудов.
Больница располагается практически в центре города и занимает значительную часть квартала в районе улиц Большакова - 8 марта.
К постперестроечным годам больница основательно обветшала. Комиссия свердловского минздрава в сентябре 2000 года приняла решение о начале ремонта. По сути это означало расформирование больницы - все отделения переводились в другие клиники Екатеринбурга, иногда теряя при этом самостоятельность. Окончательно больница должна была быть расформирована к 7 ноября. То есть, у нас буквально вчера была 11-я годовщина смерти этой больницы.
Спустя 11 лет после расформирования больница выглядит вот так:
4.
Коллектив врачей резко выступил против. С одной стороны, врачи опасались потери уникального статуса и высокого уровня, достигнутого больницей. Часть оборудования вообще было невозможно перевести. С другой стороны, многим не хотелось покидать насиженное место и должности - как правило, отделения ГКБ СМП вливались в другие и теряли самостоятельность. Часть персонала попала под сокращение, многие увольнялись под давлением.
Медики города рассказывают легенды о том, как часть врачей продолжала работать, даже когда в здании были отключено отопление. Самым ярким моментом этой части истории больницы стало самоубийство заведующего отделением гемодиализа Бориса Захарова. 60-летний врач повесился на раме своего кабинета со стороны улицы примерно через месяц после закрытия больницы. По словам знавших его врачей, причиной послужило, то что он сильно переживал за своих больных, которые практически были обречены на скорую смерть (т.к. очередь на гемодиализ больщущая, а им там места нет). Кроме этого, в результате всех перетрясок он остался без работы и не мог уже никуда устоиться на более-менее приличную должность.
5.
По плану, ремонт должен был занять 5 лет, причем через первые полтора года планировалось вернуть на место самое большое отделение - сосудистое. Однако реально ремонт так и не начался. Работы по консервации здания не были проведены, больница пережила несколько пожаров. Даже если в корпусах и оставалось какое-то оборудование, оно все погибло.
6.
Следы копоти на когда-то белых колоннах и потолке. Внутри весь декор - строгая сталинская неоклассика:
7.
В 2001 году здание больницы было передано от Управления здравоохранения Администрации Екатеринбурга на баланс госпиталя Приволжско-Уральского военного округа. N354. Этот госпиталь располагается на территории крупного дореволюционного Ново-Тихвинского монастыря, и после возвращения монашек все эти годы находится под угрозой выселения.
Военные так и не собрались что-либо сделать в больнице ввиду огромного объема работы. Все это время здание стоит открытым, его облюбовали бомжи, наркоманы, неформалы, фотографы... 8))).
8.
В 2010 году депутаты Екатеринбургской городской думы запустили обратный процесс земельного обмена с Министерством обороны РФ. Город отдает военным часть лесопарка около ГКБ №24 на улице Патриса Лумумбы под строительство военного госпиталя, взамен получит права на территорию под заброшенным зданием больницы.
9.
Очередной информационный повод вызвал реакцию общественности. Группа местных архитекторов и писателей заявила о необходимости спасти здание. Рупором этой группы стал член Союза писателей и Союза архитекторов России, профессор Уральской государственной архитектурно-художественной академии (УралГАХА) Владимир Блинов.
10.
В настоящее время статус здания и его перспективы крайне неопределенные. С одной стороны, здание - это памятник архитектуры, совершенно заслуженно носящий этот статус, на редкость удачное сочетание архитектуры конструктивизма (авангарда) и неоклассики. С другой стороны - его реставрация и приспособление к современным реалиям - это сложно и дорого.
11.
Кстати, в здании имеются подвалы и когда-то были подземные ходы, связывавшие больницу с соседним зданием Кардиоцентра. Мы были только на -1 этаже, однако подвалов точно намного больше. На некоторых форумах местных эктсремалов встречаются упоминания даже о -4 уровне, представляющем по сути коллектор теплотрассы. .
Ну и напоследок еще несколько кадров с атмосферой этого огромного и пустого здания:
12.
13.
14.
И вот такой вариант с главной лестницей:
15.