Депутаты ФРГ: войну на Украине используют для распродаж пахотной земли

Feb 06, 2015 16:33

Источник

Из материалов, собранных депутатами бундестага, следует, что "бывшее руководство Украины сопротивлялось дальнейшей либерализации законодательства в области землепользования, однако эти изменения были продавлены после смены режима с помощью Всемирного банка и ЕБРР".

Конфликт на Украине используется для того, чтобы провести распродажу пахотных земель, в которой участвуют иностранные концерны и фирмы, финансово поддерживаемые Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, а также немецкой банковской группой Bankengruppe KfW, заявила РИА Новости руководитель бюро депутата немецкого бундестага Нимы Мовассата (Niema Movassat) Бриджит Бок-Луна (Birgit Bock-Luna).

По ее словам, в запросе высказывается подозрение, что земля на Украине будет использоваться для засеивания ГМО, запрещенных в ЕС.

Федеральное правительство Германии представило 30 января ответ на малый запрос депутата бундестага от оппозиционной фракции "Левые" Нимы Мовассата. Речь в запросе шла о том, что на Украине на протяжении последнего время ведется активная покупка пахотных земель иностранными, в том числе немецкими, юридическими лицами. Хотя на Украине существует мораторий на продажу земли, который действует до 1 января 2016 года, его обходят при помощи лизинговой схемы при поддержке правительства Украины, которая в обмен получает кредиты от международных финансовых институтов, говорится в запросе.

Распродажи к выгоде иностранных концернов

"Конфликт на Украине использован для того, чтобы провести распродажу земельных угодий к выгоде больших концернов", - заявила РИА Новости Бок-Луна, добавив, что в настоящее время члены фракции, подписавшиеся под малым запросом Мовассата, "ведут сбор и анализ информации по этому делу" для того, чтобы представить его широкой общественности.

По словам руководителя бюро, из материалов, собранных депутатами бундестага, следует, что "бывшее руководство Украины сопротивлялось дальнейшей либерализации законодательства в области землепользования, однако эти изменения были продавлены после смены режима с помощью Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития".

Немецкая банковская группа финансирует захват земель на Украине?

Из депутатского запроса также следует, что такие немецкие компании, как AGRARIUS AG, germanagrar CEE GmbH, KTG Agrar SE, Agroton и имеющая немецкие корни компания Alfred C. Toepfer International (ADM), которые приобретали значительные сельхозугодия на Украине, получают непосредственную финансовую поддержку не только со стороны Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), но и немецкой банковской группы Bankengruppe KfW.

О размере этого финансирования можно судить, например, по успехам Alfred C. Toepfer International, которая получила финансовую поддержку в размере в $60 миллионов, с помощью которой смогла удвоить свои землевладения на Украине с 50 тысяч до 100 тысяч гектаров.

"Нам известно, что немецкая Bankengruppe KfW выдавала кредиты упомянутым в запросе компаниям, однако эта информация пока закрыта. Точнее, нам не предоставлена точная информация о размерах кредитов, которые получали эти фирмы, потому что в правительстве заявили, что это противоречит положению о банковской тайне. С этой информацией смогли ознакомиться только депутаты. Но тот факт, что кредиты выдавались, ясен", - говорит Бок-Луна.

Роль правительства Германии

Из запроса также следует, что в финансировании этих покупок могло также участвовать прямо или косвенно федеральное правительство Германии, в частности, через некоторые министерства, которые оказывают поддержку ряду совместных украинско-немецких и украинско-европейских проектов в области сельского хозяйства, таких как Ukraine Investment Climate Advisory Services Project, Немецкий аграрный центр на Украине (das Deutsche Agrarzentrum - DAZ), Немецкая группа советников на Украине (Deutsche Beratergruppe), а также Twinning-Projekt украинского правительства, заключенный в целях обучения практикам управления в сельском хозяйстве с Нидерландами, Германией и Литвой.

"Некоторые факты федеральное правительство прямо отрицает. Например, тот факт, что федеральное министерство экономического развития платило деньги этим компаниям", - заявила Бок-Луна.

ГМО в Европу с Украины

Также из запроса следует, что некоторые из иностранных концернов, которые получили кредиты от Всемирного банка, ЕБРР и немецкой банковской группы Bankengruppe KfW на расширение бизнеса в области сельхозпроизводства на Украине, например Monsanto und DuPont, занимаются генномодифицированными технологиями.

"Федеральное правительство утверждает, что на это нельзя получить средства от структур Европейского союза, так как генетические технологии официально запрещены, но с точки зрения критически настроенных экспертов, например из института Окленда, генномодифицированные продукты все равно попадают в Евросоюз. Мы собираем информацию на эту тему, так как до сих пор не очень ясно, что там происходит", - заявила Бок-Луна.

