Сегодня 12 марта - Первый день после новолуния, Первый день десятого месяца по балинизийскому календарю, Первый день нового 1935 года на острове Бали.
Балинезийский календарь - Цака, частично соответствует индийскому, а частично основан на местных верованиях, уходящий корнями в древние языческие традиции.
Заметьте - ТОЛЬКО на Бали придерживаются этих традиций и обрядов, только тут празднуются определенные праздники и проходят определенные церемонии.
Во всей остальной Индонезии - основная религия - Мусульманство.
Итак - Первый день нового года называется Ньёпи (ударение на последний слог).
Этот день символизирует начало начал. Как и в создании вселенной и мира - все произошло из «абсолютного Ничего» - так и первый день нового года - должен быть максимально безмятежным и лишенным всякого рода активности.
В течение этого дня балинизийцы должны контролировать себя, это заключается в следующих принципах:
1. Амати Гени - нельзя зажигать огонь;
2. Амати Карья - нельзя работать;
3. Амати Лелунган - нельзя выходить из своих домов, путешествовать;
Амати Лелангуан - нельзя поддаваться желаниям, страстям, испытывать сильные чувства.
Существует ещё одно объяснение «молчания» в Ньёпи - это делается для того, чтобы злые
духи, вышедшие из под земли, подумали, что остров необитаем и не стали на нем оставаться. Но мне кажется эта версия более туристической.
Как и все праздники на Бали, Ньёпи окружен чередой церемоний «до» и «после».
За день «до» - день Пенгерупукан проходит церемония «Тавур Кесанг».
Особенный обряд умиротворения духов преисподней. Балинизийцы делают щедрые подношения, обходят с горящими свечами и благовониями весь дом и стучат в посуду или колокольчики для отпугивания злых духов.
Подношения перед калиткой дома
Наши Найоманы одели нас в Сарунги (длинные платки) и пояса - сказали, что на церемонию по другому никак нельзя
Люди в ожидании парада "Ого-ого" на площади и улицах Убуда.
Вечером, ближе к закату, начинается парад-шествие больших (иногда в 4-5 метров высотой) статуй чудищ из папье-маше или пенопласта - «Ого-Ого», символизирующих силы зла. Эти скульптуры начинают строить за месяц.
Балинизийцы объединяются в группы (не знаю точно по каким признакам - возможно по территориальным - например, все жители одной улицы объединяются в группу) и начинают строить «Ого-ого». Одна группа может построить несколько «Ого-ого» разных размеров. Самых маленьких «Ого-ого» - несут в параде детки, «Ого-ого» побольше - подростки, а самых больших - взрослые.
В Убуде на церемонии у каждой группы были свои футболки с названием команды и свой оркестр играющий традиционную музыку Балеганджур.
Статуи проносятся по главной улице, после чего они несутся к реке, источнику или океану, где омываются водой. По дороге на главной площади исполняется танец самого большого и страшного «Ого-ого».
Наверное это самый большой "Ого-ого" - светиться и хрюкает!
Иногда чучела ломаются и падают, что приводит в восторг публику...
В маленьких деревнях чудища «Ого-ого» в конце церемонии сжигаются. Цель представления создать гармоничные отношения между человеческой жизнью и Богом, между человеческим бытием и всем, что ее окружает.
Мне эта традиция - делания чучел и сжигания их - очень напомнила нашу русскую Масленицу, которая тоже имеет языческие корни. И проходит она в то же время!
Ночью после парада, который длится три часа, балинизийцы устремляются в храмы для проведения очередной церемонии - нам про это рассказал хозяин нашего домика Найоман - но цель ночной церемонии я, к сожалению, не уловила. Возвращаются они часам к трём-четырём - почти к рассвету. С рассветом наступает долгожданный Новый годи - Ньёпи.
В день Ньёпи - начало нового года по балинизийскому календарю - все должны сохранять спокойствие, не работать, отдыхать, это день медитаций и практик. Истинные балинизийцы даже не готовят в этот день - еду заготавливают заранее.
Не работают магазины, кафе, рынки... ничего не работает - даже аэропорт, единственный в мире аэропорт Нгурах-Рай, который не работает целый день каждый год. Возможны аварийные посадки - но при этом экипаж должен ожидать конца Ньёпи - а это шесть утра следующего дня. В день «молчания» не услышишь шум мотора мотобайка, машины, музыки, радио или телевизора. Всех туристов заранее предупреждают об этой традиции - никого не выпускают с территории гестхаусов, отелей или съемных жилищ. По улицам пускают специальный патруль Песаланг - который следит за покоем и тишиной - и штрафует нарушителей.
Единственным исключение из правил являются экстренные службы: скорая помощь, полиция и пожарная охрана.
День «после» - церемония Мед-Медан - проводится в местечке Баньяр Каджа Сесетан, на Юге Денпасара, столицы Бали. Молодые люди - девушки и юноши не состоящие в браке - собираются на площади. Они становятся друг напротив друга овалом молодые люди на севере - девушки на юге и начинают поливаться водой и целоваться. Согласно местному поверью, данный обряд приносит удачу на целый год всем, кто в нем участвует. Но участвовать в церемонии могут только проживающие в этой деревне.
Опять же - очень пересекается с новогодней традицией в Тайланде - когда все друг друга поливают водой. А у нас кстати на Масленицу кидаются снежками.
Найоман сказал, что они всей семьей поедут навещать его родственников в соседнюю деревню, на следующий день после Ньёпи. Видимо это тоже традиция дня «после».
Сегодня Найоман - хозяйка - угощала нас утром отменными вкусняшками - вареными бананами, рисовыми сладостями с кокосовой начинкой, завернутые в банановый лист и фруктовым желе.