Быть пятидесятилетним не значит перестать
быть сорокалетним, двадцатилетним, трехлетним.
Это значит, что если вам пятьдесят, то одновременно
вам сорок, тридцать, двадцать, десять, пять лет и два года.
Ж.М. Робин.
Я веду сейчас он-лайн проект "Вперёд на территорию комфорта" и в связи с этим много думала и думаю о том, что же всё-таки это такое - территория комфорта, где её найти, как в неё попасть и там удержаться?
Смотрела в инете, искала в книгах. Только общие рассуждения, о том, что якобы эта зона - "внутреннее болото", и призывы его срочно "осушить" покинуть. Есть дельные мысли, что всё-таки она нам нужна, но задерживаться в ней не стоит, иначе загниёте, в неё надо время от времени возвращаться. Уже лучше, но душа моя всё-равно не согласна.
Чем только не пугают людей, призывая на тренинги по выходу из зоны комфорта. От разжижения в голове (не знаю, что имеют при этом в виду) до того, что вы станете полным овощем. Предлагают вспомнить, "какой период жизни был наиболее плодотворным и творческим?" И тут же сами отвечают, что уверены, что это были не самые сытые и комфортные времена и т.д.
Не знаю как у всех, а я оглядываясь назад могу сказать, что самые творческие времена у меня как раз самые сытые и комфортные. И я теперь поняла, почему это у меня так. У вас вполне может быть и по-другому.
Очень много лозунгов, типа "Зона комфорта - заборы внутри нашего мозга, на которых висят указатели: «вот туда иди - там будет хорошо, а вот сюда не ходи - тут плохо». Зона комфорта состоит из привычек в мышлении и, соответственно, в поведении. Все что привычно - хорошо и замечательно. Все что непривычно - вселенское зло."
Отчасти - да, заборы, но между чем и чем? Кто их там поставил, с какой целью? Как можно их передвинуть? И есть ведь много людей для которых что-то непривычное как раз самый кайф.
Встречается, правда, и мнение, что "неверно считать, что развитие личности является обязательно некомфортным процессом..." Но нет ответа, что же это всё таки за зона такая. Почему при одних и тех же внешних условиях одному человеку хорошо и комфортно, а у другого начинается депрессия?
Давайте сразу договоримся, что территория комфорта - это не какое-то конкретное физическое место, а наше самоощущение. Я уверенна, что она - всегда в нас. Но мы - не всегда в ней. Вот такой вот парадокс.
Дальше будет ещё много слов, кому не интересно, может вот ровно здесь и остановиться. Кто дочитает до конца и решит, что всё нижесказанное - полная ерунда - оставьте своё мнение при себе. Вы имеете на него полное право.
Буду рада конструктивному диалогу по типу: Дина, вот здесь ты по-моему намудрила. Я вижу это вот так и вот так.
Дальнейшие мои рассуждения основываются на теории Эрика Бёрна о трёх внутренних частях нашей личности, трёх эго-состояниях: Взрослом (В), Ребёнке (Ре) и Родителе (Р). Она мне оказалась всех ближе и понятнее.
Я не буду здесь углубляться в теорию по поводу этих трёх субличностей, скажу только, что
Ребёнок ассоциируется с творческой нашей частью, чувствами, спонтанностью, эмоциональностью, интуицией, любопытством.
Взрослый отвечает за ум, логику , рациональность, ответственность и приспосабливаемость.
Родитель олицетворяет семейные установки, шаблоны поведения, это главный внутренний критик, который постоянно нас оценивает. Чем строже были в детстве родители, тем, как правило, суровей и внутренний образ.
От "отношения" наших субличностей между собой, на мой взгляд, и зависит внутреннее ощущение комфорта.
Я повторю. От того насколько готовы "взаимодействовать" наши субличности между собой напрямую зависит ощущение внутреннего комфорта.