В Евросоюзе действуют строгие нормы, регулирующие оборот продуктов, полученных с использованием ГМО, с 2001 года на территории ЕС действует фактический мораторий на ГМО. Генномодицифированные продукты могут импортироваться и реализовываться в Европе, если они прошли разрешительные процедуры и были одобрены Европейским агентством по безопасности продуктов питания (EFSA). На данный момент одобрено около полусотни таких продуктов.

Двенадцатого июня 2014 года Совет ЕС по вопросам окружающей среды решил предоставить странам-членам союза право ограничивать или запрещать выращивание ГМ-культур, которые были разрешены или проходят разрешительные процедуры на уровне ЕС. Проект директивы поддержали 26 из 28 стран-членов ЕС, кроме Бельгии и Люксембурга.

Текст запроса имеется в распоряжении РИА Новости. Ниже приводится его перевод.

Малый запрос

От депутатов Ниема Мовассат, Вольфганга Герке, Кристины Буххольц, Аннеты Грот, Хайке Хенсель, Инге Негер, Андрея Гунко, др. Александра С. Ной, др. Кирстен Такманн, Катрин Фоглер и фракции ЛЕВЫЕ.

Захват земли, массовый захват земли государствами и крупными национальными и международными концернами, который в основном связан с агропромышленным экспортом, до сих пор преподносился общественности как проблема глобального Юга. Но и в Восточной Европе в последние годы происходит массовое перераспределение земель. Это не в последнюю очередь относится к Украине. В тени украинского кризиса здесь наблюдается вызывающая тревогу передача земли украинским олигархам, а также западным, представленным на бирже сельскохозяйственным предприятиям, а также незападным государствам.



© Фото: Deutscher Bundestag

Запрос группы депутатов бундестага немецкому правительству

Украина считалась в прошлом житницей Советского Союза, особенно плодотворная и продуктивная благодаря значительному наличию чернозема. Имея 32 миллиона гектаров пахотных земель, Украина располагает в два раза большей площадью применимых в сельском хозяйстве земель, чем Германия. Украинские и иностранные агрохолдинги уже контролируют около половины украинского сельскохозяйственных площадей, это около 17 млн га.

Арендодатели из-за все еще низкой арендной платы извлекают только ограниченные доходы и иногда даже получают оплату в натуральном продукте. Хотя действующий до 2012 года мораторий на продажу земель на Украине был продлен до января 2016 года, однако благодаря схеме лизинга на срок до 50 лет украинская земля очень привлекательна среди инвесторов.

Сегодня Украина является пятым по величине экспортером пшеницы в мире, на сельское хозяйство приходится 10 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) страны. По данным американского сельскохозяйственного ведомства за 2013 год, в котором Украина экспортировала более 30 млн тонн зерна, восточноевропейская страна может подняться до позиции второго по величине экспортера зерна в мире после США.

Многомесячного протесты в ноябре 2013 года на Майдане в Киеве начались после того, как  тогдашний президент Виктор Янукович потребовал дополнительного времени для переговоров по запланированному соглашению о свободной торговле с Европейским cоюзом (ЕС). Соглашение об ассоциации ЕС с Украиной имеет большое влияние на сельскохозяйственный сектор: Статья 404 Договора ЕС относится к сельскому хозяйству и прокладывает путь для либерализации существующей практики сертификации, привлечения генетически модифицированного посевного фонда и послаблений для агропромышленного комплекса. Украина является одним из перспективных растущих рынков для производителей семян Monsanto и DuPont.

Существует опасение, что Monsanto оказывает большое давление на власти на Украине, чтобы добиться выполнения своих требований для развития биотехнологий и генетически модифицированных организмов (ГМО). Уже в прошлом году Monsanto вложил $ 140 млн для увеличения потенциала будущего производства на Украине. Ускоренному распространению технологий в сельском хозяйстве способствует концентрация земель, поэтому для инвесторов становится интереснее инвестировать в аграрный сектор.

Международные финансовые институты одобрили весной кредитную помощь в размере $17 млрд, о которой шли долгие и безуспешные переговоры. 22 мая 2014 года последовал кредит в $3,5 млрд  от Всемирного банка, который был выдан потому, что президент Петр Порошенко, в отличие от своего предшественника Виктора Януковича, осуществил неолиберальные реформы, такие как повышение пенсионного возраста или снижение цен на газ. Кроме того, передача сельскохозяйственных угодий представленным на бирже предприятиям и сельскохозяйственным концернам облегчила получение этих кредитов.

