Как сократят бюджет

Dec 09, 2016 14:01

Сегодня Госдума приняла в третьем, окончательном чтении проект бюджета на 2017-2019 годы. Одно из ключевых заявлений, сделанных правительством при разработке этого одного из ключевых для страны документов состоит в том, что взят курс на сокращение расходной части и разрыва между доходами и расходами.




Как показывают результаты проведённого РБК исследования, на самом деле это сокращение уже идёт - оно началось в прошлом, 2015 году. Таким образом фактически речь идёт не о трёхлетнем, а о пятилетнем (2015-2019) поэтапном сокращении расходов бюджета. Правда, вместе с ними сокращаются и доходы. Но стоит отметить, что и дефицит бюджета будет последовательно падать: если в бюджете 2016 года он составил 3 трлн рублей, то в 2019-м будет втрое меньше. В процентном соотношении к общему объёму бюджета дефицит также сократится с 18,5% сейчас до 7% в 2019 году.

При проведении исследования использовались данные правительственного проекта бюджета на 2017-19 годы (который сегодня и приняла Госдума), а суммы доходов и расходов бюджета предыдущих лет были пересчитаны исходя из цен 2016 года (т.е. с поправкой на инфляцию) для более адекватного сопоставления.

Вот как выглядит общая динамика доходов и расходов бюджета РФ с 2011 по 2019 год (2017-19 годы - по данным проекта):




Как можно увидеть, основное сокращение дефицита бюджета планируется проводить не за счёт оптимизации расходов (хотя они и уменьшатся по сравнению с 2016-м и предыдущими годами), а через уменьшение доходной части - оно составит 2,4 трлн рублей (с 16,4 трлн в 2016-м до 14 трлн в 2019-м). В то же время расходы сократятся только на 0,4 трлн (с 13,4 трлн до 13 трлн).

Однако если не учитывать инфляцию (реальный уровень которой предсказать достаточно сложно) и брать указанные суммы в их номинальном выражении (т.е. как они заложены в бюджет), то к 2019 году планируется рост доходов на 11% относительно уровня этого года. За счёт этого дефицит бюджета сократится с 3,7% ВВП сейчас до 1% ВВП в 2019-м.

Если говорить о структуре расходной части бюджета 2017-2019 годов, то основные статьи в ней посвящены социальным направлениям и расходам на силовые структуры. Если в 2016 году расходы на оборону составляли 27,1% бюджета, то в ближайшие годы их сократят - все три года они будут держаться в районе 16-17%. На национальную безопасность ежегодно будут выделять около 11% бюджета (в последние годы - 12,5-15,5%, в этом году - 11,4%).

Что касается расходов на социальные статьи, то их тоже сократят: на образование пойдёт 3% бюджета (в 2011-15 годах - 4-5%), на здравоохранение - 2% (в предыдущие годы - 3-5%). Однако РБК отмечает, что это визуальное сокращение обманчиво: основные расходы на эти сферы лежат не на федеральном бюджете, а на бюджетах регионов и внебюджетных фондах. Так, в 2015 году реальные расходы на образование и здравоохранение составили соответственно 23% и 22% от совокупного объёма расходов бюджетов РФ и регионов, что сопоставимо с расходами на оборону (24%). Ожидается, что в ближайшие три года сохранится тот же уровень расходов по этим двум направлениям.

Понятно, что реальные суммы доходов и расходов бюджета, возможно, будут заметно отличаться: в расчётные цифры на 2017-2019 годы правительство заложило сценарий с ценой нефти $40/баррель. По оценке эксперта ВШЭ Антона Чернявского, уже при цене в $50 уровень доходов и расходов может подняться на 5%.

Как заявил в беседе с "Давыдов.Индекс" наш постоянный эксперт, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономической теории и государственного управления Амурского государственного университета Максим Зинченко, для снижения темпов сокращения расходной части бюджета или даже остановки этого процесса следует сделать упор на развитие экономики: "Механизмы для такого развития могут быть самыми разными. Например, развитие сельского хозяйства. Конечно, с учётом поддержки государства. Конечно, параллельное сокращение - это вынужденная мера. Но до бесконечности сокращать расходные обязательства, чтобы соблюдать баланс между доходами и расходами, не получится. Необходимо увеличивать доходную часть.

Конечно, можно сократить какие-то другие программы, например, программу оборонно-промышленного комплекса. Но это может привести к очень плачевной ситуации. <...> Брать и сокращать другие программы тоже опасно. К вопросу о сокращении расходов на социальный сектор тоже нужно подходить осторожно.

Поэтому выход один - привлечение инвестиций. Особенно для развития производства. К сожалению, наше производство сейчас находится в упадническом состоянии, оно не высокотехнологично. <...> Если не обновлять основные фонды, не привлекать инвестиции и не налаживать современное производство, об увеличении доходов говорить просто-напросто не стоит."

Директор бизнес-школы ЧелГУ, старший преподаватель кафедры экономической теории и регионального развития Виталий Ашмарин обращает внимание на ситуацию в которой оказалось правительство в связи с одновременно возникшей необходимостью и сократить, и увеличить социальные расходы, и возможные пути решения этой дилеммы: "Единственный нормативный документ, по которому работает правительство РФ, - это указы президента. 12 указов, в том числе экономические, социальные. И в социальных указах президент чётко написал, что медикам нужно зарплату повысить, учителям повысить, и сказал, что указы эти отменять не будет. И правительство оказалось в очень интересной ситуации. Денег нет, бюджет сократился, а указы выполнять надо. И для меня ситуация парадоксальная. <...> И вот они в этой вилке и крутятся: как выполнить указы и уложиться в бюджет. У правительства есть ещё одна цель: выйти на уровень инфляции в 4%. То есть просто лимитировать деньги они не могут, облигации выпустить правительственные, как это делается в Европе, так как это приведёт к инфляции.

Единственный выход - инфляция приоритетна, поэтому выход единственный - сокращать бюджет. Другого пути нет. Если мы раздуем бюджет, вырастет инфляция, мы не достигнем стратегической цели в 4%."

Ну, как-то так.

Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов можно прочитать тут.

Ссылки в тему:
Госдума приняла бюджет РФ на 2017-2019 гг.
Исследование РБК: потерянное десятилетие российского бюджета
Цикл сокращения бюджетных расходов продлится не менее пяти лет

экономика, бюджет, Государственная Дума, расходы, доходы, правительство РФ

Previous post Next post
Up