Зона комфорта, бывает абсолютная (когда все наши три части умеют "договариваться" между собой) и относительная, когда какие-то 2 части понимают друг-друга, а вот третья - выпадает из общения и "остаётся недовольной".
Посмотрите на рисунок 1.
Зона 1 - Представлены все наши три субличности и они хорошо умеют "найти общий язык", компромисс, который устраивает всех. Территория максимального комфорта, внутренняя гармония, успешность, творчество.
Зоны 2 - относительный комфорт, при этом
• 2а - "человек-футляр", (Взрослый и Родитель в полном согласии между собой игнорируют Ребёнка) - хороший исполнитель, надёжен, ответственен. Это зона стабильной и внешне успешной жизни, при которой человек в конце-концов впадает в депрессию. Желание человека что-то изменить в жизни расцениваются окружающими как "с жиру бесится"
• 2б - "большой ребёнок", (Ребёнок что хочет, то и творит, Родитель в нём души не чает) творческие личности, мало приспособленные к реальной жизни
• 2в - "человек без корней" творческий, успешный (Взрослый и Ребёнок "сами с усами") Рационализм и интуиция хорошо развиты. Вот здесь я до конца не уверенна, но почему-то кажется - эгоист. Тип учёного без морали (?).
Зоны 3 - "теневые", там живут наши отвергнутые, вытесненные части, скрытые страхи и травмы.
Чем больше у человека первая зона, тем он целостнее и гармоничнее.
Люди, у которых "отношения" между субличностями можно проиллюстрировать рисунком 2 - наиболее счастливые люди. Они успешны, уверены в себе, жизнерадостны, здоровы, привлекательны, открыты и удачливы. Почти в любой ситуации они чувствуют себя комфортно и непринуждённо.
Встречаются к сожалению очень не часто.
Люди, у которых совпадают все три круга на мой взгляд - святые. Я лично таких не знаю.
Состояние, когда все три части с трудом находят "точки соприкосновения" характеризует глубокая депрессия и тяжёлая психосоматика. (рисунок 3)
При этом 4 - зона глубокой депрессии, возможны раздвоение личности, шизофренические проявления
У этих людей часто без видимых причин меняется настроение, могут быть расстройства психики.
Эти окружности "подвижны" относительно друг друга и "сдвигая" их, находя больше точек соприкосновения и согласия между нашими субличностями в различных ситуациях, мы как раз и увеличиваем территорию комфорта. Не это ли имеют в виду, когда говорят о "сдвигании точки сборки"?
Родитель, Ребёнок и Взрослый в каждом из нас так же индивидуален, как и наш жизненный опыт, а поэтому и территории комфорта столь же различны между собой у разных людей.
У меня ещё очень много различных вопросов, мыслей в этом направлении и я буду с ними работать, но я уверенна, что для расширения территории комфорта необходимо и достаточно "научить" наши субличности ценить и уважать друг-друга. Но перед этим часто бывает необходимо чтобы они для начала хотя бы "увидели" друг друга.
Части нашей личности как правило нами неосознаваемы, наслаиваются друг на друга и часто действуют одновременно, но в каждый момент времени ведёт какая-то одна из них.
Поэтому будет полезно "познакомиться" с ними и время от времени спрашивать себя: где я сейчас нахожусь, из какой субличности действую, как к этому относятся другие?
В нашей суровой жизни менее всего оказывается востребованным Ребёнок, а без него нет и не может быть внутреннего комфорта, творчества, ощущения полноты жизни. Более того, анализируя свой опыт работы с телом могу сказать, что каким-то образом подавление внутреннего Ребёнка всегда чётко проявляет себя телесно. Знаете, как будто Ребёнок пытается "напомнить о себе" привлекая внимание через спазмы и болезни.
Я думаю, популярность игропрактик объясняется как раз тем, что во время игры можно создать условия для взаимодействия всех наших частей, позволить Ребёнку "высказаться" и "услышать" голос другого и, "договорившись", расширить тем самым нашу собственную территорию комфорта.