Также Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) расширяет  выдачу кредитов для агропромышленных предприятий и на покупку ими земли на Украине. Так, компания Alfred C. Toepfer International (ADM) получила поддержку в размере в $ 60 млн, с помощью которой она смогла удвоить свои сельхозугодия с 50 тысяч до 100 тысяч га.

Десять крупнейших украинских аграрных концернов уже контролируют около 2,8 миллиона гектаров земель, несколько олигархов владеют в одиночку многими сотнями тысяч гектаров. Эти площади возделываются преимущественно для производства сельскохозяйственной продукции на экспорт, сильно нуждаются в технологиях и капитале и тесно связаны с акционерными и  пенсионными европейскими фондами. Кроме того, они получают финансовую поддержку в форме международных финансовых субсидий и субсидий на развитие, а также субсидий ЕС. Так, сельскохозяйственные концерны на Украине на протяжении десяти лет усиленно выращивают рапс, что связано с повышенным спросом в ЕС на биотопливо: 90% рапса экспортируется в ЕС, где подвергается переработке.

На Украине активно работают также немецкие компании, которые "предлагают полный пакет услуг от администрирования до антикризисного управления". Так, инвесторы могут принимать решение об использовании пахотных земель, не видя их ни разу и не обладая профессиональными знаниями. Не у дел уже остались владельцы мелких хозяйств, которые едва ли получили выгоду от бума в агропромышленности и часто становятся простыми наемными рабочими в больших сельскохозяйственных предприятиях. Другие фермеры обеднели либо полностью остановили производство. Согласно научному исследованию, владельцы мелких хозяйств на Украине, которые обрабатывают преимущественно небольшие земельные участки, не признают итоги недавней приватизации земель и видят в ней угрозу для собственного существования.

В число немецких компаний, которые получают выгоду от захвата земли в Восточной Европе, входит, например, основанная в 2007 году AGRARIUS AG со штаб-квартирой в Бад-Хомбурге, которая предлагает "инвестицию в пахотные земли" и услуги по покупке земли. В Гамбурге компания germanagrar CEE GmbH предлагает стопроцентную доходность от инвестиций в "самый интересный сельскохозяйственный рынок мира", а KTG Agrar SE, также зарегистрированная в Гамбурге, рекламирует производство биопродуктов, которые обещают значительно более высокую рентабельность.

В сентябре 2014 года был призван к жизни Twinning-Projekt (принятый в ЕС формат сотрудничества между государственными административными органами ЕС и странами-бенефициарами, в число которых входят страны-кандидаты в ЕС, потенциальные кандидаты в ЕС и страны European Neighbourhood Policy - ред.) украинского правительства для "улучшения практики менеджмента в области землепользования" с Нидерландами, Германией и Литвой, при этом  акцент сделан на консультационную поддержку, и подчеркивается, что конкретное направление работы должна определить украинская сторона.



© Фото: Deutscher Bundestag

Запрос группы депутатов бундестага немецкому правительству

Мы задаем вопросы федеральному правительству:

1. Какими сведениями обладает федеральное правительство о захвате земель национальными и международными сельскохозяйственными концернами, а также западными и незападными правительствами на Украине?

2. Какие выводы делает федеральное правительство из захвата земель на Украине агропромышленными предприятиями для развития сельскохозяйственного экспорта, учитывая заявление федерального министра по экономическому сотрудничеству и развитию д-ра Герда Мюллера о поддержке мелких хозяйств с целью обеспечения продовольственной безопасности?

3. Какие цели преследует федеральное правительство на площадке Немецко-украинского агропромышленного диалога (APD)?

4. С каких пор и в каких объемах Немецкий аграрный центр (DAZ) на Украине финансово поддерживается со стороны федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства (BMEL) (перечислите, пожалуйста, по годам и проектам)?

5. Какую роль играет группа немецких советников, которая занимается вопросами сельского хозяйства, и в каких объемах эта группа финансируется федеральным правительством? (www.beratergruppe-ukraine.de)

6. Какими средствами располагает федеральное министерство продовольствия и сельского хозяйства (BMEL) для сельскохозяйственных проектов на Украине в 2015-м и 2016 годах?

7. Каков объем финансовых средств ЕС в рамках Общей сельскохозяйственной политики (GAP) предусмотрен для предприятий, которые ведут деятельность на Украине (пожалуйста, перечислите по годам с 2012-го по 2015-й)?

8. Какие двусторонние проекты сотрудничества поддерживает федеральное министерство продовольствия и сельского хозяйства (BMEL) на Украине (пожалуйста, укажите данные по финансовой поддержке по каждому проекту отдельно)?

