Проход закрыт: московские дворы будут не для всех

Jun 27, 2017 22:39




Власти Москвы собираются принять новые нормы градостроительного проектирования и разделить городские кварталы на публичные и приватные.

Идею разделения пространства озвучил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин. В интервью, опубликованном на сайте главы города, он рассказал, что в правительстве столице решили отказаться от идеи проходных дворов и что принять новые нормы собираются уже этой осенью.

- Приведу простой пример. Улица, сквер, площадь - это публичные территории, там можно встретить случайных прохожих. А двор конкретного дома - это приватная территория для жителей этого дома и их соседей. Двор должен отличаться от улицы и своей планировкой, и благоустройством. Эта территория не может быть проходной. По региональным нормативам московский двор - это тихое уютное место, с зеленью и площадками для отдыха, - рассказал Хуснуллин.

Он также сообщил, что в новых нормативах прописаны стандарты создания упорядоченных проездов для автомобилей, организации паркингов в районах жилой застройки. Все это нужно, чтобы избежать образования хаотичных парковок во дворах.

Вице-мэр отметил, что программа реновации заключается не только в обновлении жилищного фонда города, но и в создании «полноценной комплексной городской среды», перепланировке и обустройстве дворов.

- Каменные джунгли, как справедливо прозвали спальные районы Москвы, возводили десятки лет. Теперь они должны уйти в прошлое, - подчеркнул Хуснуллин.

По словам замглавы города, для каждого квартала разработают индивидуальный проект, учитывающий особенности местности, традиции, масштабы, окружающую застройку. Но основные стандарты комфорта и благоустройства будут едиными для всех.

Кроме того, в новых кварталах пространство поделят на жилые и общественные зоны. К примеру, выходя во двор, жители станут попадать в зону спокойствия и комфорта, с минимумом посторонних людей и машин.

- Никаких проходных дворов не останется. Мы предусмотрим удобные пешеходные проходы от жилых домов к метро и автобусным остановкам. Чтобы жителям не пришлось прокладывать народные тропы через газоны. По нашим предварительным подсчетам, из-за перепланировки территорий и освобождения места после сноса пятиэтажек в районах Москвы вдвое увеличится количество мест для парковки, - отмечает Марат Хуснуллин.

При этом, заверил вице-мэр, из-за реновации деревьев в городских дворах меньше не станет.

- Вместо пустырей и промзон вокруг кварталов программы реновации появятся новые скверы и парки. Везде, где возможно, ситуация с озеленением и благоустройством будет улучшена, а значит, улучшится и экологи, - добавил он.

В настоящее время законопроект о реновации прошел третье и окончательное чтение в Госдуме. После этого столичная мэрия подвела итоги голосования москвичей, которое показало, что 90% изначально заявленных по программе домов будет снесено и перестроено.

Между тем, не все эксперты одобряют идею разделения городских пространств на публичные и приватные. Как заявил преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук Петр Иванов, слова которого приводит РБК, урбанисты уже 50 лет подтверждают своими исследованиями, что закрытые внутренние пространства - это не лучшая идея, так как уровень безопасности здесь ниже, а общественный контроль создается за счет принципиальной публичности. По его словам, наиболее эффективным является разделение города на приватное (квартира) и публичное (улица) пространство. Дальнейшее разделение уже рискованно, так как непонятно, какими критериями будут руководствоваться из-за разделения.

Ему вторит руководитель Центра прикладной урбанистики Свят Мурунов, который уверен, что несмотря на то, что, хотя разделение на приватное и общественное пространство по идее администрации столицы должно привести к городской сегрегации, этого не произойдет.

- Бедным - периферия, а богатым - доступ к услугам. Очень напоминает феодальную структуру города, - заявил он, добавив, что от появления большего количества частных территорий город начнет распадаться на части.

Инициативу московских властей для “Давыдов.Индекс” прокомментировал Руководитель Центра Прикладной Урбанистики МВШСЭ, создатель карты городских сообществ Святослав Мурунов: «Доступность дворовых территорий снизилась из-за того, что собственники жилья перед своим домом устанавливают забор со шлагбаумом. Проходных дворов практически не осталось. Если разграничение пространства на приватные и публичные зоны вводить в градостроительные нормы, то проектирование пешеходных связей в городе усложнится, и столица начнёт делиться на очень замкнутые пространства. Я считаю эту идею очень неудачной, а решение непродуманным. Возможно, это попытка отвлечь внимание от вопроса реновации и переключение на другую тему. Ещё прошла новость про озеленение крыш. Это все отвлечение. До конца ничего не просчитано. Все это похоже на вандализм в чистом виде. <...>Мне кажется, такого зонирования надо добиваться не делением пространства на публичное и приватное, а за счёт ландшафтного дизайна и за счёт правильного разведениям пассажирских потоков.»

Архитектор, урбанист, эксперт по вопросам развития территорий, директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС, соучредитель и руководитель проектного бюро «Платформа», советник Союза российских архитекторов, член Союза московских архитекторов, соучредитель НП «Гильдия архитекторов и инженеров» Ирина Ирбитская высказалась в поддержку деления общественного пространства города: «Я всецело поддерживаю эту установку. Городское пространство - это, прежде всего, пространство границ. Как только мы начинаем делать нечто смешанное и промежуточное неосознанно, получаем конфликты. Это хорошо наблюдается в частном секторе, если нет забора между соседями. В этом случае вероятность конфликта за территорию между ними практически стопроцентна. Вопрос только в том, когда этот конфликт случится. Как только мы разграничим территории, мы обеспечим максимальное бесконфликтное существование в городе. <...>Кроме того, такая артикуляция пространственных границ позволит интенсифицировать общественное пространство. Планировщики и градостроители должны осознавать, что городская экономика развивается только там, где есть пешеходный транзит. Высокая проходимость там, где безопасно, комфортно и вдоль транзитов есть сервисные услуги, которые в свою очередь не развиваются без пешеходного транзита. На территориях, где хаосно переплетаются транзитное, общественное, публичное пространство и дворовые территории, не может развиваться качественно ни дворовая территория, ни общественное пространство.»

Российский художник и искусствовед, историк древнерусской архитектуры, писатель, академик Российской академии художеств, заслуженный работник культуры России, профессор, доктор архитектуры, кандидат технических наук, академик Российской академии художественной критики, член Союза писателей России, член Ассоциации искусствоведов Сергей Заграевский также выступает с положительной оценкой данной инициативы: «Тема эта очень наболевшая. <...>Жильцы стонут от проезда машин. Во всех дворах стихийно устанавливаются шлагбаумы. Сейчас повсеместная практика у московских властей узаконивать их установку. Это бывает сложно, потому что дворы запутаны. Однако всеми правдами и неправдами люди борются, чтобы сделать свой квартал приватным, и уйти от этой пресловутой, очень пугающей всех москвичей общественной функции. В этой связи идея поделить Москву на публичные и приватные территории, с точки зрения современной урбанистики, очень здравая и очень хорошая. Другой вопрос, как она реализуется на практике.»

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.
Повестка, тренды, мнения, эксклюзив. Неформально на Telegram-канале «Давыдов.Индекс».

Москва

Previous post Next post
Up