9. В какой степени банковская группа KfW участвует в выдаче кредитов сельскохозяйственным концернам, которые инвестируют на Украине (пожалуйста, перечислите с названиями и размерами кредитов)?

10. Каков объем выплат Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) национальным, то есть украинским, и международным  сельскохозяйственным  холдингам (пожалуйста, перечислите все в полном объеме с 2009 года)?

11. Предоставляли ли банковская группа KfW либо ЕБРР кредиты немецкой компании AGRARIUS AG со штаб-квартирой в Бад-Хомбурге и если да, то с какой целью и в каком объеме?

12. Известно ли федеральному правительству о случаях, когда банковская группа KfW или ЕБРР предоставляли кредиты компании germanagrar CEE GmbH и если да, то с какой целью и в каких объемах?

13. Известно ли федеральному правительству, получала ли компания KTG Agrar SE со штаб-квартирой в Гамбурге кредиты от банковской группы KfW или ЕБРР и если да, то с какой целью и в каких объемах?

14. Известно ли федеральному правительству, получила ли компания Agroton со штаб-квартирой во Франкфурте кредиты от банковской группы KfW или ЕБРР и если да, то с какой целью и в каких объемах?

15. Может ли федеральное правительство подтвердить, что имеющий немецкое происхождение торговец Alfred C. Toepfer получил в качестве поддержки 60 млн долларов от ЕБРР, с помощью которых он смог удвоить площадь своих земель с 50 тысяч до 100 тысяч гектаров?

16. Насколько соответствует выдача кредита Alfred C. Toepfer целям федерального министерства продовольствия и сельского хозяйства (BMEL) поддержать мелкие фермерские хозяйства?

17. Какие выводы и заключения делает федеральное правительство из озабоченности мелких фермерских хозяйств и неправительственных организациях на Украине и в России по поводу фактических потерь украинских с/х предприятий на российском рынке, рынке Таможенного союза и стран СНГ в связи с подписанием соглашения об Ассоциации с ЕС?

18. Как федеральное правительство оценивает проект Ukraine Investment Climate Advisory Services Project ("Консультативные услуги по инвестиционному климату на Украине" - ред.), разработанный международной финансовой корпорацией (International Finance Corporation) Всемирного банка, с помощью которого запущено расширение агробизнеса?

19. Каким бюджетом, по данным федерального правительства, располагает Ukraine Investment Climate Advisory Services Project и какую сумму на этот проект выделило конкретно федеральное правительство?

20. В каком объеме, по данным федерального правительства, компании Monsanto и DuPont получили финансовую помощь в рамках кредита от Всемирного банка для экспансии торговли посевным фондом на Украине?

21. В каком объеме, по данным федерального правительства, компании Monsanto и DuPont получили финансовую помощь от банковской группы KfW или ЕБРР?

22. Какие выводы делает федеральное правительство из требований компании Monsanto о том, что на Украине должны развиваться биотехнологии и генная инженерия?

23. Какие выводы и заключения делает федеральное правительство из обращения стороны (депутатов - ред.) о существующей угрозе, что в случае, если на Украине будет развиваться генномодифицированные с/х технологии, по соглашению об Ассоциации ЕС с Украиной они могут быть установлены в ЕС?

24. В каких проектах и с какими финансовыми средствами участвует Немецкое общество питания (Deutsche Gesellschaft für Ernährung - DGE) в реформе сельского хозяйства на Украине?

25. Какие предприятия поддержаны через проекты DGE (представьте в каждом конкретном случае размер помощи и основные направления проектов)?

26. Какие цели преследует Twinning-Projekt украинского правительства для «улучшения практики менеджмента в области землепользования» с Нидерландами, Германией и Литвой?

27. В какой степени этот Twinning-Projekt финансируется ЕС?

28. В какой степени этот  Twinning-Projekt финансируется федеральным правительством?

29. Есть ли у Twinning-Projekt экономические партнеры и какие предприятия поддерживают его финансово?

30. Есть ли уже первые результаты Twinning-Projekt и охватывает ли он продажу земель зарубежным инвесторам?

31. Известно ли федеральному правительству о покупке земель на Украине Ливией в 2010 году в размере более 250 тысяч га?

32. Известно ли федеральному правительству о том, осуществляется ли сделка между Ливией и Украиной, несмотря на смену режима в обоих государствах, и о каких землях (право собственника, форма собственности) идет речь?

Берлин, 16 января 2015 года

Др. Грегор Гизи, фракция ЛЕВЫЕ

Германия, немцы, геополитика

Previous post Next post
Up